Есть такая страничка
замечательная, куда я захожу каждую неделю, называется она типа «Обзор
новинок книжного рынка города Нижнего Новгорода от Ворчуна». (http://www.svenlib.sandy.ru/booknews/booknews.htm
) Раньше на сайте книжного магазина «Озон» такие пакли выкладывал Владислав
Гончаров, Сергей Бережной, и Василий Владимирский. Но после переезда озоновского
офиса в столицу нашей родины город-герой Москва сменился и контент-менеджер
– раньше за наполнением следил легендарный фэн Андрей Чертков, ныне же
забота сия перепала на плечи небезызвестного Владислава Курицына. Так что
регулярными обзорами на озоне теперь и не пахнет.
Алекс Буслаев
о себе самом:
Алексей Буслаев,
1972 г.р. Окончил ВМК Нижегородского Госуниверситета, кафедра численнного
и функционального анализа :) Занимался много чем, с 1998 года работаю в
нижегородском политехе (то бишь Нижегородском государственном техническом
университете) инженером-программистом. Некоторое время считал себя диким
фэном, после криков Валентинова о настоящих фэнах и подлом фэнье предпочитаю
оставаться просто читателем интересных мне книг.
С.С.: Как давно ты
читаешь фантастику? С чего начинал и к чему пришел?
А.Б.: До школы меня
долго и безуспешно пытались приучить к чтению, в начальных классах я таки
к нему пристрастился и глотал книжки с огромной скоростью, почему-то это
ошарашивало библиотекарей из районной детской библиотеки. Когда я начал
читать фантастику? Уфф. Точно не скажу, если считать волковские книжки
об Изумрудном городе и линдгреновский "Мио, мой мио", наверное рано :)
Честное слово, точно сказать не могу. Все же попробую перечислить то, с
чего начинал, что запомнилось. Наверное, это все-таки Жюль Верн - "Таинственный
остров", "Робур-завоеватель", "Архипелаг в огне", "Матиас Шандор", "Пятнадцатилетний
капитан". А уж потом были "Остров погибших кораблей", "Хойти-Тойти", "Светопреставление",
"Подводные земледельцы", "Человек, потерявший свое лицо" Беляева, "Сиреневый
кристалл" Меерова, "Алые паруса" Грина, "Гриада" Колпакова (да-да, та самая,
ругаемая и презираемая :P), "Туманность Андромеды" Ефремова, "Шаги в бесконечности"
Михановского.
Как это ни странно,
до булычевской Алисы я добрался гораздо позднее. Стругацких впервые начал
читать уже классе в восьмом, с "Понедельника". Хотя нет, вру, кажется,
первым я у них прочитал "Человека из Пасифиды" в каком-то сборнике.
К чему пришел? На
это ответить сложнее. До сих пор наилюбимейшим зарубежным фантастом остается
Саймак. До сих пор обожаю Грина и Шефнера. Конечно, есть любимые книги
и у других авторов.
Что еще... Очень
интересуюсь фантастическими детективами. Из новинок, порадовавших в последнее
время, могу назвать циклы Пола Макоули и Кристин Смит, появившиеся в астовских
"Хрониках Вселенной".
С.С.: Произведения
каких авторов стараешься отслеживать чисто для души?
Александр Громов,
Евгений Лукин, Далия Трускиновская. Недавно открыл для себя Элеонору Раткевич.
Всегда покупаю книги Константина Бояндина. Если что-то еще напишет Алексей
Свиридов, обязательно возьму книгу. То же могу сказать и про
Филенко, и про дуэт
Лазарчук-Успенский, и про Вартанова.
А вот Лукьяненко
уже покупаю скорее по старой памяти.
С.С.: Назови 10 лучших
фантастических книг всех времен и народов...
За все времена-народы
не скажу, но свой личный десяток попробую составить.
"Вся плоть - трава"
и "Заповедник гоблинов" Саймака, "Бегущая по волнам" Грина, "Дверь в лето"
Хайнлайна, "Посмотри в глаза чудовищ" Лазарчука и Успенского, "Понедельник
начинается в субботу" Стругацких, "Лачуга должника" Шефнера, "Убик" Дика,
"Мягкая посадка" Громова, "Бесконечная война" Холдемана.
Это даже не топ-тен,
а просто то, что вспомнилось в данный момент.
С.С. Читаешь ли
ты мэйнстримовскую литературу?
Смотря что подразумевать
под мэйнстримом. Нефанатстическую литературу? Читаю:) Не буду нервировать
отнесением к мэйнстриму детективов. Хотя, относится Акунин к т.н. "большой
литературе" или к тем же детективам? Недавно вот перечитывал "Маятник Фуко"
Эко. С творчеством "высоколобой" литтусовки не дружу.
С.С.: Как ты считаешь,
есть ли в кинофантастике фильмы, превосходящие по степени воздействия литературную
первооснову?
А.Б.: Может быть,
"Солярис" и "Блэйдраннер"?
С.С.: Или, если ставит
вопрос шире, кинофантастика способна забить книгу?
А.Б.: Возьмем еще
шире, способно ли кино отправить в забытье книги? Не думаю. Разные это
вещи все-таки - кинофильм и книга. И воспринимаешь их по-разному. Вот кино
может, скорее, добить театр, а телевидение - кино. И то, не очень-то в
это верится.
СС.: Сколько книг
в месяц прочитываешь?
А.Б.: 6-8, наверное.
В отпуск могу и больше :)
С.С.: Что подвигло
тебя на составление периодических обзоров книжных новинок? Если вспомнить,
например, смешные обзоры Сергея Бережного на полумертвом ныне "Озоне" (
http://www.ozon/ru) а потом на его авторском
сайте "Взгляд из дюзы" (http://barros.rusf.ru/
), или обзоры Владимира Кнари (Записки хомяка Глюка, http://knari.aha.ru/gluknotes/index.html
- они в основном ориентированы на продажу, там с каждой книги есть ссылочка
на интернет-магазин (который, в идеале, должен отстегивать процент с реализации).
У тебя же подобной системы нет - то есть, ты это делаешь из чистого альтруизма
или все-таки есть какие-то невидимые мне экономические интересы?
А.Б.: Лукьяненко
как-то говорил, что начал писать, потому что прочитал всю фантастику, до
которой смог дотянуться в то время. Со мной случилось нечто похожее, если
это конечно можно сравнивать. Тогда Бережной замолчал на Озоне, а на своем
сайте еще не появился. Вот его обзоры и послужили образцом. Впрочем, заменить
обзоры Сергея у меня вряд ли получилось бы, все-таки он профи, а я любитель.
Да и ориентировался я изначально не на новинки, обнаруженные в сети, и
не на все появившиеся в эксСССР книги, а на то, что видел в Нижнеим в продаже
своими глазами. Так что рассчитывал я, скорее, на нижегородскую аудиторию.
То, что мои новости
читают и в других городах, для меня было поначалу даже несколько удивительно.
В партнерских программах
с интернет-магазинами не участвую, наверное, опять-таки из-за того, что
ориентируюсь на книги в обычных, а не в электронных магазинах, да и большого
смысла в этом не вижу.
Не знаю, можно ли
это назвать альтруизмом.
С.С.: Нижний Новгород
- крупный город, можно даже сказать, культурная столица Поволжья. Книги,
как я вижу из твоих обзоров, доходят до вас быстрее, чем до моего Липецка
(хотя от нас до столицы поближе будет). И тем не менее, есть ли какие-нибудь
серии (издания), которых и у вас трудно найти в продаже? Я почему спрашиваю:
это же общая беда библиофилов: знать о выходе долгожданной книги, но не
иметь возможности ее даже в руках подержать.
А.Б.: Поясню ситуацию
с книготорговлей в Нижнем. Новинки чаще всего покупаются на книжном рынке.
А там мы зависим от пристрастий продавцов, которые не спешат возить невыгодные
книги. То бишь слишком дорогие, некрасиво оформленные и те, что считают
неходовыми (неизвестный автор, нераскрученная серия). Поэтому не очень-то
любят они то, что издает Центроплиграф, Терра (появляются только в магазинах,
очень редко),
Амфора (то же самое),
армадовский "Опрокинутый мир", дорогие серии от "Азбуки" (только в магазинах,
если привезут). Многое потом можно найти в дорогих магазинах, вроде открывшихся
в прошлом году топкниговских. Но они действительно очень дорогие.
С.С.: А почему в
твоих обзорах новинок нет специализированных журналов фантастики?
А.Б.: Все очень просто,
их у нас не продают.
С.С.: Судя по компоновке
обзоров, ты больше любишь зарубежную фантастику. Это так или мое предположение
ложное?
А.Б.: Если только
подсознательно :)
Мне как раз не хотелось
устраивать соревнования между заграничныи и нашими авторами, а ставить
все вперемешку показалось не очень удобным.
Best regards,
Алексей Буслаев
aka Vorchun
Вопросы кидал Сергей
Соболев, г.Липецк
весна 2002 г.