Сергей СоболевИнфернальные сюжеты Дж.Г.Баллард «Фабрика Грез Unlimited» Пер. М.Пчелинцева – М. ЭКСМО. 2004. 270 стр. тир. 4 т.э. (Серия «Игра в классику») ISBN 5-699-05010-8. (примерная цена 100 руб).
«Пороки этого мира суть метафоры добродетелей мира грядущего»
По одной из трактовок, составленной рецензентами этого романа, главный герой книги разбился на самолете и все, что ему грезится на дне Темзы, и составляет содержание романа.
Двадцатипятилетний эротоман Блейк побывал резвящимся китом во главе стаи рыб, дельфинов и русалок, грациозным королем-оленем среди косуль, грозным кондором среди воробьев, соколов и попугаев. Подобно Левиафану, поглотил город, словно Хронос, пожрал детей.
Роман не зря получил британскую премию фэнтези. Фантазия Балларда резвится как никогда. Мир тайных желаний и невысказанных страстей вырвался наружу, изменяя окружающую действительность под нужды конкретного человека. Блейк меняет "всего лишь" один город, но жители Шеппертона по его воле начинают летать как птицы, плавать как рыбы, окрестности поглощаются тропической растительностью и никто не хочет работать и никому, совершенно никому не нужны деньги, разбросанные по улицам. Усилием воли одного помешанного свершилось возвращение к первозданной природе.Алексей Кошкин «Указка». М. АСТ. 2004. 333 стр. Тир. 5 т.э. ISBN 5-17-020109-5. (Звездный лабиринт. Библиотека фантастики «Сталкера»). (примерная цена 40 руб)
Простенький футурологический ход: прямолинейно экстраполировано наше настоящее в недалекое будущее. Сбылись чаяния «брата два»: «Америке вашей – кирдык»; Нью-Йорк в развалинах, негры правят на улицах, а полицейские занялись откровенным бандитизмом; Перуанцы нашли золото инков и зажили припеваючи; Колумбия стала страной процветающей демократии, а любой амерканец мечтает уехать в Китай или Россию. А в Обновленной России все хорошо: вот уже тридцать лет не переизбирали президента. Россия через четверть века напоминает сладко-приторный застой четвертьвековой же давности: обязательные политинформации, по телевизору трансляции выступлений любимого президента с неминуемым просмотром на рабочем месте, обязательные еженедельные лыжные прогулки для оздоровления, тотальное ограничение курения, для повышения интеллекта – лекции типа «Еврей или цыган. Кто лучше?», насильственная вежливость как принцип, увольнение продавцов за неулыбчивое обслуживание, все друг друга узнают по погонам (человек с погонами директора детской театральной студии). Верхом эротико-патриотической поэзии становятся строки:
Хочу насладиться я сладким моментом
Когда я брожу в темноте с президентом.
И слышно, как в парке поет соловей.
И я просыпаюсь в постели своей.Когда говорят: «Позабудь свои грезы»,
Я только вздыхаю, и капают слезы.
Погоны мои недостойны любви,
Но снова надежду мне дарят они.Зачем мне Вьетнам, и зачем мне Корея,
Когда я родные погоны имею?
Когда-нибудь статус я свой подниму,
И гордо тогда к президенту пойду…
(стр. 78-79)Или еще такой примерчик:
Хоть порой бывало туго,
И наелся я говна,
Я люблю тебя, подруга,
Моя лыжная страна!В результате получается сатирическая повестушка, едва дотягивающая до сравнения с романом В.Войновича «Москва, 2042».
Вторая повесть сборника – «Люди и те, кто против них» – о войне; вернее, об операции по наведению конституционного порядка танками. Слегка изменена география, немного исковерканы названия стран, газет и фамилии персонажей, но легко узнаются реалии наших дней.
Первая повесть разваливается в финале от вмешательства явно ненаучных сил: оказывается, все население Обновленной России впало в гипнотический транс, в котором и пребывает. Отказ автора от едкого, спасительного сарказма в пользу ереси солипсизма не выглядит эдакой удачной находкой; «Не знаешь как завершить сюжет: разбуди героя».
Вторая повесть самой причиной Войны называет поселившихся среди людей... чертей. Даже вроде и не жильцы все получаются, судя по этой повести... Эдакая инфантильная инфернальность загубила повесть вторую.
Тем не менее: жду третью повесть. Или книгу.
«Диско 2000» Сборник рассказов под ред. Сары Чемпион. – М. АСТ. Адаптек. 2003 [фактически - март 2004]. Тир. 5 т.э. 348 стр. (серия «Альтернатива») ISBN 5-17-022405-2. (примерная цена 120 руб)
Прежде всего потенциальному читателю из числа любителей фантастики надо знать, что эта книжка – второй сборник, составленный музыкальной журналисткой:
«Диско 2000» является продолжением бестселлер «Дискобисквиты», который, в свою очередь, представляет собой сборник художественных рассказов с наркотической тематикой» (из предисловия составителя).
Это чтобы не обломаться, если кто ищет чистую нф или кого коробит от слова «конопля».
Тема сборника – апокалипсические настроения в ожидании Y2K.
Эсхатологические слепки реальности конца ХХ века сделаны удачно, но наблюдать из рассказа в рассказ за пережевыванием разными (и совершенно разноплановыми!) авторами одной и той же катастрофической тематики Finis mundi, мне, например, не очень интересно. В этом сборнике замечательно смотрелся бы роман Брюса Стерлинга «Дух времени», но вышел он чуть позже, да и по размеру вряд ли бы поместился в этой антологии.
Изо всех произведений стоит выделить рассказ Пола Ди Филиппо «Говорила мне мама, не ходи» и «Часы Сальвадора Дали» Роберта Антона Уилсона. В рассказе Ди Филиппо греческий бог Бахус весьма оригинальным способом спасает жизнь молодому самоубийце, в результате чего из грустной новеллы получается юмористическая зарисовка нравов, а в рассказе Уилсона в результате ожидаемой катастрофы исчезают все верующие в оную катастрофу христиане.
Считается, что сборник удался, если хоть одно произведение в нем будет классным. Здесь же их целых два.
Николай Большаков, Антон Первушин «Собиратели осколков: Код Армагеддона». - СПб. Азбука. 2004. 416 стр. ISBN 5-352-00655-7. Тир. 5 т.э. (Серия «Правила боя») Обложка В.Гуркова. Послесловие «Вид на пейзаж с лезвия бритвы» В.Владимирского. (примерная цена 140 руб)
Большой роман-триптих, действующим персонажем которого выступает эпохальный перелом привычного мира. Книгу можно поставить на одну полку с «Катализом» А.Скаландиса и «Космикой» А.Тюрина.
Очень любопытно представлены авторами никудышные зародыши Будущего (2026 год), его первые чахлые ростки (2052 год, сразу после атомной войны) и последующие горькие плоды (начало XXIV века). О развитии человечества по спирали достаточно сказано в послесловии Василия Владимирского, и в самой книге, мы же остановимся лишь на некоторых авторских допущениях, которые при ближайшем рассмотрении оказываются несколько натянутыми.
По версии авторов, в первой четверти XXI века Европейский Союз завладел передовым производством систем управления, связи и искусственного интеллекта. В погоне за оригинальным историческим поворотом (оттеснение США на вторые роли) многоуважаемые авторы "забыли" о разделении труда и рассредоточении производств по всему миру: кому как не компьютерщикам не знать о том, что архитектуру ЭВМ разрабатывают в одной стране выходцы из соседней державы, процессоры штампуют в третьем мире, другие комплектующие поставляют и вовсе из экзотических стран, а собирается весь этот винегрет в слаженно работающий аппарат в любой точке земного шара с помощью отвертки и коленки.
В первой и третьей главе неоднократно звучит мысль о распоясавшихся компьютерных вирусописателях. Однако причиной их появления называется только лишь чей-то злой умысел с далекой целью: развалить государство.
В XXI веке есть электронные террористы и боевики, группировки которых сравниваются авторами с современными ирландцами, басаевцами, палестинцами. Мы знаем, чего хотят современные нам террористы, нам известно, за что они выступают с оружием в руках: сепаратизм, религиозное самоопределение, передел рынка и т.д. Однако против чего борются электронные неотеррористы XXI века — непонятно. По мысли авторов, любые террористы — нехорошие люди, и все их стремления и цели — низменны априори. Однако за гранаты люди хватаются в последнюю очередь, когда все другие — в том числе и легитимные — способы исчерпаны и не привели к должному результату. И никто не будет "просто так, из фанатизма", содержать военные базы по подготовке солдат, не имея четкой цели.
О том, что соавторы плохо разбираются в истоках террористических движений, свидетельствует хотя бы тот факт, что слово «анархия» они употребляют исключительно в советском смысле, для обозначения полного распада общества и расцвета бандитизма. Авторы вульгарно понимают анархию как отсутствие порядка, тогда как анархия в переводе означает «безвластие, не принуждение».
Сюжет второй главы романа — о перевозке лекарств для спасения умирающих через разрушенную войной страну — один в один слит с «Долины Проклятий» Р.Желязны, только финал получился ударнее, потому как еще пессимистичнее, нежели чем у Желязны.
Описываемая псевдо-средневековая цивилизация удельных энергетических княжеств во главе с компьютерами, распределяющими электроэнергию, выглядела бы непротиворечиво, если бы человеческая цивилизация была бы больше завязана на электроэнергию. Допустим, к середине XXI века нефть и газ кончились полностью и бесповоротно (первые звоночки уже прозвучали сейчас…). Человечество быстро перестроило инфраструктуру под альтернативные источники энергии, до сих пор находящиеся в полуприкрытом, законсервированном виде.
Люди перешли на электроэнергию, вырабатываемую гидроэлектростанциями, АЭС и т.п. геотермальные ветряки. Появились массовые электромобили, электрокомбайны, электромолотилки, электропрялки, электрохлебопекарни и электромухобойки, а простых, не электрифицированных вещей, не осталось нигде и ни у кого. Только в таком техническом окружении задача выработки электричества и его распределения по потребителям действительно имеет жизненно важное значение. Однако в описываемой Н.Большаковым и А.Первушиным эколого-экономической ситуации существуют машины на бензиновых двигателях и крестьяне роются в земле, поэтому функции распределения какой-то там электроэнергии не являются жизненно важными для регионов. В описываемом мире нет такой необходимости, из-за которой следует терпеть на себе власть компьютера, пусть и разумного, сидящего на электростанции. Нет таких задач, с которыми не справились бы люди без помощи компьютера в «мире осколков».Несмотря на все эти натяжки, фантастический роман просто великолепен, и я получил истинное наслаждение, перечитывая "Собирателей осколков".За пять лет, прошедших с момента первого издания романа, появилось только две книжки, более менее тщательно и всесторонне конструирующие будущее (не важно, утопичное или дистопичное). Это "Нет" Л.Горалик и С.Кузнецова, и "Война за "Асгард" К.Бенедиктова.
Майкл Тернер «Порнографическая поэма». М. АСТ. 2004. 364 стр. (Поколение XYZ). Тир. 5 т.э. Пер.Д.В.Вебера (примерная цена 120 руб)
Занятный роман о юном кинорежиссере-любителе: в седьмом классе канадской школы помешанная на синематографе учительница так увлекла своих подопечных магией кино, что все они написали сценариии фильмов, а к концу учебного года даже сняли любительское кино. Главнй герой пошел дальше и занялся с подругой порно:
-В каком возрасте вы впервые посмотрели порнографический фильм?
-Тринадцать лет..
-Помните название?
-«Дрочка по кругу – 1976»
-О чем оно было?
Про пятерых парней, которые отправились в кукурузное поле, прихватив с собой банку вазелина и пачку «Хастлеров».
-Вы бы охарактеризовали его как гетеросексуальное или гомосексуальное?
-Ни то, ни другое.. Они прихватили еще и своих собак.К фантастике же роман можно отнести только лишь потому, что рассказчик вроде бы умер, и ведет диалог (как мне показалось) то ли с Ангелом, то ли с Дьяволом.
Нормальные книги по космонавтике или астрономии - больша редкость.
В минувшем месяце их появилось сразу две:Коротцев О.Н. «Астрономия: Популярная энциклопедия» – СПб. Азбука. 2003. 736 стр. ISBN 5-352-00498-8. Тир. 5 т.э. (Формат 20х28см). (примерная цена 500 руб)
А вторая - очередной том энциклопедии от "Аванты+", целиком про космонавтику. "Астрономия" Коротцева - выверенный кирпич энциклопедического размера, подробно рассказывается и про эволбцию звезд, галактик, планет, и про спутники планет-гигантови сами газовые гиганты, и т.д. Авантовская "Космонавтика" богаче иллюстрирована (а вот стоит раза в два меньше -- примерная цена 300 руб) интересна прежде всего щепитильным подходом к предмету: почему космодром расположен там а не иначе, чем занимался Вернер фон Браун при фашистах, какие были проекты С.П.Королева по освоению Луны, и как ходят в туалет космонавты. Рассматривается в основном пилотируемая космонавтика, хотя по беспилотным зондам можно было бы сделать еще один том, никак не меньше этого . Архиполезные книженции для начинающих писателей-фантастов.
На первую страницу "Семечек"