Данила Давыдов, газета "Книжное обозрение" N 40 (2206), стр. 15.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

Галина М. Фантастика глазами биолога: Сб. статей.
Липецк: Крот, 2008. - 96 с. 70 экз. (0)

Известный писатель-фантаст и поэт Мария Галина регулярно выступает и как
критик, рассматривая в своих аналитических текстах как отдельные
тексты, так и общие тенденции поэтического или фантастического
текстопорождения. В настоящей книге собраны статьи и заметки Галиной,
опубликованные прежде в журналах "Реальность фантастики" и "Если".
Название сборника неслучайно: писательница - не просто кандидат
биологических наук,но последовательный сторонник позитивистского
этологического взгляда на многие т.н. вечные проблемы, объяснимые
через их естественно-научную интерпретацию. В этом есть и игра, и
очевидная провокативность, но и здравомыслие, разумность и
рациональность позиции. Проблемы иного разума и иной, воображаемой
жизни вообще, богоискательство и любовь - как мотивы фантастической
литературы - рассматриваются Галиной на обширном материале, предлагая
порой нетривиальные интерпретации знакомых вроде бы произведений
(например, таковы фрагменты об Иване Ефремове)
 


Владимир Губайловский, журнал "Новый мир" N 10, 2008 год.
 

Мария Галина. Фантастика глазами биолога. Сборник статей. Липецк, "Крот", 2008, 96 стр.

Мария Галина -- биолог по образованию, литератор по роду занятий, и литератор универсальный. Она поэт, литературный критик и писатель-фантаст. В этой книжке Галина предстала еще и в роли критика-фантаста. Книгу составили статьи, опубликованные в журналах "Если" и "Реальность фантастики". Статьи посвящены не только научной фантастике, хотя ей уделяется больше внимания, но и классическому фэнтези; например, статья "Стрела и круг" предлагает взглянуть на главный конфликт в романе Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин колец" как на столкновение мифологического и исторического времен.
Но мне было, пожалуй, интереснее всего читать статьи о биологических обоснованиях фантастики, например "„Мы” и „Они”. Фантастическая биология стандартная и нестандартная". Читая Станислава Лема -- и его романы, и его глубокие размышления о природе научно-фантастического, -- я сделал вывод, что любое сочинение этого жанра должно строиться на нескольких четко обозначенных допущениях, причем желательно, чтобы эти допущения напрямую не противоречили законам природы. Тогда автор и читатель как бы оказываются в равных условиях -- поскольку автор выложил карты на стол и у него нет пятого туза в рукаве.
В этой статье Галина показывает, как работают такие фантастические допущения и насколько они корректны с научной точки зрения. В частности, она замечает, что тараканы (как и все насекомые) величиной с собаку в сегодняшней атмосфере, относительно бедной кислородом, просто не выживут в силу особенностей своего трахейного дыхания. Так что, если писатель изобразит случившуюся сегодня атаку гигантских стрекоз, верить ему не следует, хотя такие стрекозы и жили на Земле много миллионов лет назад в других атмосферных условиях.
Галина внимательно разбирает причины, по которым читателю симпатичны одни персонажи и омерзительны другие, и как авторы-фантасты пользуются устоявшимися предпочтениями и фобиями. Человеку милы дети, а потому и все возможные вариации вида ребенка -- большие головы, большие глаза; неприятны спруты и пауки. То есть воздействие того или иного типизированного персонажа на читателя можно предсказать, а значит, можно использовать, либо подтвердив, либо резко нарушив ожидание.
В главке "Бабочки и аксолотли" говорится об идее "вертикальной эволюции", при которой "люди" превращаются в сверхлюдей (например, "люденов" у Стругацких) при некотором внешнем вмешательстве. И оказывается, у этой вертикальной эволюции есть биологический аналог: это -- аксолотли. Это земноводное с жабрами-веточками, причем такие жабры у взрослых особей земноводных не встречаются, они встречаются только у личинок. И вот эти аксолотли так личинками и живут всю жизнь и даже размножаться приспособились, не выходя из личиночной стадии. Но если в среду, где обитает аксолотль, добавить определенный раствор гормонов, аксолотль преображается. Он меняет окраску, у него отпадают жабры и появляются легкие. Это другое животное -- амбистома, близкий родственник саламандры. Чем не вертикальная эволюция? Люди -- просто дети, которые еще не выросли, но у них есть шанс.
Я узнал много интересного и неожиданного из этой книжки, но меня смутило практически полное отсутствие ссылок на научную литературу. Ссылки на фантастические книжки даны в изобилии, а вот научный аппарат отсутствует. Возможно, читателям журнала "Реальность фантастики" такие ссылки и не нужны (хотя это и странно: а вдруг захотелось бы узнать побольше про тех же, например, аксолотлей), но для меня полное отсутствие ссылок значительно снижает ценность работы. Увлекательно, но не слишком поучительно.

Ссылка: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/10/gu17.html



 


 На первую страницу
...


Hosted by uCoz