В России и СНГ существует множество литературных премий, вручаемых за достижения в области фантастики -- авторитетных и не очень, массовых и камерных, денежных и лишенных финансового содержания. Но что считают лучшим критики и литературоведы, работающие в области фантастики -- по сути, самые профессиональные читатели "жанровой" литературы? Мы попросили одиннадцать известных и компетентных специалистов назвать лучшие по их мнение фантастические книги, появившиеся в первом квартале 2006 года. Голосование проходило по полной библиографии новинок, без номинационных списков и шорт-листов, без разделения на отечественную и переводную фантастику. В голосовании приняли участие Владимир Березин, Дмитрий Володихин, Сергей Некрасов, Андрей Синицын, Сергей Шикарев, Евгений Харитонов (Москва), Василий Владимирский, Владислав Гончаров (Санкт-Петербург), Роман Арбитман (Саратов) и Михаил Назаренко (Киев). Результат, надо признать, получился довольно неожиданным для нас самих...
Сергей Шикарев -- критик, постоянный автор журнала "Если". В разное время сотрудничал с изданиями "Книжное обозрение", "Звездная дорога", "Реальность фантастики", фэнзином "Семечки".
Василий Владимирский -- критик, редактор в издательстве "Азбука", лауреат нескольких корпоративных фантастических и журналистских премий.
-- Для начала надо рассказать читателям о самой идее рейтинга. Как, у кого сложился он в головах?
Сергей Шикарев: Идея рейтинга восходит еще ко времени нашего с Сергеем Соболевым, фэном и книготорговцем из Липецка, старого проекта "Книжный компас". В какой-то степени F-zone реинкарнация этого проекта на качественно новом уровне. Проект был задуман и продуман еще на прошлогодней ММКВЯ. Тогда же мы с Василием проверили идею на критиках и авторах и убедились, что дело это хорошее и стоящее.
-- Сразу встает вопрос о границах списка.
С.Ш.: Эксперт может внести свои названия. Сложность заключается в том, что в отсутствие четкой и однозначной дефиниции понятия "фантастика" споры о принадлежности того или иного произведения к фантастике неминуемы. Если для современных писателей вопрос принадлежности к фантастическому цеху определяется де-факто самоидентификацией автора, то об авторах, ныне не живущих, спорить можно бесконечно.
В.В.: Лучше включить дюжину спорных произведений, чем пропустить одно бесспорно значимое для нашей фантастики. Не хотелось бы и искусственно сужать горизонт любителей фантастики до кучки романов "про баронов и драконов". Может быть, в ряде случаев вообще вместо термина "фантастика" следовало бы использовать столь же невнятное, но не так терзающее слух пуристов от мейнстрима словосочетание "нереалистическая проза".
-- Мне кажется, что тут есть два пути: попытка гамбургского счета (но как мы помним, он был не публичным, и цирк в этой легенде был лишен зрителей) и персональные пристрастия, на которые читатель ориентируется: назвал NN кого-то лучшим -- надо поглядеть... Что выбрать?
С.Ш.: Пути есть, а дилеммы нет. Можно ориентироваться на персональные предпочтения "собрата по перу", можно опираться на результаты оценки экспертов. Собственно комментарии эксперта доносят до читателя не только результаты рейтинга, но и его личное мнение, что позволяет определить, насколько он, читатель, это мнение разделяет. И выбрать "своего эксперта".
-- А каковы статистические критерии?
С.Ш.: Я полагаю, что применение в данном случае терминов статистики не совсем верно. Пресловутая Мензура Зоили -- дело несбыточное и ненужное. Вряд ли можно проверить математическим аппаратом ценность книги. Мы же апеллируем не к количественным критериям (информация о тиражах вполне доступна), а к литературному качеству текста. Но задача проекта и не в этом заключается. Формирование своеобразного "мини-экспертного сообщества" призвано определить произведения, в лучшую сторону выделяющиеся из общей массы книг. Конечно, нужно помнить, что результаты отражают субъективные взгляды наших экспертов.
-- Но понятно, что если мы соберем двести позиций для голосования, то оно все равно будет неравномерным.
С.Ш.: Сейчас выходит очень много книг -- мы столкнулось с проблемой "бутылочного горлышка", когда количество наименований книг превышает вместимость полок книжных магазинов. Для читателя увеличение количества наименований выходящих книг (при падении их тиражей) означает, что проблема выбора становится все более и более остро. Опросы на интернет-сайтах показывают, что читатель принимает решение зачастую даже не по аннотации, а по обложке книги. Механизм формирования читательского спроса, к слову, непонятен и самим издателям. Задача проекта – помочь читателю сориентироваться в изобилии названий, обратить его внимание на те книги, которые действительно этого достойны. Кроме того, F-zone создает своего рода площадку, где книги и авторов можно сравнить между собой, опираясь не на тиражи, а на литературные достоинства произведений.
-- А не стоит ли, наоборот, уменьшить список экспертов, именно уменьшить, а не увеличить? Тогда они будут на виду, их авторитетность проверяется просто и, как говорят бандиты вкупе с политиками, они будут "отвечать за базар" своим именем. Бог с ней, с массовостью, статистикой и большими числами...
В.В.: На самом деле "в индивидуальном порядке" каждый из экспертов и так регулярно высказывает свое мнение о текущей ситуации в фантастике: в статьях, рецензиях, обзорах. Все эти люди -- критики и рецензенты -- активно публикуются.
С.Ш.: Привлечение экспертов с изначально различными предпочтениями и взглядами направлено на придание рейтингу необходимой степени объективности. Читатель может соглашаться или спорить с оценкой экспертов сообразно личным предпочтениям, но в том, что предметом спора будут книги, этого достойные, сомневаться не приходится.
-- Да это кто бы спорил. И вот тут мне кажется очень важным несколько частных мнений, комментарии -- то, чего нормальная премия себе позволить не может.
С.Ш.: Премиальных амбиций у нас нет, как нет и закулисных интриг. А комментарии, как я уже говорил, позволяют установить точки соприкосновения (или убедиться в их отсутствии) между читателем и экспертом. Дальнейшие планы касаются прежде всего совершенствования правил составления рейтинга и расширения его аудитории. Ведь публикация в "КО" означает, что с рейтингом ознакомятся в первую очередь уже достаточно квалифицированные читатели. Приоритет же -- это перевод проекта на регулярную основу.
В.В.: Хотелось бы сократить разрыв между выходом книги и тем моментом, когда она доберется до конкретного эксперта. Далеко не все из них живут в столице, и порой проходит по три-четыре месяца, прежде чем книги появятся в регионах.
Александр РОЙФЕ (Москва):
Итоги первого опроса экспертов кажутся мне логичными и гармоничными. На первом месте -- "Шайтан-звезда" Далии Трускиновской, роман, в котором вы не найдете иных проблем, кроме общечеловеческих и вечных. А вот занявший второе место роман Александра Зорича "Время -- московское!" (финал трилогии "Завтра война"), напротив, открыто обращается к доминирующим в обществе эмоциям -- к тоске по утраченной империи. Что же касается "бронзового призера" -- антологии "Лучшее за год: Российская фантастика, фэнтези, мистика", то в данном случае эксперты скорее отметили идею собрать под одной обложкой наиболее удачные повести и рассказы года.
Михаил УСПЕНСКИЙ (Красноярск):
...Трилогия Гая Гэвриела Кея, на мой взгляд, типичный роман ученого, своеобразная "summa" кельтской мифологии, очень грамотная и не очень занимательная вещь. Да ведь это его дебют. Вот "Тигана" у него великолепная. Но "Древо Жизни" стоит прочитать всем, кто работает в жанре фэнтези, просто как очень хорошую энциклопедию. Муркока же прочитать не смог, хотя у меня есть практически все его книги. Неинтересен мне данный роман. В оригинале он называется "Mother London". То есть Лондон-матушка стоит на Темзе-батюшке. Да еще и руль правый. Извращенцы эти англичане!
Дюжина известных и компетентных экспертов с весьма разнообразными литературными предпочтениями согласились назвать лучшие, по их мнению, фантастические книги, появившиеся в первом квартале 2006 года. Голосование проходило по полной библиографии новинок, без номинационных списков и шорт-листов, без разделения на отечественную и переводную фантастику. В голосовании приняли участие Дмитрий Володихин, Сергей Некрасов, Александр Ройфе, Андрей Синицын, Евгений Харитонов, Сергей Шикарев (Москва), Василий Владимирский, Владислав Гончаров (Санкт-Петербург), Роман Арбитман (Саратов), Сергей Соболев (Липецк) и Михаил Назаренко (Киев). Вот его результаты:1-е место -- Золотая полка -- Далия Трускиновская "Шайтан-звезда" (Форум)
2-е место -- Серебряная полка -- Александр Зорич "Время -- московское!" (АСТ, Транзиткнига)
3-е место -- Бронзовая полка -- Антология "Лучшее за год: Российская фантастика, фэнтези, мистика" (Азбука)
4-е -- Пол Макоули "Ангел Паскуале: Страсти по да Винчи" (Азбука)
5-е -- Нил Гейман "Звездная пыль" (АСТ, Транзиткнига)
6-е -- Майкл Муркок "Лондон, любовь моя" (Эксмо, Домино)
7-е -- Марина и Сергей Дяченко "Ключ от Королевства" (Эксмо)
8--9-е -- Антология "Далекое будущее" (АСТ, Транзиткнига),
Ирина Андронати и Андрей Лазарчук "Малой кровью" (АСТ, Транзиткнига)10-е -- Андрей Лях "Истинная история Дюны" (АСТ, Транзиткнига)
11--13-е -- Владимир Аренев "Магус" (Форум),
Джеймс Блэйлок "Подземный левиафан" (АСТ, Транзиткнига),
Гай Гэвриел Кей "Древо Жизни" (В.Секачев, Эксмо)14--15-е -- Сборник "Загадка Артура Гордона Пима" (Азбука),
Генри Лайон Олди "Приют героев" (Эксмо)
Итоговый список порядковое место / книга / баллы
Первое место Золотая полка
Далия Трускиновская "Шайтан-звезда" ("Форум") 71
Второе место Серебряная полка
Александр Зорич "Время московское!" ("АСТ" и "Транзиткнига") 66
Третье место Бронзовая полка
Антология "Лучшее за год: Российская фантастика, фэнтези, мистика" ("Азбука") 65
4 место Пол Макоули "Ангел Паскуале: Страсти по да Винчи" ("Азбука") 54
5 место Нил Гейман "Звездная пыль" ("АСТ" и "Транзиткнига") 53
6 место Майкл Муркок "Лондон, любовь моя" ("Эксмо" и "Домино") 48
7 место Марина и Сергей Дяченко "Ключ от Королевства" ("Эксмо") 47
8-9 место Антология "Далекое будущее" ("АСТ" и "Транзиткнига") 45
8-9 место Ирина Андронати и Андрей Лазарчук "Малой кровью" ("АСТ" и "Транзиткнига") 45
10 место Андрей Лях "Истинная история Дюны" ("АСТ" и "Транзиткнига") 41
11-12-13 место Владимир Аренев "Магус" ("Форум") 40
11-12-13 место Джеймс Блэйлок "Подземный левиафан" ("АСТ" и "Транзиткнига") 40
11-12-13 место Гай Гэвриел Кей "Древо Жизни" (В.Секачев и "Эксмо") 40
14-15 место Сборник "Загадка Артура Гордона Пима" ("Азбука") 39
14-15 место Генри Лайон Олди "Приют героев" ("Эксмо") 39