Главная страница СЕМЕЧЕК

 С.Соболев
 
    
1) Алексей Андреев/Мерси Шелли "Худловары, или Страшная правда о писателях". Электронное издание.

2) М.Веллер "Перпендикуляр" -- М. АСТ. 352 стр. тираж 40 т.э. 978-5-17-049887-1.
 
 

1)В своём глазу бревна не увидать

Это сборник ранее известных статей, собранных под одной виртуальной обложкой. Книга планировалась в "Эксмо", но так и не вышла, и я вполне понимаю, отчего не вышла -- коммерческого потенциала в книжке дулькин нос, потому что к мемуарам (а по факту это мемуар, как ни верти) молодых и не очень известных деятелей у нас ещё не привыкли.

Рассказы собраны в хронологическом порядке -- от студенческого житья-битья, через работу программистом в США и работу официантом в Питере после возвращения, к многолетней работе в интернет-журналистике разных проектов.

Забавно наблюдать, как меняется мнение и личностные оценки Лёхи Андреева, высказываемые по идентичным поводам. Разберём пару ситуаций.

Будучи студентом, Андреев написал несколько стихотворений про свой родной город Чудово, где спичечная фабрика работает. Стишок про городок на коробке напечатали в местной чудовской газете с ошибками (шесть опечаток, два четверостишья пропали, другое повторили), потом в течении нескольких лет песня чуть ли не гимном города стала, но автору не заплатили. "Мне хватило и одной газетной публикации, чтобы надолго отбить уважение к печатным органам".
Когда через десять лет Лёха Андреев сам начинает перечислять свои косяки редакторские в Газете.ру (этому я статью дописал, в этих новостях закопипаситл чужие опечатки, плюс менял названия статей на смешные) -- это он думает ему простительно, ибо в работе был, весь в работе, весь в запарке.

В конкурирующем СМИ путают фото Сергея Покровского и фото Олега Покровского -- это смех и ржач по мнению А.Андреева, и повод глумиться над непрофессионализмом журналистов. Но когда он сам в новостях путает фотографии Кофи Аннана и Нельсона Манделы -- это он сам себе прощает. Но над попутавшими Покровских -- смеётся, ибо кто знает генсека ООН, кто его помнит? То ли дело Покровский, редактор журнала "Хакер"! Его должны все знать в лицо! Какой-то смещённый центр вселенной, право слово.

Собственно "страшной правде о писателях" в книге уделено мизерное количество страниц. Андреев посещал ЛИТО Слепаковой, Кушнера, едко глумился над обсуждениями молодых авторов, поставленных в форме судебного разбирательства. Это стоит почитать, чтобы узнать некоторые нравы лит.тусовки, не буду лишать удовольствия..

Не обошлось и без слабо аргументированных наездов: Дм.Быков у него телепузик, заполонивший весь экран и ерничающий по любому поводу, Паркер -- андроид, сочиняющий анекдоты про ВВП, Пелевин -- дебильный совок, поэт Евтушенко -- мерзкий, как слесарь-алкоголик, Брюс Стерлинг -- тупой американский журналист, ну и т.д.

Интересны фрагменты соприкосновения Андреева с фэндомом. Кирилла Еськова, Сергея Бережного и Владимира Ларионова добрым словом поминает, иных не очень, ну и плюс история на "Страннике", она в книжке тоже напечатана.

Тема худловарства раскрыта на своём собственном примере, подзаголовок "правда о писателях" больше врёт и зазывает, чем отражает реальное содержание книги. А.Андреев больше в интернет-СМИ работал, чем с писателями общался, поэтому основная доля именно про интернет-журналистику, какие белые и пушистые издания, где работал Леха, и какие идиотские издания, где Леха не работал. (Хотя про РБК он правильно и справедливо написал -- там копипейстят чужие новости, выдавая за свои). Так что больше в этой книжке правды о журналистах да об одном писателе -- о самом Лехе Андрееве и его псевдониме "Мерси Шелли", как маска сочиняется, как виртуальный образ постепенно прирастает мелкими жизнеподобными подробностями и как эта маска через некоторое время.. прирастает к лицу.
В итоге не получилось никакой особенной "правды о писателях", а вот правда о писателе Андрееве -- вышла, вышла наружу и доступна публике, во всей своей самовлюблённости и красоте. Не место обсуждать самовлюблённость творцов в самих себя, может, это им и простительно за таланты, но выходит реально смешно.

Однако сто раз говорил и ещё скажу: полезнее плохую книжку умного Шелли прочитать, чем лучшее сочинение троечника.
 

2) Диалектическое превращение ругателя в ругаемого

Сборник обзорных лекций по истории русской литературы, прочитанных Веллером в разных европейских университетах в 1990-е годы. Книжку эту обещали издать давно, анонсы были года два назад, но сподобились только что. Длительный срок подготовки лекций к печати тем не менее не исключил каких-то мелких нестыковок. Например в лекции, приписываемой к 1990 году, появляется интернет как справочная система, а в лекции 1993 -- упоминаются Дэн Браун и Гарри Поттер.

Зато помимо чисто литературных лекций добавлено выступление на Франкфуртской книжной ярмарке (о мемуарах вообще) и речь о вреде политкорректности, прочитанная на встрече с генеральным секретарём НАТО в Брюсселе.

В литературе Веллер придерживается простых и ясных позиций: «Уллис» у него пустышка, Кафка и Пруст -- больные, выдавливающие свои комплексы, де Сад -- придурок, Беккет -- ноль, Фолкнер примитивный. Лишь Сартр, Ремарк, Саган, Шекли и Стругацкие хорошие в превосходной степени.

Критикует Пушкина, Чехова, Достоевского, Маяковского, причём не только за художественные недостатки, но и переходит к анализу личностных обстоятельств, повлиявших на творчество в определенные моменты. До этого не каждый критик доходит, если конечно же его об этом сам автор не просит. И вот на тебе: в лекции "Критика критики" Веллер критикует критиков, не замечая, что уже половину книги он сам себя показал самым что ни на есть критиком. Ведь что такое критик сейчас (да и всегда) -- это частный случай читателя, всего лишь. Веллер только в очередной раз продемонстрировал, что хорошему писателю всё равно про что рассказывать -- про перегон коней или про прочитанную книжку другого автора.
 
 

 


  Главная страница СЕМЕЧЕК
Hosted by uCoz