Резонанс
Алексей Шведов
В «Семечках» № 3 Алексей Караваев в статье «Закидываю я ее ноги себе на плечи» призывал всех к дискуссии на тему секса в российской фантастике, но судя по тому, что ни в одном из последующих номеров данного издания не было опубликовано ни единого отклика на эту статью, можно заподозрить любителей фантастического жанра в равнодушии к затронутой А.Караваевым теме. Тут сразу возникает вопрос: а что скрывается за этим самым равнодушием? И равнодушие ли это действительности или только фасад, иллюзия равнодушия? Лично я больше чем уверен, что в восьмидесяти процентах случаев это — подсознательный страх нарушить устоявшийся комплекс табу, основанный на обывательских традициях и стереотипах. Как пишет А.Караваев, «наш разум подсознательно выбрасывает из текста секс, как нечто ненормальное, ненужное, даже постыдное». Несмотря на то, что люди регулярно занимаются этим наяву, существует как бы негласная договоренность, что обсуждать эту тему на страницах книг (а тем более в фантастике) неправильно, недостойно и едва ли не преступно. Вопрос: а почему? Почему герои книг не могут заниматься сексом? Только потому, что некоторые закомплексованные лицемеры-пуритане наложили на это табу? Хм.
В российской фантастике секса нет. То есть, почти нет. Впрочем, что вообще подразумевается по “сексом в фантастике”? безусловно, в издаваемых произведениях имеют место поверхностные эротические сцены (например, в «Осенних визитах» С.Лукьяненко), но ведь А.Караваев говорил немного не об этом, насколько я понимаю. Полагаю, он имел в виду то, что принято называть «жесткой эротикой», коя присутствует, например, во всех произведениях Майкла Суэнвика. Парадоксально: люди возводят секс в культ, зачитываются СПИД-ИНФО, и непонятно по каким причинам запрещают использовать ту же самую тему в художественных произведениях.* Нет, существуют, конечно, жанры, в которых это разрешено, но вот в фантастике (и в особенности, в российской) с этим наблюдаются огромные проблемы. Я вовсе не призываю к подробному описанию постельных сцен или эротических мыслей героев, но тем не менее сексуальные фрагменты имеют право на существование не только как проходные эпизоды. Тем более, что это помогает не только лучше понять психологию персонажей, но и более глубоко и достоверно показать бытующую в описываемом обществе систему жизненных ценностей. В современном мире секс занимает одно из ведущих мест — интересно, найдется ли кто-нибудь, кто попытается это оспорить? И если подобная половая распущенность и всеобщее падение нравов будут прогрессировать, то страшно представить, во что это выльется в следующем веке… Что касается меня лично, то я считаю все это очень серьезной проблемой, и замалчивать подобные вещи, на мой взгляд, равносильно преступлению. Язвы и пороки общества нужно вскрывать и оперировать, но ни в коем случае не накладывать на это запрет. Самое ужасное, что очень часто меня — в виду того, что я пишу фантастику — обвиняют в пропаганде сексуальной распущенности, исходя только из того, что изредка на страницах моих произведений встречаются те самые жесткие эротические сцены или если не сами сцены, то какие-либо намеки на секс. Я вижу большую опасность в подобного рода рецензиях, опасность для всего жанра фантастики. Допустим, в моих «Карма-серферах» имеет место эпизод, в котором главная героиня наблюдает в метро рекламу презервативов, где показывают эрегированный член и женские пальцы, натягивающие на него рекламируемое изделие. И я считаю, что это логично обоснованный прогноз на рекламу конца XXI века если взять во внимание сексуально-сексистскую подоплеку рекламы сегодняшней. Достаточно лишь увеличить насыщенность настоящего, чтобы увидеть возможное будущее. Можете называть это «художественной футурологией», если хотите.**
Культура в опасности, и почему мы должны делать вид, что никаких таких проблем в обществе нет? И мне невольно становится смешно (хотя постепенно это перетекает в смех сквозь слезы), когда некоторые люди видят во всем этом “пропаганду”. Харлан Эллисон заметил как-то, что когда он говорит на лекциях о том, что его «У меня нет рта, чтобы кричать» — рассказ позитивный, гуманистический и оптимистический, то неизбежно наталкивается на смущенные и недоверчивые взгляды. В некоторых случаях, я считаю, людей просто необходимо брать за шкирку и тыкать носом в реальность. Возможно, это немного жестоко, но на данном этапе развития цивилизации это один из немногих путей ее спасения. Как говорил Гиппократ, «для крайних заболеваний нужно использовать крайние методы лечения». Снова парадокс: люди признали нормой многочисленные сексуальные девиации вроде гомосексуализма, открывают секс-шопы и снимают порнофильмы, но боятся даже незначительного упоминания на страницах книг обычных «старых добрых» гетеросексуальных отношений. И так как в данном случае речь идет о фантастике, то хочется заметить, что накладывать табу на эротику означает так же и ограничение фантазии автора, что для этого жанра равносильно убийству. Хотя, конечно, ограничения должны иметь место, но читателям, критикам и редакторам стоит научиться отличать реальную пропаганду сексуальной распущенности и секса ради секса от анти-пропаганды секса ради более реалистического описания быта героев. Безусловно, порнографических сцен следует избегать, но в остальном я не вижу смысла ограничивать тех авторов, которые привыкли говорить об этих вещах достаточно откровенно.
В общем, таково мое мнение по поводу секса в фантастике, и поскольку оно носит чрезмерно субъективный характер, вы вправе с ним не согласиться.-----------------=
Примечания автора:
*В психологии это называется «проекцией». Человек проецирует свои комплексы и проблемы на кого-то другого и обвиняет в них прежде всего именно его, хотя в реальности все проблемы находятся не снаружи, а внутри. В случае с сексом в литературе — некоторые люди боятся признать свою озабоченность данной темой и в результате “нападают” на любого человека, который указывает на их больное место. Как гласит народная мудрость: правда глаза режет.
**А можете и «буддистской порнографией», как это сделал В.Решетников в восьмом номере СЕМЕЧЕК.