Сергей СоболевПосле сильной любви выживут тараканы
В серии «Philosophy» издательства АСТ вышла монография Дж.Форрестера «Мировая динамика». (цена 150 руб) Книга написана в середине 1970-х, на русском выходила в 1978 (многие комментарии советского времени оставлены в современной публикации). Очередное развитие идей Мальтуса, но подкрепленное четкими математическими выкладками, смоделированными на ЭВМ. Коротенько содержание работы можно выразить графически на прилагаемом рисунке.
Из него видно, еще лет через 30-50 любви к красивой жизни разразится кризис, причем такой, что мало не покажется. Обратите внимание на резкое уменьшение численности населения. Комментаторы разнятся в причинах столь мощной «смертельной жатвы»: то ли глобальная война, то ли вспышка эпидемии в перенаселенных районах – как наиболее вероятный природный регулятор численности популяции. Подсластите пилюлю, и посмотрите, как в заоблачные выси взметнется уровень жизни после вымирания 80% населения. По-моему, чистой воды слепое моделирование: сможет ли оставшееся население хотя бы поддерживать былой, предкризисный уровень существования? (Брюс Стерлинг в "Священном огне" как раз такую пост-катастрофическую цивилизацию нарисовал.)
Любопытны «Письма Римскому клубу» С.Переслегина и Н.Ютанова (идут как приложение к книге "Мировая динамика"). Там они и экологистов чихвостят, и популизм правительств, и на Форрестера по-новому смотрят. В кризисе ничего особенного они не видят, даже предрекают фундаментальные изменения в социуме, а цивилизация, осуществившая Переход (то есть выжившая после кризиса), становится силой космического масштаба. И прямо так ссылаются на Вернора Винджа. Короче, людены скоро появятся тут, ни много ни мало.
Дж.Г.Баллард «Суперканны» М. ЭКСМО. СПБ «Домино». 544 стр. тир. 4 т.э. Перевод Г.Крылова. (цена 120 руб)
Мир делится на супертехнологичные зоны – и зоны с диким отставанием в развитии (В книжке Форрестера это описано мельком, и в примечаниях разбирается). Принадлежащие к верхушке – уже сверхлюди. Корпорации без них развалятся, поэтому им все сходит с рук. Им даже позволительно устраивать охоты на эмигрантов и насиловать прочее малорослое быдло. «Бойцовский клуб» Чака Паланика, «Американский психопат», «Суперканны» – гиперболизируют насилие современного мира. Всплески жестокости могут не иметь каких-то ярких поводов к началу боевых действий: сама окружающая искусственная среда является поводом начать мочилово. Окружающий мир устроен глупо и люди сами беспрестанно усложняют жизнь, как будто им за это доплачивают (а ведь действительно – за это платят). Суперканны – экономическая зона хай-тек корпораций, аналог амерканской Силиконовой долины. Люди там работают от зари до вечера, почти без выходных. Все удобства (даже ванные комнаты) на работе, едят на работе, естественно. Дом - просто место для ночлега. Как в тех самых ульях или муравейниках у насекомых
Дэниэл Ивен Вайсс «Нет царя у тараканов» М. ЭКСМО. 2003. 368 стр. Перевод И.Залогиной. Тир. 3 т.э. (цена 120 руб)
Жизнь людей глазами таракана. Занятная повесть, моментально приходит на ум аналогия с рассказом Виктора Шендеровича «Из последней щели» (1990). (Еще и "Жизнь насекомых" Пелевина вспоминается; а как же без него-то, при разборе нормальной фантастики?) Копирайт на повесть Вайсса стоит 1994 г., но судя по некоторым деталям (игра в шахматы по переписке с диссидентом из Союза, упоминание КГБ) произведение могло быть написано и раньше.
От лица тараканов сатира получается злее и точнее. Не от того ли, что из грязи видно, чего же люди стоят на самом-то деле?Человек – тупое животное, а таркан им управляет. В одном из последних номеров журнала «Если» был рассказик Л.Каганова «На поселение» – так там бактерии управляли людьми. Тараканы занялись переустройством личной семейной жизни своего квартироснимателя: мелкими ухищрениями ссорят его с женой, подстраивают свидание с красивой соседкой, вырубают электрический ток, короче, геополитика по тараканьи. Помимо прочего читатель узнает подлинную историю истребления тараканами динозавров (стр. 277-279), пройдет с экскурсией по канализации,
Есть и антиарабские наезды, куда ж без них в сатире ХХ века: «вот же кретины – закрывать шмотьем единственную штуку на нашем зеленом шарике, которую стоит видеть» (про паранджу).
«Неприглядное воплощение общинности – пчела. Как человек, она процветает лишь в пределах своей касты и неспособна выдержать одиночество. Честный рабочий-фашистик исполняет свой «танец» (может, энтомологи скажут, что и рабы на галерах «танцуют»?), нескончаемо собирает еду, которую едва пробует; летит в улей, где едва живет ...»
«Деньги – людские феромоны»
В примечаниях к Форрестеру как раз пишется, что человечество приближается к кастовой разблюдовке: жесткой ситуации, когда от рождения будет прикреплено место как в социальной, так и в экономической структуре общества. Муравейник или улей – образец для конструкторов будущих государств. Стагнационная структура мегаполиса, в котором все раз и навсегда отлажено на века, может быть позволит себе ненадолго какие-нибудь атавизмы типа символического обряда дружного голосования, или наличие нескольких источников информации, да только отмирать они будут быстрее, нежели когда-то внедрялись в жизнь. Вот об одном из таких муравейников Баллард в «Суперканнах» и написал.
Раньше сатирики критиковали общество с позиций великанов («Гулливер» Джонатана Свифта например). Теперь же, во времена всепроникающей демократии, любая, хоть даже самая наиконструктивнейшая критика, смотрится как лай Моськи на Левиафана. Главное, чтобы свободомыслящим не надобно было прятаться по щелям.
«Жизнь насекомых» Пелевина заканчивается слегка измененной цитатой из песни, кажется, группы «Мираж», уже изрядно подзабытой на момент публикации повести:
…Завтра улечу
В солнечное лето
Будду делать все что захочу
В первом издании (журнал «Знамя», № 4 за 1993, с.65), в первом книжном издании (Сочинения: В 2 т. Т.2, М. ТЕРРА. 1996, стр. 158) именно так и напечатано, с двумя «д». Во всех последующих «Вагриусовских» изданиях (десятка два, я думаю, под разными картинками, в мягкой обложке и в твердых переплетах, в солидных толстенных кирпичах и т.п.) – исправлено, отсылка к Сакьямуни исчезает…
Сборник «Псы любви» (М.АСТ.2003. 380 стр. тир. 10 т.э. Серия «Звездный лабиринт» цена 72 руб). Сборник рассказов, написанных по результатам прошлогодней «Рваной Грелки». Тема была задана Ником Перумовы: «Испытание на способность любить и последствия этого испытания». Тема весьма расплывчата и аморфна, что позволило конкурсантам писать про что угодно. Добротная нф про колонизацию планет (С.Лукьяненко «Мы не рабы», О.Козырев «Холм»), пряничная сказка про Деда Мороза (А.Филиппова «Недотыкомка»), юмористические истории про необычные способы наказания преступников (Л.Каганов «Любовь Джонни Кима», Н.Калиниченко, Д.Хомак «Воры в банке»), про Сталинградскую битву (Ю.Нестеров «Сталинградское Рождество»). Тексты в сборнике подобраны на редкость высокого качества, не смотря на весьма сильное расхождение между заявленной темой конкурса и содержанием произведений.
Можно даже сказать: «Псы любви» намного лучше традиционных сборников «Фантастика». Ибо что есть ежегодники «Фантастика» на нынешнем этапе? Повести, рассказы и отрывки из недописанных произведений современных российских авторов, причем тексты никакой темой не объединены и никакой общей идеей не связываются. По крайней мере, сейчас так; как будет дальше – будем посмотреть. Антология же предполагает мастерство иного толка, хорошая антология с грамотным порядком компоновки текстов сама по себе является оригинальным произведением, в котором успех зависит не только от авторов, но и от составителя.Явно по теме написано не так уж и много рассказов: очевидно, только Лукьяненко, Каганов, Дубровин, Козырев, Филиппова. Остальные же не только «отклонились от темы сочинения», но и даже выдали большие свои рассказы за итог двухдневных писательских упражнений. Например, «Объявление» К.Бенедиктова, «Мотив» В.Обедина, Зулумбийское величество» А.Фортель – в этих рассказах, написанных за 48 часов, по 30-40 страниц. И ладно, если б это был кисельный бред графомана Петухова или Малышева. Так нет же, рассказы эти очень даже неплохие, мастерски отточены детали и выверена сюжетная линия. (Кстати, лучшим произведением в заданной теме был бы рассказ Урусулы ле Гуин «Левая рука тьмы». Вот где действительно весь трагизм «испытания на способность любить»!).
Повесть Дж.Локхарда «Муравейник» (тоже, кстати, более 40 страниц) вообще показалась мне притянутой к теме: был, видимо, у Локхарда занятный текст про мир с необычной космогонией, а тут конкурс, а почему бы и не украсить повестушку любовной линией? Повести это только на пользу пошло – уж больно оригинальный вывернутый мир Локхард описал, ой как нечасто встречается в фантастике оригинальное конструирование миров. "Муравейник" ложистя в один ряд с "Экспедицией "Тяготение" Хола Клемента, "Опрокинутым миром" Кристофера Приста и "Днем свершений" Виктора Жилина. По позднему размышлению, вот ради "Муравейника" Локхарда и кагановского рассказа сборник стоит купить.
Да, раз уж тема обзора – насекомые. Есть и такой эпизод в сборнике: «Она отодвинула мусорное ведро, и оттуда сыпанули в разные стороны таракан. Зягура ловко наловила их целую горсть и протянула Семену:
– Очень вкусные насекомые! И глупые, ничего не боятся. Их так много, что надолго хватит!» (с.129).[В связи с тем, что на обложке сборника крупно набрано "Ник Перумов", разразился целый скандал по поводу неправомочного использования имени писателя; намекают даже на то, что издательство должно бы теперь Перумову заплатить за использование брэнда. С другой же стороны, неплохо было бы Нику Перумову заплатить издателям за то, что под его именем в кои-то веки выпустили удобочитаемую интересную книжку].
Брюс Стерлинг «Священный огонь» Пер. Е.Любимовой. Екатеринбург. У-Фактория. 2003. 448 стр. Серия "Киберtime". Тир. 10 т.э. (цена 120 руб)
Власть находится в руках геронтократов-глобалистов, и поэтому важнейшей отраслью человеческой деятельности объявлена медицина: буквально все подчинено медикам, стремящимся окружающую среду стерилизовать, людей кормить выхолощенными и очищенными искусственными продуктами, а в награду за добропорядочные деяния на благо человечества индивидуум получает медицинское обслуживание.
Странный это рай, где запрещена реклама, говорящие собаки ведут телевизионные интеллектуальные диспуты, уничтожены эпидемии, а самой высокоразвитой страной стала Индонезия, наименее всего пострадавшая в эпоху глобальных эпидемий 2030-х годов (смотри график из книжки Форрестера).
– У государства есть враги?
– Конечно! Множество! Бесчисленные орды! Самые разные отказники, диссиденты! Амиши. Анархисты. Андаманцы. Автралийские аборигены. Несколько племен афганцев. Какие-то американские индейцы. И это только на букву «А».
Проблема омоложения занимала человечество с давних пор. Что только ни придумывали для продления существования одной отдельно взятой особи: и пересадка мозга (Р.Хайнлайн «Не убоюсь я зла»), и запись сознания на внешний носитель (А. и Б.Стругацкие «Свечи перед пультом» – новелла из романа «Полдень, XXII век»; в этой новелле, кстати, упомянут загадочный «метод Каспаро-Карпова» – не знаю как там насчет метода, а вот противостояние этих двух фамилий известных шахматистов явилось пророческим), и живительные переливания крови бессмертных (Дж.Ганн «Бессмертные»), и киборгизация организма (смотри тот же «Робокоп»), и таскание камня в гору (А.Гайдар «Горячий камень»). В «Священном огне» Стерлинг использовал метод, описанный Петром Павловичем Ершовым (1815-1869) в сказке «Конёк-горбунок» (1834) [обратите внимание, сколько лет было Ершову на момент написания сказки, и попробуйте найти хоть что-нибудь еще, им написанное]:
Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй – водой вареной,
А последний – молоком,
Вскипяти его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться –
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
А потом еще в студеной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодецСтерлинг, естественно, наукообразил все эти квазифольклорные метафоры, но суть осталась именно такая: тело пациента расщепляют, растворяют, и заново выстраивают в специальном чане-биоконтейнере.
Героиня романа, Миа Зиеманн, во время операции потеряла всю наносную культуру поведения, десоциализировалась, испугалась нагромождений условностей, которыми окружен человек ее уровня и достатка, и бежала из этой противной геронтократической среды на волю, в Европу. Ее медики ищут, эксперимент продолжать, а молоденькая и похорошевшая Майа колесит по Европе, связывается с молодыми бунтарями, попутно выступая на подиуме.
Метаморфоза с героиней произошла во время операции омоложения, когда сознание пациента отделяется на несколько недель от ощущений тела. Не кома, но глубокий сон, и человек словно рождается молодым.
(Чем-то эти метаморфозы напомнили мне роман «Бедные-несчастные» Аласдера Грея, в котором взрослая девушка с чистым сознанием младенца ринулась прочь из пут цивилизации, и отправилась путешествовать по Европе. Сбежав, между прочим, от лечащего врача).
Смысл романа еще и вот в чем: старой женщине-бухгалтеру дали возможность прожить жизнь заново, в молодом теле. Она что, кинулась сводить балансы с утроенной энергией? Куда там, занялась искусством. Потому что на хрен не нужны здоровому (психически здоровому, естественно) человеку маразматические противоестественные системы ограничений свобод.
А вот, кстати, и новая книжка вышеупомянутого Аласдара Грэя, под названием «Из истории одного мира». СПб. «Симпозиум». 2003. перевод О.Якименко, иллюстрации автора. 325 стр. 3 т.э. (цена 200 руб). Имя и фамилию, как вы заметили, в «Симпозиуме» чуточку по-иному написали, нежели в «Иностранной Литературе» – ну так традиция написания может и не устоялась еще, автор-то малоизвестный (вон, по поводу Зелазни до сих пор кое-кто копья ломает). И об этой книге я так бы и не узнал, если б не регулярный просмотр «Списка книг, присланных в редакцию» газеты «Ex Libris» [Наверное, это единственное, что хорошего осталось от «Экслибриса». Объем за три года уменьшился вдвое (за счет раздутого шрифта и огроменных иллюстраций), книжной информации почти не стало, на последней странице уже год как публикуют детские сказочки, целые полосы отдают под опыты самовыражения журналистов, рассказики странного жанра «ни о чем», отчеты о культурных мероприятиях (юбилеи организаций, дни рожденья писателей, присуждения премий) напоминают треп из третьесортного фэнзина (если кто еще помнит такое печатное образование), когда корреспондент толсто намекает на некие сомнительные обстоятельства, заведомо известные ограниченному кругу лиц, на данном фуршете не присутствующих, но «забывает» упомянуть кому же, собственно говоря, дали премию. Из нормальной густо информативной газеты рецензий «Экслибрис» дорос-таки до уровня стенгазеты. Надо признаться, что зол я еще и от того, что мне отказались выплатить гонорар за прошлый год, так как у меня нет ИНН – а по почте, видите ли, они не могут. Да, и еще: в одном из последних номеров книжной газеты «Экслибрис» две страницы из восьми благородно отдали под ТВ-программу.]
«Из истории одного мира» – концептуальный сборник рассказов, где первая новелла настраивает читателя на несерьезный тон, четвертая отягощает ответственностью любого креатора, рассказ седьмой показывает изменчивость и моделируемость исторических событий, восьмой – переворачивает классические космогонические представления, ну и т.д.
Вторая книжка А.Грея на русском все-таки послабее будет, чем «Бедные-несчастные», но однозначно читать стоит.
На первую страницу "Семечек"