Главная страница СЕМЕЧЕК

 
«Первые на Луне»
Свердловская киностудия, кинокомпания «Страна», 2005.  75 мин. Режиссер Алексей Федорченко, сценарий Алекасндра Гоноровского и Рамиля Ямалеева. Бюджет 1 млн.долларов. Дистрибьютор «CP Digital».
В ролях: Борис Власов, Виктория Ильинская, Анатолий Отраднов, Алексей Славин, Виктор Котов, Андрей Осипов.

Сайт фильма: www.1moon.ru

Награды:
Премия за лучший документальный фильм в конкурсной программе “Горизонты” 62-го международного кинофестиваля в Венеции.
Приз “за лучший дебют” и Приз гильдии киноведов и кинокритков на “Кинотавре”.
“Золотая коляска” за лучший документальный фильм на МКФ в Загребе.
 


В 1933 году конструктор Федор Супрун демонстрирует в правительстве чертежи космической ракеты. И уже через пять лет на Супруна в обстановке полной секретности работают не покладая рук полтора миллиона человек, чтобы 16 марта 1938 года с космодрома под Нязепетровском стартовала 80-ти метровая исполинская ракета с лунным космическим кораблем и Иваном Харламовым на борту. Но первый старт оказался трагическим: через полчаса связь с ракетой была утеряна.

Вот тут и начинается самая большая горечь. Как сказал режиссер, «государственная машина катком прокатывается по судьбам многих людей».

Потерю корабля усугубляет политика НКВД по уничтожению свидетелей: умерщвляются оставшиеся на земле космолетчки, почуяв угрозу сбегает от слежки главный конструктор Супрун. Бункер на космодроме заливают бетоном, заводы перепрофилируют, и даже новейшие портативные бесшумные кинокамеры СК-29 (которыми особисты снимали тренировки космонавтов) засекречивают!

Казалось бы, на этом фильм должен закончиться, однако сюжетная линия только начинает раскручиваться: 28 марта 1938 года в чилийских Андах падает необычный шар, который местные колоритные селяне принимают за метеорит.

Уже через месяц непонятного богатыря видят на островах Полинезии, а через некоторое время ловят в Монголии и препровождают в сумасшедший дом.

Для читавших «Омон Ра» В.Пелевина, «Историю советской Фантастики» Р.С.Каца, и – особенно! - «Монаха на краю земли» С.Синякина концептуально ничего нового в фильме явлено не будет, однако тональность картины не в пример мягче, и разухабистая мистификация о якобы имевшем место быть документальном расследовании полета советских космолетчиков на Луну в далеком 1938-ом году вышла заметно добрее. Может быть, дело в завиральной бредовости сюжетообразующей идеи, или в мягком юморе, неизменно пронизывающем как бы документальные съемки тридцатых годов. (Кстати, для съемок были использованы атрибуты полувековой давности: пленка «Тасма» и камеры со скоростью съемки 8 кадров в секунду, которую потом при монтаже пересчитывали на обычные 24 кадра в секунду и получали другой ритм движения, в точности как на кинохрониках тех лет). Фильм, начавшись как пародия на кинохронику семидесятилетней давности, перемежаясь фрагментами оной кинохроники, мастерски передает ощущение безудержного, стахановского энтузиазма первых пятилеток, когда, казалось, вот еще одно беззаветное усилие на трудовом фронте, и цель будет взята. «Нет таких крепостей, которых не взяли бы большевики». Взята ли была Луна мы узнаем только в самом конце картины.

В жанре криптоистории (или исторической мистификации) снято не так уж и много фильмов. На память приходят «Зелиг» (1983) Вуди Аллена (где он сам как водится и сыграл заглавную роль) и «Два капитана-2» (1992) Сергея Дебижева (с Курехиным и БГ в главных ролях). Можно быть уверенным, что «Первые на Луне» займут достойную нишу в жанре «криптоисторического кино». Тем паче что у нас такого еще не снимали.

С.Соболев

Анахронизмы, замеченные в фильме:
В 1930-х годах:
ООН не существовало;
не было бикини;
кинокамеры еще не записывали звук.


  Главная страница СЕМЕЧЕК
 
Hosted by uCoz