Фэн-прессаСергей Соболев
Много фэнзинов, хороших и разных За прошедшие месяцы у нас появилось как минимум три новых любительских издания, целиком посвященные фантастике: озорная астраханская газета «Гном», библиографический челябинский «Вестник ЛАБИринТ КБ», и наконец-то мы добыли явно «не родные» распечатки литературного фэнзина «Вавилон» — хотя фэнзин это или журнал, не совсем ясно: в первом номере есть ISBN, во втором — отсутствует. Не смотря на фэнтезийное название, в «Гноме» отлично уживаются и фантастика, и фэнтези. Появился еще и многотиражный журнал фантастики, но конкуренции журналу «Если» он не составит — по причинам своей вопиющей неказистости и слишком наглого отношения к подписчикам, до которых июльский номер докатился лишь в конце ноября, когда подписка на двухтысячный год уже благополучно закончилась.
ГНОМ
№№ 1, 2, 3 и 4 за 1999 год.
Газета для любителей фантастики. Астрахань. Издается с января 1999 года. Первые три номера имели тираж 80-100 экз., номер четвертый вышел в июле уже как приложение к еженедельнику «Проспект», тиражом 999 экз., офсет. Формат А4, от 8 до 12 стр.
Адрес: 414000, Астрахань, почтамт, а/я 381, «Проспект», «Гном», Лебедеву Виктору Федоровичу. prospekt@mail.astrakhan.ru и http:// prospekt.astrakhan.su.
Издание богато украшено оригинальными рисунками местных художников, представлена проза начинающих авторов. Можно выделить рассказы Мак Свелла «Печать Соломона», П.Мешкова «Конкуренция» и «Меняю холод на тепло». Хороший, нужный раздел «Фантастика в магазинах города»: адреса книготорговых точек с текущим ассортиментом и ценами. Особо радует, что до половины объема каждого выпуска «Гнома» занимают рецензии на книги, списки новинок и лауреатов премий. Продолжает «Гном» и традицию конкурсов знатоков фантастики — почти в каждом номере кроссворд, за разгадку которого сулят интересные книги.ВЕСТНИК ЛАБИринТ КБ
№ 1, от 15.10.99 г.
Формат А5, 8 стр., лазерный принтер, 50 экз.
Издается с октября 1999 исследователями творчества Кира Булычева. Главный редактор — Михаил Манаков — поддерживает официальную страницу Кира Булычева в интернете.
Адрес: 454000, Челябинск, ул.Советская, 65, 190, Манакову Михаилу Юрьевичу. mike@rusf.ru и http://rusf.ru/kb/ Тел. (3512) 33-84-35.
В номере: стихотворное поздравление Кира Булычева с шестидесяти пятилетием; спринт-библиография новых книжных изданий КБ (крайне усеченная информация, без раскрытия содержания и даже без укзания тиража, зато с фотографиями обложек) и журнально-газетных публикаций; информация о вышедшем в Челябинске библиографическом указателе произведений КБ (две брошюры по 60 стр). В «Книжном обозрении» (№44 от 1.11.99, с.16) уже проходила информация об этом указателе, и я-то думал, что в «Вестнике…» будут указаны способы заказа «Библиографии Кира Булычева», однако никаких намеков на возможность приобрести это справочное издание, вышедшее тиражом в 500 экземпляров, я там не встретил.
Надеемся, следующие выпуски «Вестника» будут более информативными.
Пока верстался номер, пришли-таки две «Библиографии Кира Булычева», составленные М.Манаковым. Это две брошюры, отпечатанные в нормальной типографии, и имеющие все атрибуты нормальной книги (ББК, ISBN и даже научного редактора). Справочники производят вполне благостное впечатление обилием информации, особенно порадовали приложения: Указатель циклов произведений (оказывается, у Булычева их целых десять!), Именной указатель (в основном — художников, иллюстрировавших произведения), Указатель периодических изданий… В книжках указаны полностью постраничное содержание, ISBN, цена, тираж, высота корешка, и даже отмечено, в переплете книга или нет. Может, библиография и составлена в соответствии с ГОСТом, но лучше было бы, как мне кажется, разместить публикации в хронологическом порядке, а не в алфавитном — это все-таки позволило бы лучше ориентироваться в творческом пути Кира Булычева, разобраться с некоторыми спорными моментами. В части «Библиография… Публикации в сборниках и периодике» надо было бы выделить три совершенно отдельные группы публикаций: а) в сборниках, б) в журналах и в) в газетах. И еще маленький вопросик: является ли комикс Петра Северцева «Перевал» произведением Кира Булычева?
ВАВИЛОН
№ 1 и № 2 за 1999 год.
Издает Региональный общественный фонд «Фестиваль "Аэлита"» и Творческая мастерская «Пятый угол» (со второго номера — только ТМ «Пятый угол»). Екатеринбург. Выходит с марта 1999 года.
Первый номер — 64 стр. формата А5, редактор — А.Петеляк. Второй номер — 48 страниц. А4, редактор Антон Северский. Оба выпуска немного иллюстрированы местными художниками.
Адрес: 620142, Екатеринбург, а/я 262, А.Северскому.
Фэнзин печатает не только фантастику, но и стихи, рассказы смежных жанров — например, “черную литературу” (рассказы А.Северского, А.Исетского). Рассказ А.Жирютина «Супергерой: 2046» — очередная история о пагубном уходе от проблем в выдуманный мирок компьютерных игр. Юморески А.Суторихина, Е.Александровича и Н.Турга украшают журнал, чего не скажешь о скучных анекдотах — типичные перелицовки старых анекдотов под модные персонажи, где вместо Чапаева и Петьки действуют персонажи «Звездных войн» или «Вавилона-5». Вот уж действительно, такие опусы можно гнать без малейшего напряжения по тридцать страниц в день.
Если в первом номере представлены в основном художественные произведения и лишь одна статья (И.Г.Халымбаджа, «Самозванец» — о развитии КЛФ города Свердловска-Екатеринбурга), то во втором выпуске корпус критики расширен: статья И.Климович про солипсизм в окружающей действительности и прозу Пелевина, обширные размышления А.Северского о романе С.Кинга «Жребий» и сопоставление этого произведения с «Дракулой» Б.Стокера.
Совершенно странной выглядит рубрика «Вавилонское столпотворение»: непонятно для чего и для кого рассказано о четырех авторах — Уэллсе, Мандельштаме, Брэдбери и Н.Гумилеве. про каждого семь-восемь куцых строчек: две-три книги, основные мотивы в творчестве, и все; даже годы жизни не всегда указаны. Если эта рубрика ориентирована на школьников среднего звена — тогда почему так мало и суконно-скучно? Про каждого из этих авторов написаны многие тома, уж можно было б сварганить статейку страниц в десять…
Очень спорная заметка редактора Артема Северского «Литература уральской “ассоциации”» — про молодых некоммерческих писателей и поэтов. В статье есть противоречие: с одной стороны утверждается, что писатели этой аморфной “ассоциации” противопоставляют себя коммерческой литературе, но с другой стороны там же написано, что публикацией в некоммерческих изданиях авторы недовольны. Что же хотят наши коллеги из уральской “ассоциации” — писать скучные тягомотные вещи и получать за это деньги?! А.Северский надеется, что, «когда минет коммерческая буря», молодые некоммерческие писатели оздоровят русскую литературу.
Пустышка все это! Ребятам невдомек, что в развитии культуры ничего не повторяется — в Италии уже никогда не будет замечательных художников (имеются в виду таланты безусловно мировой величины), во Франции — архитекторов, а в России — гениальных писателей. Все они уже были. Толстым и Достоевским зачитывается весь мир, но больше таких титанов уже не будет. Плодоносящий центр по производству гениальных писателей четко переместился в Латинскую Америку.
А допустим, что не пустышка. Предположим, через два-три года несколько молодых писателей из уральской “ассоциации” начнут обильно выпускать книги большими тиражами. (Не смейтесь: тот же А.Северский пишет вполне прилично, его рассказы — эдакая смесь китча и философских закибонов, я бы с удовольствием ознакомился с другими его произведениями). Что же, после издания нескольких книг, автор становится коммерческим писателем и выпадает из обоймы “ассоциации”? Право же, нужна общая идея а на общих словах о неприятии “коммерческой” литературы особого Движения не построишь. Что ж, подождем очередных сборников от КЛФ «Радиант».
ГОЛОС
№ 3, июнь 1999.
№ 4, сентябрь 1999.
Газета клуба любителей творчества В.П.Крапивина. Формат А4, четыре страницы, фото авторов.
630005, Новосибирск, ул.Гоголя 21а, кв.2. Олег Логачев (duric@online. nsk.su)
344090, Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 28/1, кв.166. Юлия Налбандян. (Nalb@ math.rsu.ru)
450000, Уфа, а/я 1375. Гилязов Олег. (winner@ufanet.ru)
Оба номера почти целиком отданы письмам: о том, каким быть Клубу, куда двигаться дальше и как развиваться, размышляют читатели. Есть анонс сборника стихов ВПК, вышедшего в Новосибирске тремя тетрадками тиражом 100 экземпляров. Цена 40 руб., заказывать у О.Логачева.
АКАДЕМИЯ Ф
№ 4, август 1999.
Информационный бюллетень российской ассоциации исследователей фантастики (РАИФ).
А4, две стр., матричный принтер.
Адрес: 105187, Москва, ул.Ткацкая, д.45, кв.26, Харитонову Егению В. Тел. (095)-369-39-84. Подписка: 3-5 маркированных конвертов.
В номере: выдержки из Устава РАИФ; сообщение о новой премии в области фантастики — Ордене рыцарей Фэндома имени Игоря Георгиевича Халымбаджи, который будет вручаться на фестивале «Аэлита» за развитие отечественного фэндома; информация о фантастиковедческих работах и новых фэнзинах.
АНИЗОТРОПНОЕ ШОССЕ
№ 6, июнь 1999 года.
А5, брошюра в 32 стр., илл., фото, лазерный принтер, ксерокс. Адрес: vladimirsky@hotmail.com и vladimirsky@tf.ru Тел. (812)-533-36-12. Редакторы: Василий Владимирский и Владислав Гончаров.
Львиная доля фэнзина посвящена прошедшим конвентам, поэтому номер получился особенно живым и информационно насыщенным. «Анизотропное Шоссе» и на сей раз доказало, что питерских фэнов никому не одолеть широтой владения информацией и размахом используемых материалов.
«Аэлита-99»: статья В.Владимирского, три интервью — с лауреатом премии «Страт» Андреем Плехановым, с Евгением Харитоновым (лауреат мемориальной Бугровской премии) и Киром Булычевым.
«Интерпресскон-99»: статья В.Гончарова, итоги голосования по премии «Интерпресскон-98», едкая заметка А.Таратинского и П.Копыловой о попытке платного голосования на конвенте.
«АБС-премия»: официальная информация о премии, коротенький список финалистов и два первых лауреата — Е.Лукин «Зона Справедливости» и Вс.Ревич «Перекресток утопий».
Из материалов, не относящихся к прошедшим конвентам, представлена статья А.Тюрина «Киберпанк как последнее оружие цивилизации», к которой подверстана заметка А.Воронина «Анти-Тюринг». Оба автора рассуждают на излюбленную ныне тему компьютерного тоталитаризма.
Разговор о фэнпрессе не будет полным, если мы не упомянем одну очень увлекательную книжку:
Евгений Харитонов
«Фантастический самиздат. 1967-1999. Периодика. Сборники». — Липецк: специальное приложение к девятому номеру фэнзина СЕМЕЧКИ, 1999. — 15 стр.
Это обширный каталог-указатель самодеятельных малотиражных журналов и альманахов, посвященных фантастике. В справочник вошли около трех сотен фэнзинов, издававшихся на просторах СССР и России в разное время. Как справочный указатель книга незаменима — учитывая, что последняя подобная подборка, составленная Андреем Чертковым, была напечатана в первом номере журнала «Советская библиография» за 1990 год. С тех пор, с бурным развитием техники, появилось много способов выпускать самодеятельные журналы, изменился фэндом, появилось больше специализированных журналов, ориентированных на поклонников и почитателей таланта одного автора, появился целый корпус журналов, ориентированных на фэнтези и распространяемых исключительно в своей среде — по крайней мере, Евгений Харитонов сетует на то, что мало присылают таких фэнзинов.*** «Вид американской газетыспособен произвести ошеломляющее впечатлениена неподготовленного читателя».Это не фэнзин. Это издание, имеющее регистрационный номер и подписной индекс 39405. Можно выписать по каталогу, если денег не жалко — примерно тридцать рублей за номер.
ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Тираж из ложной скромности не указан, типография пожелала остаться неизвестной.
109444, Москва, а/я 2. lakeland@pol.ru Тел. 373-9915.
Глав.ред. — П.А.ЧивилинКакие, к черту, модные дизайнерские приемы, какая, нафиг, современная полиграфия, к чему все эти премудрости с подбором бумаги различных видов и фактуры, чтобы типографская краска не шибко расплывалась? На кой ляд спектрофотометрический контроль качества, если можно левой ногой взять плохо лежащий в интернете текст, и дуриком напечатать его под обложкой вроде как бы журнала?
Такого бреда я еще не видел: уж не знаю, как донесла этот срам до почтового ящика доблестная почтальонка (наверное, в газетку завернула, чтобы никого не напугать), но меня чуть Кондратий не хватил при виде этого хилого монстрика. Когда на заре перестройки, во времена лютого книжного дефицита, по городам и весям начинали выходить первые журнальчики фантастики, все равно такого наглого примитива, возведенного в принцип, не встречалось. Я повидал много журналов — от газетного «ПиФа» до респектабельного «Завтра», от нечитаемой скучной «Мечты» до петуховских однообразных клонов, но так называемый «Журнал Фантастики» побил все рекорды шизанутости.
Журнал представляет собой 64-х страничный таблоид формата «Уральского следопыта», только газетная бумага еще отвратительнее, а печать — хуже. В номере несколько черно-белых иллюстраций Луиса Ройо, почему-то приписываемых некоему художнику Ю.П. Токареву. Вы знаете художника Ю.П.Токарева? А если напрячься? Вот и я что-то не припомню. Зато отлично помню, что на картинках Ройо никак не было каких-то металлических черепушек и прочей ерунды, пририсованной местными умельцами. То-то автор обрадуется: действительно, без этой школьной мазни его работы очень плохо смотрелись. Десять лет назад перепечатывать к месту и не к месту картины западных иллюстраторов было общим местом; сейчас же этот «рекламный» шаг выглядит по меньшей мере глупо и наивно, как будто десятиклассники дорвались до печатного станка и не знают, чё бы им эдакого напечатать… Жуткий макет журнала производит воистину плачевное впечатление. До города, в котором живут товарищи-издатели, не докатилась еще компьютерная азбука: в рамках одной повести сначала используют непомерно большой отступ первой строки абзаца, потом почему-то вообще отказываются от выделения первых строк в абзаце, потом начинают мудрить и отделяют абзацы друг от друга лишней пустой строкой… Последние два рассказа вообще не подвергались никакой обработке: каждая строка выглядит как самостоятельный абзац, предложения от этого извращенного способа набора текста получились разорванными в нескольких местах, и чтение превращается в настоящее издевательство. Для выпускающего редактора слова «гигиена шрифта» — пустой звук, он как бы говорит читателям: «Фантастику любишь? И так скушаешь!». Похоже на то, что рассказы набраны в одном текстовом редакторе, а журнал смакетирован неизвестно на чем полупьяными криворукими лабухами, у которых на троих одна извилина. Даже в Word’е с проблемой конвертации текста MS-DOS в документ типа doc элементарно можно справиться стандартными средствами замены в меню «Правка». Кроме того, текст в колонках нигде не выровнен по ширине, а только по левому краю страницы; конечно, такой способ верстки текста применяется часто, но только уместен он в лакированных журналах с изысканным многокрасочным оформлением — в данном же случае такой прием с головой выдает элементарное неумение и нежелание работать. А-а, к чему все эти премудрости? Ведь если нас собрались пичкать новинками прошлого и позапрошлого года, выдавая их за «бестселлеры» (скромное заявление редакции), то, может быть, простить ребятам их вынужденное косоглазие?
Это внешние вид. Содержание от такого неказистого оформления стало еще мерзостней: скудоумное начало романа К.Шаповалова «Недремлющий глаз бога РА» (именно так, большими буковками!), рассказ-страшилка А.Ромаданова про людей-тамагочи (в котором обсасывается высказывание Антуана де Сент-Экзюпери «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»), и рассказ некоего “Алиена” «Ошибочка вышла» — про то, что и Боги иногда почему-то ошибаются. По сети плавают мегабайты образчиков подобного рода графоманства. Так стоило ли тиражировать такую низкопробную пошлятину?
У журнала существует еще некая «эектронная» (именно так!) версия с многочисленными примочками. Но нас миновала сия чаша отравы…
Надолго ли?