На карте страны Фантазии наша республика выглядит белым пятном. Лавры Стругацких или Булычева местным фантастам могут только сниться, обилием публикаций они не избалованы, а отдельные публикации можно пересчитать по пальцам одной руки.Не углубляясь во «времена далекие, теперь почти былинные», начнем с середины восьмидесятых, когда в ежегодных альманахах Марийского книжного издательства серии «Дружба» стали появляться фантастические рассказы Николая Шерстенникова, написанные в довольно традиционной манере. После нескольких публикаций он свернул с литературной тропы и занялся… модной тогда экстрасенсорикой, причем достиг на этом поприще определенных успехов.
Патриарх местной литературы Аркадий Крупняков оказалось, сам был не чужд фантастике. Он написал детскую повесть «Зайцы в космосе» и роман «Амазонки» — фантазию на историческую тему. Известно, что Аркадий Степанович собирался написать роман «Добрые самаритянки» по мотивам произведения Роберта Шекли.
В конце восьмидесятых эстафету приняли два молодых автора — Сергей Шалагин и Владимир Марышев. Сергей сумел создать свой неповторимый стиль; все его рассказы глубоко лиричны, проникнуты воздухом, светом, ожиданием чуда. В большинстве случаев оно и происходит, изменяя жизнь героев, наполняя ее особым смыслом. Рассказы С.Шалагина выходили в выходили в сборниках «Дружба» и альманахе «Фантарктика».В.Марышев предпочитает старую добрую научную фантастику, поэтому печатался как в местной прессе, так и в центральных журналах (ПИОНЕР, ЮНЫЙ ТЕХНИК, ЭНЕРГИЯ, ПОРОГ, ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ и ПУЛЬС). Сейчас в активе автора 60 рассказов и повесть «Неделя перед вечностью».
Наталья Беляева посвятила свое творчество детям. В начале девяностых у нее вышли две книги — «Приключения в Абсурдии» и «Голубые столбы Тиэлии». Еще две повести — «Хрустальный ключ» и «Наперекор страху» — опубликованы в «Дружбе». Сейчас Н.Беляеву не издают…
Яков Беленков заявил о себе в 1990 году. Тогда вышла его книга «Сезон благоразумия», где была его повесть «Южная история». Через три года в «Дружбе» увидела свет повесть «Живая вода», а еще через три года в журнале ОНЧЫКО на марийском языке напечатали повесть «Сын дьявола». Сейчас Яков работает над романом «Предел времен». Направление в фантастике, которому он и по сей день усердно отдает дань, — альтернативная история.
Одни из самых самобытных авторов — братья Максим и Константин Ситниковы. Максим по духу философ, его влекут загадки мироздания, он ищет тайные пружины, движущие Вселенной. Его рассказы довольно сухи, почти лишены эмоций, похожи на трактаты, но именно такая форма оказывается наиболее выигрышной, чтобы донести нетривиальную мысль до читателя. Константин тяготеет к мистике, ужасам. Его “конек” — стилизации под известные литературные источники и конкретных авторов. В активе Константина — примерно 60 рассказов, из которых опубликовано не менее 20 (в том числе в ФАНТАРКТИКЕ, УРАЛЬСКОМ СЛЕДОПЫТЕ, ГОЛОСЕ, ОНЧЫКО и ПОРОГЕ). Собственноручно выпустил небольшим тиражом (на лазерном принтере) сборник рассказов «Птеродактиль».
Виктор Пашкин пишет фэнтези с сюрреалистическими мотивами и мистические триллеры. Сейчас он работает над романом-фантасмагорией «Театр масок».
Так есть ли фантастика в Марий Эл? Категоричный в суждениях К.Ситников считает, что нет: слишком невысок уровень авторов, не дано им составить конкуренцию набившим руку мастерам жанра из крупных городов. Правда, Константин тут же оговаривается: «Есть у нас такой никому еще не известный юноша — Вячеслав Мокров. Несмотря на молодость, он написал уже десятка полтора романов в жанре фэнтези и фантастического боевика. Глубокой психологии у Мокрова искать не стоит, но если кто-то из нас и пробьется на российский рынок, то это будет он».