Сергей Переслегин "Око тайфуна: Последнее десятилетие советской фантастики: Сборник статей." -- СПб. Terra Fantastica. 1994. 256 стр. (Библиотека "Интеркомъ"). Тираж 1 т.э. ISBN 5-7921-0048-9.
Наверное, одна из лучших книг о фантастике. Такого анализа текста, с включением политики, культурологии, социологии и экономики редко где можно встретить. Переслегин, похоже, один из немногих мыслителей, считающих, что в фантастике не всегда главное литературная литература.
Его разборы произведений порой безжалостны - особенно когда касаются псевдолитературы. О, как бы он сейчас прошелся и по МТА, и по страшим, уже состоявшимся товарищам.
А пока можно только перечитать статьи двадцатилетней давности, чтобы с удивлением обнаружить, как много общего между литературой совка и комка. Диагноз халтуры не изменяется. Фигуранты совершенно новые, приговоры те же -- только фамилии да названия книг меняй. Цитировать можно целыми абзацами:"Будем выделять три уровня псевдолитературы. Верхний из них назовем халтурой, употребляя это слово без уничижительного оттенка, скорее -- в значении «подхалтурить бы». К НФ халтуре относятся удачные переилцовки чужих произведений -- речь идет, разумеется, не о плагиате слова: срисовывается мысль, по крупицам воссоздается эмоциональный фон, с всемерным тщанием пересаживаются на новую почву реалии -- и упрощенчество, для которого характерно навязчивое стремление автора выхолостить исследуемую им проблему, часто весьма интересную.
НФ халтура должна быть талантлива хотя бы по одному критерию (новизна идей и ситуаций, стиль, сюжет, образы). Если она написана плохо, и читать ее скучно -- значит, автор спустился на уровень серости. Здесь, кроме плагиата и упрощенчества, процветает безграмотность.
Наконец, самые яркие образцы псевдолитературы я отношу к патологиям. Надо сказать, что в отличие от серых книг, их читать интересно -- как смотреть на уродцев в кунсткамере. Патологии совершенно непредсказуемы."Советские инженеры строят метро из Москвы во Владивосток. Долго строят, им упорно мешают империалистические разведки. К сожалению, остается неясным, к чему этот невероятно дорогой проект нам чем он так досадил мировому империализму; по-моему, пытаясь уничтожить туннель на ранней стадии строительства, Запад действует из чистого альтруизма".
"Научно-технические, равно как и логические нелепости текста часто оправдывают с позиций высокой литературы. Тезис: книга написана о человеке и для человека, поэтому технические подробности автора не волнуют -- он выше их, так как превыше всего подлинное искусство.
Почему-то подлинное искусство всегда отличала точность в использовании деталей"."Шаблонность могут назвать традиционностью, неумение писать интересно -- типизацией, полный идиотизм сюжета и исходной посылки -- оригинальностью и самостоятельностью."
"Такое впечатление, что перед нами фантастическая повесть, написанная по заказу Министерства обороны!
А может, так оно и есть?""Мы считаем исторически доказанным, что человек имеет право на публикацию любых продуктов своего творчества, будь то книга, картина, научная разработка или музыкальное произведение. В том числе -- и работ шовинистического и порнографического содержания, в том числе -- и пропагандирующих насилие. Какие бы то ни было ограничения недопустимы, поскольку поставленные границы, неконкретные и гибкие, будут контролироваться аппаратом".
В 1989 году Переслегин еще критиковал науки о предвидении будущего (футурологию, прогностику) за бессодержательные экстраполяции, основанные на тенденциях сегодняшнего дня, а в 2004 уже сам уподобляется футурологам и пишет аналогичную некогда критикуемым книгу "Самоучитель игры на мировой шахматной доске".
С.Соболев