Алексей КараваевКАК ЗЕМЛЯНЕ С МОНСТРОМ БИЛИСЬ Александр Громов «Шаг влево, шаг вправо». М. АСТ. 1999. (Звездный лабиринт). Мне очень импонирует подход Александра Громова к грядущим перспективам. На фоне многочисленных стрелялок его философские этюды на тему "Землянин! Помни, чей хлеб ешь!" производят весьма сильное впечатление.
Не стал исключением и рецензируемый роман. Уже на второй странице читателю предлагается Основной Постулат «ОДНАЖДЫ НАМ ОЧЕНЬ КРУПНО НЕ ПОВЕЗЕТ». Не правда ли, звучит очень жизнеутверждающе?
Началось все с того, что некто Иванов из Рязани, астроном-любитель, отметил покрытие одной из звезд неизвестным объектом. Незадолго до этого Управление Национальной Безопасности начало фиксировать разного рода странности: массовые галлюцинации, землетрясения в местах, где их отродясь не было, разрушения, похожие на нештатное применение космического оружия и т.п.
Оказалось, что в районе Юпитера имеет место некое космическое тело — «объект Иванова». И Нацбез считает, что он как-то связан с эпидемией странностей на Земле. Американцы, наивные дети природы, придя к сходным выводам, сразу шарахнули по объекту ракетами. Во избежание.
Ничего не произошло. Ракеты долетели и исчезли. Объект не исчез.
А некоторое время спустя объект, прозванный за свои размеры — Монстр, исчез, чтобы потом появиться у самой Земли и приземлиться в Тверской области огромной коровьей лепешкой.Основой романа явилась попытка моделирования поведения человечества перед лицом совершенно непонятной космической угрозы. Причем иногда даже не ясно — угрозой или нет.
Модель получилась достаточно интересной, а вот роман — нет. Космический Монстр совершенно подгреб под себя все повествование, задушив все развитие сюжета.
Герои романа все время ждут следующих действий Монстра, не в силах предугадать его следующий ход и постоянно опаздывая на шаг. В реальной жизни скорее всего так и будет, но 460 страниц крупным шрифтом —это не жизнь.
Роман ощутимо рассыпается на отдельные, порой кажущиеся ненужными и мало значимыми, элементы. Так очень подробно, с налетом драматизма: «Мол, надо, Петя!», описывается подготовка главного героя к полету в составе интернационального экипажа к Юпитеру. Вся эта часть пропадает впустую, весьма мало способствуя развитию сюжета, потому как оказывается, что лететь никуда не надо, к нам самим прилетели.
Банальными выглядят игры разных сил вокруг Монстра, шантаж героя записями его поступков, нелогично совершенных в состоянии аффекта, мотивации действий самого героя.
Не могу сказать, что Громов написал плохой роман. Скорее наоборот — добротный и любопытный. Жаль только, что в его творчестве он получился именно шагом вправо, шагом влево.P.S. Цитата для тех, кто понимает. В Центре с замиранием сердца следят, куда сядет Монстр:
«Красная точка долго ползла через Турцию и Черное море, потянулось было в сторону Николаева, как будто учуяв там родственную душу, но, как ни странно, одумалась и взяла прежний курс».