Главная страница СЕМЕЧЕК


 
Сергей Соболев
 
Каббалистическая криптоистория

Михаил Харитонов "Моргенштерн" (сборник рассказов, повестей и пьес). - М. АСТ. 2004. 416 стр. Тир. 7 т.э.. ISBN 5-17-025535-7. Серия "Звездный Лабиринт".
 
 

 

Многие начинающие писатели используют интернет как наиболее легкое и доступное средство публикации своих первых, пробных произведений. На виртуальных страницах не счесть любительских ресурсов, заполненных творчеством масс: от стихов до рассказов, от коротких юморесок до многотомных романов. Нет сомнений, что среди мильона страниц текстов, есть весьма и весьма достойные произведения, по тем или иным причинам не попадающие в переплет (в хорошем смысле этого слова, естественно) -- одним авторам категорически не нравит-ся оформление книг, предложенное художником, другие ленятся вести переписку с издателем, третьи и вовсе живут не на литературные гонорары, и не склонны ждать от бумажных публикаций солидных дивидендов.

Искать в этом ворохе тексты, достойные не только прочтения, но и издания в виде книжки --  адова работка. Несколько сборников, составленных из рассказов, находящихся в свободном доступе во всемирной паутине, вышло в "Амфоре" ("Книга врак", "Прозак"), подобным же образом, но уже после получения широкой известности в Сети, изданы на бумаге сборники Леонида Каганова и Алекса Экслера (издательства "АСТ" и "Et Cetera Publishing"). Несомненно, десятки тысяч ежедневных посетителей сайтов юмористов и читатели бумажных книг -- множества во многом пересекающиеся, и коммерциализация авторского багажа на этом пути напрашивалась сама собой. Тем интереснее, когда издательство рискует предложить на суд читателей книгу автора, малоизвестного как в онлайне, так и в оффлайне. Рецензируемый авторский сборник Михаила Харитонова, вышедший недавно в "АСТ" -- как раз культуртрегерская попытка такого рода.

В рассказах Михаила Харитонова, буквально через один, настырно протаскивается мысль, что магия в этом мире -- поистончилась, колдовство -- отмирающий атавизм, но все же кое-где еще можно использовать тайные практики для реального дела. Веет от рассказов М.Харитонова чем-то эзотерическим, как от мрачного творчества раннего Пелевина. Например, в рассказе "Хорошее место" ушлые российские бизнесмены используют лесного демона, охраняющего древние клады со времен Золотой Орды, как идеального сторожа радиоактивной свалки ядерных отходов. В рассказе "Моя дорогая" человек предстает как сообщество разумных органов -- печень запросто беседует с сердцем, легкие с ногами, глаза с пальцами, и лишь никто не общается с глоткой -- да только вот цивилизация людей, оказывается, целиком состоит из глоток, которые только и могут общаться между собой словами.

Полет американцев на Луну выполнялся с целью убедить Духа Луны сотрудничать с США с целью свержения СССР с мировой арены в затяж-ной Холодной Войне. (В рассказе "Аполлон-11", кстати говоря, допущена фактическая неточность, не позволяющая отнести его к жанру криптоистории: амерканцы высадились на Луну летом 1969 года, а СССР осуществил забор первых образцов грунта только 17.09.1970 г. В рассказе же кремлевские колдуны на момент посадки "Аполлона-11" на Луну уже имеют в своем распоряжении пресловутые 100 грамм риголита).

Мрачная повесть "Моргенштерн", давшая название сборнику, расска-зывает об управляемой удаче (практически тема недавно отшумевшей в интернете Восьмой Грелки!), и вводит в оборот научно-фантастических тем гипотезу Льва Гумилева о неких космических потоках, вызывающих всплески пассионарности среди избранных народов на Земле. Закулисная борьба сверхдержав, древних тайных орденов и спецслужб ведется за возможность перенаправить орбитальным зеркалом случайный поток "дыхания Брахмы" от редчайшего звездного всплеска на свой народ. Насколько разнится прогнозируемый действующими героями повести сценарий развития человечества от жестокой реальности, воспоследовавшей после "пассионарного импульса", настолько и сильнее удар по читателю в трагическом финале.

Не могу не удержаться и не порекомендовать, на мой взгляд, лучший -- и наиболее показательный в этом отношении -- рассказ сборника, "Зимы не будет" (публиковался в журнале "Новый мир"). Начинаясь как история о житье филолога при сталинизме ("социализм -- это банка из-под конфет фабкрики Эйнемъ, заполненная высохшей дрянью"), ищущего второй том "Мертвых душ" Н.В.Гоголя, новелла резко меняет жанр с исторической хроники -- на критопиторические вымыслы (чего стоят только члены императорской семьи, посмертно награжденные орденами Ленина за мужество и героизм, проявленные при расстреле в Ипатьевском доме в Екатеринбурге!), а к финалу превращаясь из криптоистории -- в классическую научную фантастику с пришельцами-завоевателями.

Тот же прием --  неожиданная смена правил игры -- использован и в повести "Разоритель". Начинаясь как заурядное средневековое фэнтези, повесть плавно превращается в экономический роман а ля Латынина, чтобы в финале обратиться в неожиданное продолжение темы прогрессорства мира Полдня А.и Б.Стругацких.

К чести автора надо сказать, что практически ни один поворот сюжета ни в одном произведении не угадывается. Виной тому вовсе даже не стереотип восприятия, невольно складывающийся у любого фэна после прочтения сотен книг жанра, а мастерски найденные Михалом Харитоновым небанальные, воистину оригинальные пути развития сюжетов, вплоть до смелой смены "правил игры во время боя". Несомненно, Михаил Харитонов еще больше расширяет границы жанра, и без того фантастически свободного от любых рамок.
По крайней мере, один достойный соискатель на звание "лучшая дебютная книга" появился.



сайт М.Харитонова "Ненаучная фантастика"  http://haritonov.kulichki.net/index.html
 
 


  Главная страница СЕМЕЧЕК
 
Hosted by uCoz