Пол Ди Филиппо "Потерянные страницы" Пер. с англ. А. Криволаповой
и А. Пичужкиной. -- М. АСТ. 2004. -- 254 стр. -- Серия "Альтернатива: фантастика".
-- ISBN 5-17-025135-1. Тираж 5 т.э. .
.
Разухабистая, веселая
альтернативная история фантастики ХХ века, составленная из фактически несвязанных
между собою рассказов (а порой и противоречащих друг другу!), расставленных,
тем не менее, в хронологической последовательности времени действия. По
ощущениям "радости узнавания", испытанных при чтении "Потерянных страниц",
с этой книгой может сравниться разве что превосходная
"История советской фантастики" Р.С.Каца (премии "Бронзовая Улитка"
и "Интерпресскон" за 1994 год. Кстати, в мае 2004 года было выпущено "третье"
издание этой монографии).
В итоговых обзорах
2004 года книжка Ди Филиппо получила превосходные оценки от обозревателя
Андрея Щербака-Жукова (газета "Книжное Обозрение") и редактора "Азбуки"
Василия Владимирского (см.
на сайте магазина "Озон"). Я уже не в том возрасте, когда на меня могут
действовать чьи бы то ни было восторженные возгласы, однако в этом конкретном
случае я полностью солидарен с этими обозревателями.
Расшифровка всех
скрытых и полускрытых моментов весьма занимательна, кое-что я естественно
упустил из вида, кое-что было подмечено другими читателями. Например, весьма
ценно замечание С.Бережного о причинах ненависти Кафки -- к Броду (нарушил
завещание!), и Василия Владимирского о Керуаке, расшифровать которого в
персонаже "Джек Хер-у-ак" я не смог. Несомненно, полный комментарий еще
ждет своего создателя.
В 1902-м году
Франц Кафка (1883-1924) покинул навсегда отчий дом, стал инженером, перебрался
в США, и в 1920-е работает корреспондентом, а на досуге гоняется
за уголовником - злодеем Максом Бродом (1884-1968). В нашей реальности
Брод - друг Кафки, который должен был по завещанию уничтожить все неопубликованные
рукописи Кафки -- "Процесс", "Америку", "Замок" и т.д.
В конце 1930-х
Анну Франк (1927-1945) родственники увезли из оккупированной нацистами
Европы -- в благодатную Америку. В результате она снялась в кинофильме
по сказке Баума "Волшебник страны Оз" и стала кинозвездой.
Начало 1940-х.
Европа вымерла от новой чумы, еще до начала Гитлером широкомасштабной войны.
Немногим белым удалось спасти в Африке. На последних каплях керосина долетев
до Кении, французский летчик Антуан де Экзюпери (1900-1944) пытается агитировать
высший свет, состоящий из "белых господ", восстановить былое могущество
цивилизации белого человека; с ним на самолете летает маленький Джимми
Баллард (род.1930).
Конец 1940-х.
Президент США Роберт Хайнлайн (1907-1988), в 1948-м году, под предлогом
нейтрализации фашистской базы на Луне, отправляет туда тысячу человек.
База оказалась выдумкой, возвращение карательного корпуса не планировалось,
экспедиция оказалась колонизаторской. Летописцем селенитов становится фантаст
Генри Галлахер, пишущий под псевдонимом "Картер Берроуз" -- то ли У.С.Берруоз
(1914-1996) из нашего мира, то ли Генри Каттнера (1914-1958), у которого
был цикл рассказов про Галлахера...
Небольшие детальки:
пишущие машинки на атомном двигателе, самолеты на 750 мест, разрушенный
в 1945-м году немцами Вашингтон. В этом же рассказе фигурирует Генри Миллер
(1891-1980), ставший вдруг владельцем "Вестерн Юнион", иногда подрабатывающий
посыльным.
1930 -- 70-е.
В 1938 году редактором "Эстаундинга" (Astounding Science Fiction, позже
- "Аналог"; журнал-питомник, сформировавший американскую фантастику в лице
виднейших ее представителей, как то Азимова, Ван-Вогта, Старджона, Хаббарда,
Хайнлайна, Каттнера, Саймака и мн.др.) становится Кэмпбелл. Но не Джон
Вуд Кэмпбелл-младший (1910-1971), а Джозеф Кэмпбелл (1904-1987), известный
исследователь мифологии и эзотерических практик. Аббревиатура SF расшифровывается
отныне как "сакральная фантастика" (интересно, Дмитрий Володихин в курсе?
а в оригинале 1993 года как было?). Кэмпбелл переустраивает мир по своему
усмотрению. Например, в СССР выстцпил инициатором "неоцаристского переворота".
Для его SF-журнала "Эстаундинг" пишут Джойс, Манн, Хаксли, Сенкевич.
1960-е. Мир
трещит в огне Третьей мировой войны: Хрущев поливает Лондон напалмом, американцы
оккупируют Польшу. Джек Керуак (1922-1969) все так же передвигается автостопом
по дорогам -- только в военной форме, и в самоволку, на концерт поп-группы,
приехавшей в Гамбург поддержать боевой дух солдат перед решающей схваткой
с красными.
1970-е. Филип
Дик (1928-1982) торгует себе втихую в магазинчике. Пока инопланетяне не
прибывают. Кстати, его родная сестра Джейн в мире "Потерянных страниц"
жива.
1970-е. Джеймс
Типтри-мл. (псевдоним Алисы Хастингс Брэдли Шелдон, 1915-1987) стала начальником
ЦРУ, Урсула Ле Гуин (род.1929) -- работает у нее в каком-то из отделов.
Теодор Старджон (1918-1985) основал новую религию "свабби", в его коммуне
живет и работает уборщиком Чип (Сэмюэль Дилэни, род 1942). Альфред Бестер
(1913-1987), главный редактор преуспевающего журнала "Холидей", вместе
с Алисой отправляется посмотреть на новых сектантов своими глазами.
Чисто с эстетических
позиций интересно выполнена стилизация под манеру письма рассматриваемых
авторов, например, в первом рассказе под Кафку, в "Нестабильности" -- под
битников, а в финальном рассказе - под пиротехническую прозу взрывного
Альфреда Бестера. В "Долине счастья на краю света", не смотря на то, что
Экюпери - главный персонаж, декаданс описан вполне в духе Дж.Г.Балларда.
Этот художественный
метод Пол Ди Филиппо использовал еще в одной своей книге, "Рибофанк".
Ди Филиппо, Пол.
Потерянные страницы / Пер. с англ. А. Криволаповой и А. Пичужкиной. --
М.: АСТ: ЛЮКС, 2004. -- 253 с. -- (Альтернатива: фантастика). -- ISBN 5-17-025135-1,
Тираж 5 т.э.. [Октябрь 2004] Загл. ориг.: Lost Pages, 1998; Сборник из
девяти альтернативно-исторических рассказов (фактически - пародий на стиль
прототипов)
С. 14-47. Двадцатые:
Последнее дело Галки [The Jackdaw's Last Case * ss Science Fiction Age
Jan 97; Кафка - борец с преступностью]
С. 48-68. Тридцатые:
Анна [Anne * ss Science Fiction Age Nov '92; дневник Анны Франк - кинозвезды]
С. 69-125.
Долина счастья на краю света [The Happy Valley at the End of the World
-- nv Interzone Nov '97; Сент-Экзюпери бомбит арабов]
С. 126-153.
Сороковые: Коняшка понюшку тащит [Mairzy Doats -- nv F&SF Feb
'91; президент Хайнлайн основывает лунную базу]
С. 154-172.
Мир Кэмпбелла [Campbell's World -- ss Amazing Sep '93; мифолог Джозеф Кэмпбелл
- редактор "Эстаундинг"]
С. 173-190.
Пятидесятые: Нестабильность (Написано в соавторстве с Руди Рюкером) [Instability
-- Paul Di Filippo & Rudy Rucker -- ss F&SF Sep '88; битники взрывают
ядерный бункер]
С. 191-207.
Шестидесятые: Третьи мировые войны [World Wars III -- ss Interzone Jan
'92; Керуак - солдат третьей мировой]
С. 208-230.
Линда и Фил [Linda and Phil -- nv Amazing Stories: The Anthology, ed. Kim
Mohan, Tor, 1995; Филип Дик среди симулякров]
С. 231-253.
Алиса, Альфи, Тэд и пришельцы [Alice, Alfie, Ted and the Aliens -- nv Interzone
Mar '97; директор ЦРУ Алиса Шелдон, ее помощник Урсула Ле Гуин, главред
глянцевого журнала Альфред Бестер, гуру Теодор Старджон, немой сектант
Чип Дилэни]
The introduction, "What Killed Science Fiction" is an absolute hoot.
Detailing the various things that went wrong with real science and the
flops that Hollywood made, the fun is finding all the references to things
as they are in our world, while it makes a perfect case for just how and
why the dreams of science fiction died. And of course, this is a parody
of "Who Killed Science Fiction" of SF fan fame.
The first story, "The Jackdaw's Last Case", is told in typical early
1900 style, with a large amount of description and flowery phrases, as
it looks at Franz Kafka as a super-crime fighter. The story is somewhat
slight, its interest is in the style and the odd situation, not quite coming
off as a parody of the early scientifiction pulp stories.
"Anne" is bittersweet, following a very different life path for Anne
Frank. Its conclusion is almost an acidic put down of Hollywood and the
American dream.
"The Happy Valley at the End of the World" is, perhaps, the weakest
story here, as we enter a world depopulated by a hemorrhagic plague, with
a daredevil pilot convinced that H. G. Well's Wings Over the World is the
blueprint for how to return the world (and fliers) to glory. Overly long
and without much of either the humor or parody that suffuses most of the
other stories.
"Mairzy Doats" is my favorite of this bunch, as we find Robert Heinlein,
through an odd combination of circumstances (though highly believable -
showing just how close to reality some of these alternate histories can
be), as President of the United States, and mounting a manned mission to
the moon. Heinlein is one of my favorite authors, but I could really appreciate
just how well this story extrapolates some of Heinlein's political and
social ideas to their extreme, deflating both the ideas and the man in
a thoroughly delightful way.
"Campbell's World" is one that any science fiction fan can relate to,
showing just what would have happened if Joseph Campbell, rather than John
W. Campbell, became editor of Astounding magazine in 1938. The results
are literally astounding.
"Instability", written with Rudy Rucker, is one I did not care for,
probably because I've never cared for Kerouac, Cassady, Ginsburg and the
other `Beats'. But as a story of the ultimate meeting of the Physicist
with the Poet, it certainly belongs in this collection.
"World Wars III" is a nice little tale of the world as it would be without
Einstein or any of the other physicists who made the A-bomb possible. The
added charm of this one is the weird skewing of musical personalities,
from the Beatles and Elvis Presley to Barry Sadler and Dionne Warwick.
Philip K. Dick married to Linda Ronstadt? "Linda and Phil" is a quiet
tale of alternate realities that Dick (naturally) has to set right. Doesn't
quite have the head-splitting wackiness of a Dick original, but good for
a quick read.
"Alice, Alfie, Ted, and the Aliens" is one for science fiction aficionados
only. The fun is catching who all the people are and which characterizations
of them really fit the person. Alfred Bester doesn't come off so well here,
but `Chip' Delany is marvelously satirized.
Most of these stories have a very strong `in-crowd' element - those
who are not steeped in the world of fantastical literature may miss many
of the sly, underhanded references scattered throughout. I've been reading
this stuff for 45 years, and even so I have the suspicion that I missed
a few of them. But there is some good parody, some biting social comment,
and a good sense of style throughout these stories. Not perfect, and some
of the stories are much weaker than the others, but a good light read,
with an occasional laugh.