Брать интервью у писателей-фантастов -- любимое хобби фэнов. Разумеется,
профессиональные журналисты тоже нередко обращаются к популярным беллетристам,
но их вопросы чаще всего сводятся к чисто практическому аспекту: "Ваш любимый
цвет, ваш любимый размер, ваш любимый сорт виски..." Другое дело -- опытный
любитель и знаток фантастики, для которого пообщаться с любимым автором,
узнать историю создания его книг, поговорить о неких неочевидных для случайного
человека материях всегда в радость. Для журналиста это повседневная рутина,
для фэна -- праздник общения. В итоге и то, и другое интервью могут появиться
на страницах профессиональных СМИ, и которое из них будет интереснее --
вопрос открытый.
Владимира Ларионова из Соснового Бора в нашем фэндоме знают, кажется,
все. Хотя в качестве персонажа он появляется на страницах художественных
произведений гораздо реже, чем Юрий Семецкий или Роман Арбитман, внимательные
читатели без труда вспомнят колоритных героев Геннадия Прашкевича и Виталия
Забирко, носящих эту фамилию. Писатели-фантасты (и не совсем фантасты --
Павел Крусанов, например) охотно отвечают на его вопросы, а разнокалиберные
издания, от фэнзина "F-хобби" до "Независимой газеты", исправно публикуют
получившийся результат. В этом Ларионов, конечно, не одинок -- но он оказался
первым, кому удалось собрать свои беседы с писателями-фантастами в отдельную
книгу. Сборник интервью, взятых им в разные годы, на днях вышел в малом
липецком издательстве "Крот". Книга напечатана смешным тиражом 22 экземпляра,
зато на белой бумаге, с профессиональной версткой и многочисленными фотопортретами
интервьюируемых, от Бориса Стругацкого и Роберта Шекли до Олега Дивова
и Елены Хаецкой. Обложка и печать, правда, подкачали, но для "Крота" это
тоже первый подобный опыт -- сделаем скидку на фэнзинерское происхождение
издателей. Книга, снабженная предисловием москвички Марии Галиной и послесловием
новосибирца Прашкевича, представляет интерес не только для библиографов
и библиофилов. По сути, Ларионов дает панораму отечественной фантастики
за много лет. Чем дышали, что думали, как оценивали ситуацию в стране и
собственное творчество фантасты, чьи имена до сих пор на слуху? О чем они
мечтали, чего опасались три, пять, семь лет назад? Все это есть на страницах
сборника. С некоторыми авторами (Дивовым, Зоричем, Лазарчуком, Лукиным,
Прашкевичем, Рыбаковым, Столяровым, Стругацким) Ларионов беседовал неоднократно
-- любопытно посмотреть, как менялись их взгляды и предпочтения с течением
времени...
Разумеется, чрезвычайно велика заслуга в появлении этой книги и самих
писателей, честно и открыто беседовавших с Владимиром на темы порой довольно
щекотливые. Однако, как учил нас товарищ Шекли, правильно сформулировать
вопрос -- само по себе задача не из легких: «чтобы задать верный вопрос,
надо знать большую часть ответа». Ларионов эту большую часть, безусловно,
знает. Кроме того, найти свой подход к столь разным людям, как Василий
Головачев и, скажем, Алексей Пехов, ох как непросто. Даже для профессионального
журналиста, -- а наш интервьюер, напомню, не забывает подчеркивать свой
статус любителя фантастики. Так что можно сказать смело: сборник "Беседы
с фантастами" является подлинным плодом любви, -- а заодно первой ласточкой,
которая, надеюсь, ознаменует выход на наш книжный рынок нового жанра.