Главная страница СЕМЕЧЕК

«ХРАБРое сердце»
 

Дивов, Олег "Храбр" - М. ЭКСМО. 2006. 352с. ISBN 5-699-18663-8. Серия "Мир былин". тираж 25100 экз. Оформление А.Саукова.

Как уже стало известно, это не самостоятеьлный роман или повесть, это часть проекта "Мир Былин", по которому еще компьютерные игрушки должны были выйти, да что-то наверное не подоспели к сроку. Попытки создать мир, объёмный и большой, по типу Киммери, что создал Роберт Говард (1906-1936) 70 лет назад, предпринимались неоднократно. Самым амбциозным был проект, кажется, "Княжий мир", патронировавшийся Ю.Никитиным - но насколько громогласной была реклама, настолько же быстро всё обернулось улетевшим с дня рождения ослика Иа воздушным шариком...
Конечно, замануха с Конаном, библиотечка приключений которого насчитывает десятки, сотни томов, и не прекращается вот уже полвека - завлекалочка для издателя приятная. Но Р.Говард сначала создал свою Киммерию, где каждый камень дышит легендами прошлых цивилизаций, где в руинах захваченных варварами городов варят снадобья недобитые некроманты прошлых веков, и где в сундуках прячутся зловещие артефакты сгинувших культур, и лишь потом запустил туда харизматичного Конана-варвара.

В "Мире Былин" харизматиком-заводилой должен был бы стать Илья Муромец, но сначала требовалось прописать мир, в котором он жил.
Олег Дивов прорабатывал материал русских былин, о чем весьма интересно расказал в "Приложениях", которые заняли 70 страниц из 350-ти. К сожалению, тут сработало первое правило Станислава Лема из "рекомендаций для человека, начинающего знакомство с фантастикой": размер авторского комментария к тексту будет обратно пропорционален качеству произведения. Получилось средненько, и наверное вообще было бы разумнее не выносить ФИО "Дивов" на обложку, как не выносят имена создателей, например, русских версий "Секретных материалов", "Мира Пауков", "Мира Иеро" да и того же русского "Конана" - хотя там порой участвуют весьма известные и почитаемые авторы, например, А.Лазарчук, В.Рыбаков, А.Тюрин, В.Владимирский, Н.Перумов, А.Измайлов, И.Пронин, А.Столяров. А ведь эффект (но краткострочный!) был бы любопытным.

У меня, конечно же, тот ещё вкус, но лучшее в книге "Храбра" - это именно "Приложения", в которых проводится эдакий ликбез в области истории и этнографии. Читатель, далёкий от кухни этих наук, с удивлением узнает, что не существует одинаковых былин, что нельзя доверять летописям, ибо туда много чего вписывали "задним числом", или даже что "вероятно, дело в том, что история сродни литературе"(с.338). Американский историк исторической науки Хейден Уайт еще в 1970-х пришёл к выводу, что историки - это те же литераторы. Подробно разбирая методы исторической науки, Х.Уайт замечает, что «в отличие от романиста историки сталкивается с сущим хаосом уже установленных событий, из которых он должен выбрать элементы истории, которую расскажет. Он делает свою историю, включая одни события и исключая другие, выделяя одни и делая другие подчиненными». Дивов честно попытался "вжиться в эпоху", от которой фактически ничего не осталось и до наших дней не дошло: есть несколько спорных письменных источников да былины, записанные на Севере через тысячу лет после описываемых в оных сказках событиях. Есть еще ворох археологических находок - но ножи да фибулы еще не научились вещать голосом умершего хозяина.. Не удивительно, что создать полноценного образа мира Киевской Руси у Дивова не получилось.
И Дивов осознает, что, не смотря на десятки томов исследований об истории Древней Руси "мы знаем, что мы ничего не знаем" (с.341).
А раз мы знаем, что ничего не знаем, то всё дозволено в историческом романе.
Собственно, на этом и строятся несколько невинных допущений в "Храбре", так шокировавшие читателей с русофильским уклоном: "Нетрадиционный взгляд на русскую историю в итоге вылился в ее охаивание" (Бармаглот), упрёки в использовании "варяжской теории" (Лев Пирогов), и т.д.

Что же касается собственно художественных текстов из этой книги, то их совершенно можно пропустить, ибо схематичные по сюжету, с картонными, как в мультфильме "Южный Парк" персонажами, повести "Храбр" и "Запас удачи" не прибавляют ни уму, ни сердцу. Потому как содержание первой укладывается в пять слов: "жил был силач, побил урода", а сюжет повести второй сводится к попыткам реконструировать диверсионную вылазку группы наёмников за пределы Древней Руси, да выходит седьмая вода ни киселе - ровно из тех же самых оснований, о которых Дивов рассказал в "Приложениях".
 

==============================
 Название рецензии взято у Бармаглота

книгу читал С.Соболев
 
 

  Главная страница СЕМЕЧЕК
Hosted by uCoz