Главная страница СЕМЕЧЕК

 От редакции
Никаких премий никому
 
«— Семечек хочешь?
— Да!
— На, подавись».
В.Шендерович
 

Попался мне на глаза номинационный список жанрового «Странника» за 1997-98 годы (присуждение премий состоялось этой осенью). Я не буду касаться художественных или фантастических достоинств номинируемых произведений — итоги голосования почтенной комиссии расставили все на свои места, и премии получили достойнейшие из лучших. Однако сам жанровый список вызывает не удивление даже, а, как бы это помягче выразиться — возмущение слишком вольными жанровыми границами. Больше всего рассмешила подборка произведений, отнесенных составителями к так называемой «альтернативной истории». В 1994 году, когда эта номинация только-только вводилась, произведений в жанре АИ, написанных на волне отрицания и переосмысления официальной Истории, было предостаточно, но сейчас пик популярности этого направления среди авторов упал практически до нуля. Однако номинация «Меч в зеркале» осталась, никто ее не упразднил, следовательно, что-то надо было награждать. И попали в список произведения не «альтернативной истории», а смежного жанра, называемого «тайная история»: «Осколки неба, или Подлинная история “Битлз”», «Око Силы», «Посмотри в глаза чудовищ»… Сущности, описываемые в этих произведениях, повлияли на знакомую нам историю, но она — история — от этого не изменилась и нисколько не отклонилась от своей магистральной ветви развития. Эти произведения затруднительно причислить к АИ. «Зона справедливости» Е.Лукина… А что там вообще альтернативно-исторического? То, что события происходят в расплывчатые девяностые годы, еще не повод причислять роман к АИ. И роман Михайлова «Вариант “И”», действие в котором происходит… в 2045 году! Книга издана в 1997, написана, естественно, чуть раньше, а события начинают конспективно излагаться с самого конца ХХ века — как раз с того момента, который и для В.Д.Михайлова, и для многочисленных читателей оставался неясным, неведомым Будущим. Н-да, намудрили господа из номинационной комиссии…
Приятно, конечно, что первый совместный роман Лазарчука и Успенского опять отмечен премией, но присуждена-то она почему-то не в той номинации.

В Украине в октябре 1999 состоялся фестиваль «Звездный мост». Среди прочих был учрежден новый приз с претензионным громким названием «Философский камень». Если еще не знаете, кому он достался — отойдите от острых углов или сядьте поудобнее.
Награда досталась Василию Васильевичу Головачеву. Эпигонство, неумение нарисовать персонажей, которые мечутся от книги к книге как картонные дурилки, меняя только иногда свои фамилии, примитивное мордобитие, заимствования из модных и неверно понятых эзотерических учений, бесконечные продолжения, технические ляпы («радиоволны инфракрасной частоты») и полная отсебятина при описании реально существующего оружия (смотри «ФэнГильДон» № 2,3,4 за 1995 год). Кому же тогда достанется эта странная награда в следующий раз? Запас Малышевых, Вилли Коннов, Петуховых, Никитиных и протчих многомудрых «философов» от слова «вилы» еще не иссяк. И вряд ли иссякнет — при таком-то признании!
Много раз мне говорили, что надо заниматься популяризацией фантастической литературы, составлять рекомендательные списки и тематические подборки для библиотек, прощать каким-то людям (выпускающим книги по фантастиковедению) ошибки, не слишком ругать начинающих писателей, хвалить на каждом углу журнал «Если», потому как это единственное специализированное периодическое издание, тоже прививающее любовь к фантастике…
Огромный сонм премий, призов и наград, как я считал до недавнего времени, тоже побуждает читателей обращать внимание на фантастическую литературу.
(Хотя на самом-то деле количество читателей не меняется — тот, кто любит фантастику, не перестает ее читать, а тот, кто не любил ее с детства — и во взрослом возрасте читать не будет, хоть ты по всем телеканалам обсуждение нф-книг устраивай и интервью с фантастами трижды на дню транслируй.)
Однако представим такую ситуевину, когда какой-нибудь образованный, подкованный библиофил, не читавший до сего момента фантастики, решит все-таки познакомиться с этим жанром поближе. Тут как раз ему заметочка, что В.Головачев получил главную награду фестиваля «Звездный мост», да еще с названьем «Философский камень». Кинется библиофил к ближайшему лотку, купит какой-нибудь бесцеллер Головачева, сядет в предвкушении чего-то вроде Гессе, Пруста или Борхеса… Его счастье, если в этот момент в доме отключат электричество, потому что философия в понимании фэнов из Украины — это Нечто, причем отличное от общемирового направления развития мысли. Будет ли этот гипотетический книгочей и дальше читать произведения фантастов, если даже ихний «философ» пишет, мягко говоря, как девятиклассник?

Мало того, что с середины девяностых годов премий стало чуть ли не больше, чем самих фантастических книг.
Мало того, что поплыли все границы жанров, поджанров и направлений.
Теперь еще в умах фэнов поплыли категории, непосредственно к фантастике не относящиеся.
Попробуйте это на вкус:
«Василий Головачев, философ…».

 


  Главная страница СЕМЕЧЕК
 
Hosted by uCoz