Зернышки:
Рецензии
И.Черный, С.Шикарев, Г.Соколов, С.Соболев, В.Решетников 2Анатомический стол
Алексей Караваев
Новые апокрифы 13Конвенты
Сергей Соболев
Звездопад в Харькове 19Владимир Ларионов
Странник снова в Петербурге 24Интервью
Фантастиковедение по Черному 26Шелуха:
Диспут
Владимир Марышев
Гонорар почти не виден 30Сергей Соболев
А зачем козе баян? 31Письма
Dima Dvorcovoy, Алексей Попов, Алексей Шведов, Сергей Шикарев, Юрий Ковалев, Георгий Петров 16Резонанс
Валентин Субботин
Кто на чем растет 17Итоги
Алексей Караваев, Сергей Соболев
Некоторые комментарии к событиям уходящего года 33Фэн-пресса
Сергей Соболев
Ксероксы работают вовсю 36Объявления 38
КНИГИ, ФЭНЗИНЫ, РАССКАЗЫ ИЛИ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРЕЗЕНТОВАЛИ:
СТЕПАН СИДОРОВ (Астрахань)
АЛЕКСЕЙ ШВЕДОВ (Татарск Новосибирской обл.)
АЛЕКСАНДР ЛУКАШИН (Пермь)
ЮРИЙ КОВАЛЕВ (Санкт-Петербург)
АЛЕКСЕЙ ПОПОВ (Краснодар)
БОРИС ЗАВГОРОДНИЙ (Волгоград)
ЕВГЕНИЙ ЛУКИН (Волгоград)
ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ (Санкт-Петербург)
ДМИТРИЙ СКИРЮК (Пермь)
АНТОН ПЕРВУШИН (Санкт-Петербург)
АЛЕКСАНДР ЛУРЬЕ (Иерусалим)
ДЖУЛИАН М.ПРИБОЙ (Чехов Московской обл.)
НАДЕЖДА МАРКАЛОВА (Пермь)
ВЛАДИМИР ЛАРИОНОВ (Сосновый Бор Ленинградской обл.)
АЛЕКСЕЙ КОРЕПАНОВ (Кировоград)
ИГОРЬ ЧЕРНЫЙ (Харьков)
СЕРГЕЙ ШИКАРЕВ (Москва)
ОЛЕГ ЛОГАЧЕВ (Новосибирск)
АНАТОЛИЙ ЛЕРНЕР (Израиль)
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!
Пожалуйста, сообщайте, возможно ли поместить присланные Вами статьи
в электронном варианте фэнзина.
Высказывания критиков по поводу той или иной книги редакция разделять не может по той простой причине, что невозможно прочесть все новинки. Редакция предоставляет или не предоставляет место для свободного выступления в рамках своих заскорузлых представлений о том, стоит ли размножать чей-то опус, или не стоит. Дальнейшие перепечатки материалов в СМИ возможны только после разрешения, полученного непосредственно от автора статьи. Ссылки на "не эксклюзивность" являются химерой экономии.
Вводная
1954 год. Оттепель еще не началась. Что-то там в «Новом мире» уже либеральное проскальзывало — то ли повесть Эренбурга, то ли выступление Долгушина… Рьяно сажать за космополитизм или там уворованные колоски перестали. Потянулись ручейки освобожденных, еще не реабилитированных, уже не врагов народа, но еще как бы и не друзей. В воздухе плавно растекается эйфория и народ расслабляется. Предпочитая водочку, способную плавно поддерживать перманентное ощущение оптимизма в жилах уставшего строителя заколебавшего всех коммунизма.«Весь угол комнатенки был заставлен пачками денег. Штабель метра на два — и чуть ли не до потолка. Липецкая кладка — кирпичик к кирпичику…»
Е.Лукин «Слепые поводыри» (с.198)
Рецензии
Сергей Соболев
В посмертно изданной монографии доктора филологических наук Анатолия Федоровича Бритикова (1926-1996) рассматривается генезис отечественной научной фантастики: от повального увлечения приключенческими романами в середине XIX века — к удивительным изобретениям 1920-х годов, от космических полетов 1950-60-х — к возвращению на Землю и социальным проблемам, к исследованиям человеческой души (1970-80-е гг.). Первая книга Бритикова, «Русский-советский научно-фантастический роман», вышла в Ленинграде в 1970 году тиражом 9 т.э. и давно уже стала библиографической редкостью. Рецензируемая работа в редкость превратилась моментально — заявленный тираж всего 100 экз.А.Ф.Бритиков «Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра». СПб. Творческий центр «Борей-Арт». 2000. 404 стр. 100 экз.
Научно-фантастическая повесть Бориса Завгороднего и Сергея Зайцева — о странном мире, в котором государства меняют свое местоположение каждый день: прыгают в полночь неведомо куда, разворачиваются, как шестеренки в механизме, причем никто никогда не знает, как встанут границы поутру — то ли соседями окажутся горные племена, то ли пустынники, а то неведомый морозный северный край.Борис Завгородний, Сергей Зайцев «Рось квадратная, изначальная». Волгоград. Изд-во «Станица-2». 2000. 304 стр. 200 экз. (105х145 мм).
Сергей Соболев
Фантастический роман, написанный в жанре «альтернативной истории», издатели неумело попытались выдать за публикацию рукописи, созданную неким советским немцем в 1942 году. Обещаны были удивительные предсказания Будущего. Однако второго Левы Федотова не получилось…Александр Вохерет «Альтерация». СПб. «Дума». 2000. 420 стр. 1 т.э.
Сергей Шикарев
У каждой саги есть начало. Если же действие истории, предложенной читателю, растягивается на несколько тысячелетий во времени и сотни световых лет в пространстве, неудивительно желание автора подробно рассказать о том, что, где и когда происходило.Вернор Виндж. Глубина в небе. М. АСТ. 2000. 640 с. Пер. с англ. М.Левина. (Золотая библиотека фантастики). 10 т.э.
Примерно десятое тысячелетие нашей эры. Человечество давным-давно расселилось по Галактике. Связь со Старой Землей давно потеряна — да полно вам, была ли она, мифическая Земля, не выдумки ли это отсталых племен? За право называться Старой Землей спорит дюжина приличных планет (примерно как сейчас в Греции право называться родиной Гомера оспаривают до дюжины городов).Вернор Виндж. Глубина в небе. Роман. Пер. М.Левина.- М. АСТ. 2000. 640 стр. (Золотая полка фантастики).
Владимир Решетников
Тематический сборник юмористической фантастики составлен по преимуществу из рассказов прошлых лет, рассеянных по малодоступным журналам и редким авторским сборникам. Основная идея антологии — собрать воедино, под одной обложкой, мало-мальски смешные произведения отечественных фантастов, в которых действовали бы доблестные советские/российские космонавты — не совсем удалась. Кроме искрометного цикла рассказов Бориса Штерна про инспектора Бел Амора и робота Стабилизатора (впервые переизданного за последние лет пять) другие произведения антологии называть смешными просто неловко. Или у нас смешить разучились?«Наши в космосе» Сборник юмористической фантастики. — М. ЭКСМО. 2000. 416 стр. (Абсолютное оружие)
Сергей Соболев
Заглавная повесть, «Владычица морей», написана в популярном ныне жанре «тайная история». Оказывается, вовсе не Англия, а Россия была истинной хозяйкой морей, так как только у нас были на вооружении подводные лодки — сначала весельные, а только потом уж на смену мускульной силе пришли дизельные субмарины и атомные ракетоносцы. Два румяных брата, Мягков и Раилов, окончив Адмиралтейскую школу, мичманами отправляются по распределению самого Петра Алексеевича в Холмогоры, где в большом секрете строится деревянная подводка (именно так!) «Садко». На этой девятиместной шестивесельной посудине, напоминающей длинную дубовую бочку, предстоит им совершить немало ратных подвигов во имя славы Отчизны, путем подрыва и потопления неприятельских кораблей. И в Англию плавали, и в Швецию, и даже в степях Украины, на речке Ворскла, принимали участие в битве под Полтавой.Сергей Синякин. Владычица морей: Повести и рассказы. — М. АСТ. 2000. 416 стр. 13 т.э. (Звездный лабиринт).
Геннадий Соколов
Продолжение знаменитого и в общем довольно приличного сериала о Майлзе Форкосигане. Очередное изменение стиля и жанра повествования — дабы фанаты не заскучали и не обвинили Буджолд в сериальности. На этот раз — комедийная (юмористическая) фантастика, ранее мы читали боевики и детективы.Л.М.Буджолд «Гражданская кампания». М. АСТ. 2000.
Сергей Соболев
Сборник странных рассказов питерского прозаика привлечет к себе внимание именно потому что Крусанов (как это указано на обложке для читателей, не акцентирующих внимание на ФИО) — автор «Укуса ангела». Насколько я понял, почти все, предложенное в этом сборнике, написано ранее «Укуса ангела», и уже выходило в свет в малотиражных сборничках. Чисто фантастических (или, если угодно — фэнтезийных; это определение более размыто и точнее соответсвует магическому, колдовскому миру Крусанова) вещей в этом сборнике практически нет: только первые три новеллы можно причислить к фантастике. Причем рассказ «Бессмертник» настолько сочный и запоминающийся, настолько динамичный и жуткий своими описаниями средневекового варварства, что по инерции прочитываешь весь остальной сборник «на вылет» в поисках чего-то похожего…Павел Крусанов «Бессмертник» — СПб. Амфора. 2000. 317с. 5 т.э. (Наша марка).
Сергей Соболев
Для любителей фэнтези, способных отвлечься от похождений неутомимого Конана, Рыжей Сони и прочих драконов, чахнущих в Серых Горах над златом, сборник сумеречных новелл ирландского лорда Дансейни будет весьма неожиданным "подарком".Эдвард Дансейни. Рассказы сновидца. (новеллы, роман) Перевод с анг. Сост. В.С.Кулагина-Ярцева. — СПб. Амфора. 2000. 526 стр. 5 т.э. (Личная библиотека Борхеса).
Сергей Соболев
Джозеф Боденленд, отставной советник президента США, попадает с плиткой шоколада и банкой пива в руке из Техаса 2020 года в пасторальную Швейцарию начала XIX века. С собой у него только наручные атомные часы и автомобиль с урановым двигателем. Сверхточные часики он задаром спихнул ленивому и нелюбознательному часовщику, а на авто разъезжает по окрестностям Женевы, то и дело рискуя попасть под гнев малообразованной публики — повозка-то безлошадная! Но швейцарцам прошлого века нет дела до чудного экипажа — по крайней мере, явных угроз по этому поводу в адрес Боденленда не поступало.Брайан Олдис «Освобожденный Франкенштейн». Пер. В.Лапицкого — СПб. Амфора. 2000. 284 стр. (серия «Новый век»). 6 т.э.
Сергей Соболев
Рассказы, собранные под одной обложкой, настолько разные и неожиданные, что порой даже не верится, что их написал один и тот автор — уж больно сильно разнятся и манера письма, и настроение, и затронутые в них темы.Александр Громов «Вопрос права». Сборник. — М. АСТ. 2000. 416 стр. 11 т.э. (Звездный лабиринт)
Сергей Соболев
Середина XXI века. Макушка столетия. Биотехнология под запретом, в университетах наложили табу на доскональное изучение и исправление генома человека, общественностью делаются попытки лишить некоторых биологов Нобелевских премий. Легальная фирма одной из смежных областей занимается противозаконным поиском вируса бессмертия, испытывая новые образцы на представителях социального дна — в основном на ниггерах из неблагополучного района. Только вирусы оказываются несущими не вовсе даже не бессмертие, а традиционную, опостылевшую смерть, неизлечимую никакими снадобьями. Пандемия вируса охватывает обитателей неблагополучных районов. С каждым годом криминогенная ситуация накаляется, полиция устраивает все более жесткий кордон на границе с опасным городским сектором, а нечистоплотным дельцам от науки все это на руку — полигон для опытов не уменьшается…Эрик Джеймс Фуллилав. Круг одного. — М. АСТ. 2000. Перевод Н.Виленской. 352 стр. 10 т.э. (Координаты чудес)
Сергей Соболев
Последний роман Курта Воннегута, уставшего за свою долгую жизнь шутить, прикалываться и смеяться над глупостями человеческого рода. Ему и раньше было несладко в жизни, даже не все родственники воспринимали Воннегута всерьез — например, тетка Элла Воннегут Стюарт не продавала в своем книжном магазине его книг, так как считала их «непристойной» литературой. Курту приходилось выкручиваться и делать вид, что он-де совершенно не при чем, просто пересказывает рукописи полусумасшедшего нищего графомана Килгора Траута.Курт Воннегут «Времетрясение». Перевод В.А.Обручева и И.В.Свердлова. — М. АСТ. 2000. 288 стр. 10 т.э. (Мастера. Современная проза).
Игорь Чёрный
Приближение конца века и конца тысячелетия отчетливо сказывается на отечественной литературе и в особенности на литературе фантастической. Писатели, с одной стороны, не могут пройти мимо такого явления как смена эпох. Они как бы подводят некую черту под своим творчеством, желая разграничить все, написанное в ХХ веке и то, что будет создано в веке XXI. С другой стороны, как это почти всегда бывает в ситуациях, подобных нашей, усиливаются эсхатологические тенденции. Мы уже прочитали несколько книг, в которых повествуется о конце света: «Рубеж», «Армагед-дом», «Штурмфогель». Произведения очень разные по духу, повествовательной манере и идейному содержанию. И вместе с тем есть в них что-то общее. Этакая тревожная нота, ожидание чего-то неизвестного и неизбежного. Чего? А не того ли, о чём прямо и открыто пишет в своем новом романе Сергей Васильевич Лукьяненко?Сергей Лукьяненко «Близится утро» - М. АСТ. 2000. 384 с. (Звездный лабиринт).
Сергей Соболев
Во второй книге дилогии, изданной спустя пару лет, действие происходит через две недели после окончания части первой, «Холодные берега».Сергей Лукьяненко «Близится утро» — М. АСТ. 2000. 384 стр. 50 т.э. (Звездный лабиринт)