.
«Десятая жертва»
кинофильм
“La Decima Vittima”
Литературная основа:
рассказ Роберта Шекли «Седьмая жертва»
Режиссер Элио Петри.
Год выпуска: 1965 год.
В ролях: Марчелло Мастроянни, Урсула Андресс, Эльза Мартинелли, Сальво Рандоне.
Страна: Италия, Франция. Продолжительность: 93 мин. Цветной. Широкоэкранный 1,85:1. Звук: Dolby Digital 2.0 Stereo Русский, Dolby Digital 2.0 Stereo Английский, Dolby Digital 2.0 Stereo Итальянский
Субтитры: Русские, Английские.
Издание на ДВД: Film Prestige, 2006 год, март месяц, ДВД-9 (5,2 гигабайта), звук 2.0 (рус, итал, англ).
Наивное и прекрасное время шестидесятых. Юбки мини, купальники бикини, прекрасные мечты и рок-н-ролл, голова кругом от изобилия, взрывной рост рождаемости и бэби-бум с удвоением народонаселения Земли каждые четверть века. Авторы фильма делают легкую экстраполяцию, а мы получаем фильм о будущем, в котором вопрос с Перенаселением решается не войнами, а охотой на людей; так же канализируется агрессия брутальных индивидуумов. Наиболее отважные и изощренные охотники заключают контракты с телевизионщиками, транслирующими занятные реалити-шоу; самые удачливые тем и живут.
Марчелло Полетти (Марчелло Мастрояни), запутавшийся в отношениях с опостылевшей женой и нелюбимой любовницей, как в песне «Запрещенных барабанщиков», уже ни с кем не хочет связывать себя узами брака: «В мире где люди женятся, нет места любви». От скуки Марчелло стреляет самую сложную дичь на свете – человека.
Не надо думать, что убийства хаотичны и несправедливы: все в рамках закона, за исполнением которого неусыпно следит министерство охоты, а нелегитимное убийство постороннего прохожего карается тридцатилетним тюремным сроком.Правила Охоты на людей куда как жестче правил «Бойцовского Клуба» Паланика-Финчера: записавшийся в Охотники в следующем коне сам становится жертвой, на которую объявляется охота.
Таким нехитрым образом общество избавляется от агрессивно настроенных личностей, снижает численность населения, а заодно еще и получает развлечение. И, что немаловажно, никто никого не заставляет ехать на край света за ради призрачного восстановления демократии или конституционности: Охотники все делают сами, и только с точно такими же Охотниками, которые так вот решили развлечься.В Рим, как на сафари, за шкуркой Марчелло приезжает американская охотница Кэролайн Мередит (Урсула Андресс), на счету которой уже девять удачных Охот. Десятая, юбилейная Охота, должна быть обставлена с помпой и сопровождаться рекламной кампанией по продвижению чая. Марчелло же заключает контракт на рекламу Колы.
Кэролайн уже заманила в ловушку свою жертву, но тут вмешались совсем другие стрелки – амурчики, которые поразили Охотника стрелами любви в самое женское сердце. Тут бы Марчелло и сдаться в объятия красавицы, но, помятуя о неудачах в браке, он посылает ее куда подальше. А обиженная и отверженная женщина – неотвратимей ядерной зимы. Плюс финансовые обязательства по рекламным контрактам никто ни с Марчелло, ни с Кэролайн, не снимал. И охота завертится снова.
Фильм, снятый более сорока лет назад практически без спецэффектов (даже стреляющий пулями лифчик стриптизерши рассмешит ненамного), смотрится на одном дыхании и оставляет приподнятое настроение, ощущение погружения в мир Утопии, не смотря на весьма негуманную тему – убийство людей.
Скорее всего, дело не только в веселой музыке, звучащей все полтора часа, но и в светлых декорациях картины, которых не встретишь в современном фантастическом кинематографе. Ведь вся фантастика последних лет двадцати, начиная со снискавших успех у высоколобой аудитории фильма «Бегущий по лезвию бритвы», и сорвавшего огромную кассу «Безумного Макса», показывает нам исключительно только мрачные, постапокалипсические картины ближайшего, далекого, и очень отдаленного будущего. От «Безумного Макса» взята эстетика помойки с крысами, а от «Бегущего по лезвию бритвы» - надрывные попытки осмыслить жизнь посредством затянутых мизансцен и длительных пауз между кадрами. Всего этого нет и не могло быть в шестидесятых. Может быть, поэтому фильм 1987 года «Бегущий человек», рассказывающий точно о том же (телешоу вокруг охоты на людей), однозначно смотрится как мрачная дистопия. Какое время – такое и будущее видится из него.
Похоже, даже приличное будущее у нас теперь только в прошлом.
С.Соболев..