На первую страницу "Семечек"


Сергей Соболев
Неплохие книги неплохого года
 

Общение с бухгалтерией откладывает некий отпечаток на календарно-хронологические циклы. Так, например, отчет за первые девять месяцев года почему-то мыслится им наиважнейшим изо всех, даже круче годового. 

На книжкином фронте заметных явлений не мало. Одно из самых заметных, как мне кажется, это появление забугорных, в забугорье же и нашумевших, книг. Издали два романа Нила СтивенсонаЛавина» и «Алмазный век»). Издали в обратном хронологическом порядке, с многажды использованными ранее (на других книжках, естественно) слайдами на обложках, но романы стоят того, чтобы купить их даже в таком странном оформлении. Тем более что серия «New Wave» по-видимому, прекратила свое недолгое существование, а раз закрылась, то и допечаток, увы, больше не будет. Разве что аккуратно перетянут в другую серию: в оранжевой «Альтернативе» вышли «Американские боги» Нила Геймана, переиздают «Лавину» Стивенсона (с той же самой неряшливой опечаткой: текст начинается с опечатки -- на первой же старинице стоит  буквица "С" вместо "Д") и «Джонни-мнемоник» Уильяма Гибсона. Серию «Альтернатива» двигает безусловно культовый «Бойцовский клуб», снятый по одноименному роману Чака Палланика (этого автора там еще «Удушье» издали, и немного в другом оформлении -- "Колыбельную").

Так, помянул роман «Американские боги» Геймана. Премия "Хьюго", премия "Небьюла", что-то там из премий за лучший роман ужасов... Это из прессы. Плюс затравка на обложке: мол, боги всех народов живут в современной Америке. Н-да, анонс много интересней самого романа получился. Книгу можно назвать бледной копией с Желязны. Слишком много пустопорожних описаний. Отступления поверхностны, персонажи загадочны, мотивы поступков их – туманны, а действие – вялотекущее. Но все лучше прочитать изданную книгу, чем ждать годами, когда же кто-нибудь соизволит перевести ее? Так что молодцы в редакции АСТ, хвалю за скорость.

В традиционном «Звездном лабиринте» как минимум пять заметных книг. Во-первых, долгожданный роман Вячеслава Рыбакова «На следующий год в Москве». После шпионского «На чужом пиру» получше написано, но все равно слабость мотивировок поступков персонажей (особенно ближе к финалу), гротескная проработка реалий параллельного мира вызывает ухмылку и недоумение: «Где же былой Рыбаков?». Да там, в Ордуси где-то.

Во-вторых, новый большой роман Сергея Синякина «Операция прикрытия». Нормальный такой дотошный исторический роман о послевоенной жизни в СССР, глазами Сталина, Берии, политзэков, работников органов НКВД, бывшего полицая, и т.п. персонажей. Где-то там на периферии повествования все это завязано на базу НЛО высоко в уральских горах. Я уже слышал отзывы, что финал книги чрезвычайно смят в лепешку, но именно такой он и был бы в реальности. (Не понятно, правда, почему в колонтитулах по всей книге написано "Операция прикрытия, или..." -- хотя нигде больше в книге второго названия не дается. Для меня это так и осталось загадкой).

Третий замечательный томик – книжка Александра Тюрина «Вооруженное восстание животных». Оба произведения, там помещенные, являются переизданиями, но очень уж плотно написано, рекомендую. Чуть ранее в серии «Звездный лабиринт: коллекция» выходил его толстый кирпич «Фюрер нижнего мира».

Четвертый долгожданный роман – продолжение цикла «Космополиты» Андрея Лазарчука и Ирины Андронати. Действие прямо продолжает первый роман («За право летать»), только добавлена линия жизни вынужденных выселенцев с Земли, выхваченных из финального брежневского застоя со своими парткомами – и перенесенных в тьмутараканью звездную систему.

Пятая книга – уже ставший традиционный сборник «Фантастика», выпуск первый за 2003 год. Кирпич толстенный, да только мне там легло на душу два рассказа: Олег Дивов про бригаду золотарей в городе за полярным кругом, и юмористический рассказ-пародия Лео Каганова.
 

 

Говорят, одни и те же идеи постоянно носятся в воздухе, чтобы одновременно воплотиться в реальности в творениях совершенно незнакомых друг другу людей – будь то изобретение телефона или радио, – все это подтверждает единство ноосферы, как и зевота, передающаяся от соседа к соседу. Практически одновременно на русском языке вышли два романа о путанах: «Одиннадцать минут» (2002) Пауло Коэльо и «Анатом» (1997) Федерико Андахази. (отметим, что "Анатом" вышел в двух разных обложках -- та, которая представлена здесь, наименее противная). Причем и у Коэльо, и у Андахази речь идет о суперэлитных проститутках, работающих в самых фешенебельных заведениях наибогатейших стран своего времени (Швейцария XX века и Италия XVI века). В обоих романах поражают нарочитые самоповторы – причем если у Андахази эти периоды местами опрадваны (хотя бы в целях пародии), то менторность Коэльо раздражает. Чтобы получше врубиться в «Анатом», надо почитать «Священный вертеп» Косидовского, «Мемуары придворного карлика, гностика по убеждениям» Д.Мэдсена, кирпич А.Ф.Лосева про этику-эстетику Возрождения, «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанную им самим», или на худой конец посмотреть фильм «Яды, или всемирная история отравлений». Роман «11 минут» уже получил свою толику критики за излишнюю идеализацию «первой древнейшей» (например, читайте хорошую рецензию Сергея и Марины Дяченко на их персональной странице на сайте "Русская фанатстика"). Представьте себе такую сказочку: жила-была девушка в глухой бразильской деревне, решила денег подзаработать. Поверила первому встречному богачу, поехала самбу танцевать в Европу, в какой-то клуб ночной. А там ее обманули, гроши платили. Пошла она мокрощелку сдавать, да так удачно, что за год скопила на фазенду и виллу для родителей. Зная основной контингент читающих модного литератора/проповедника, нетрудно предугадать легкие последствия легкого поведения. «Анатом» более суров -- там пятилетняя девочка во время миньета клиенту пенис откусывает. Финалы тоже сильно разнятся: проститутка в книге Коэльо выходит замуж за богатого художника и поселяется в роскошнейшем доме, а проститутка из "Анатома" помирает от гнойного сифилиса. Андахази еще и разъясняет, например, почему в чрезмерно религиозных странах женщинам удаляют клитор. Оба этих романа, как вместе, так и порознь, будут интереснейшим образом воздействовать на публику. Объемом они маленькие -- буквально на вечер, языком написаны доходчивым, авторы модные.  Так что растабиурование секса, сделанное в этих книгах на бумаге, бесследно не пройдет.
 

 

Хороший расклад в этом году у киберпанков. Три книги А.Тюрина, книжка Брюса Стерилнга «Дух времени» и наилучший сборник его же рассказов «Старомодное будущее» (вышел в АСТ), «Все вечерники завтрашнего дня» и «Идору» Уильяма Гибсона. Причем Гибсону везет как никогда: в АСТ переиздали две его книги («Джонни-мнемоник» – весной в серии "New Wave", осенью -- под оранжевой обложкой "Альтернативы", а «Граф ноль» -- опять же, в "New Wave"), в «У-фактории» – всю трилогию о Мосте в трех разных сериях ("Кибертайм" в переплете, "Кибертайм" в обложке, и как бы в трехтомничке "Трилогия о Мосте"). Получается, что роман «Виртуальный свет» существует сейчас на русском в пяти разных оформлениях. Во пруха!
 

Совершенно неожиданно взял да и всплыл Виктор Пелевин. Причем не в привычном «Вагриусе», а в «Эксмо». Загадочны пути авторских прав на рынке… Сборник «DПП(нн)» опять-таки про окружающую жизнь, но столько юмора и злобной сатиры, сколько там встречается, у Пелевина, кажется, еще ни в одном предыдущем произведении не было. "Человек строит тюрьму, и наградой за это получает место в камере". Говорят, Пелевин уже не тот, что в раньших произведениях, нет былой глубины и офигенной парадоксальности.
Так вот в повести «Македонская критика французской мысли» такой выворот реальности в абсурдизм, какого автор еще не достигал.
Что касается степени воздействия пелевинских выдумок на реальность, так надо признать, что уже книги про нумерологию стали очень востребованы на рынке. Будет ли оживление в интим-салонах за специфическими препаратами?

Из переизданий стоит выделить эксперимент АСТ по продвижению качественной фантастики в ряды мэйнстрима. Есть у них замечательная серия на хорошей бумаге, "Золотой фонд мировой классики" -- бордовые тома добротного бумвинила с тиснением под золото. Выглядят подарочно, стоят выше среднего. Так вот, наряду с томиками общепризнанных классиков типа Уэллса, Брэдбери, Лема, Воннегута и Оруэлла, недавно вышел "Гиперион" Дэна Симмонса.


  На первую страницу "Семечек"
Hosted by uCoz