Главная страница    Новости    Рецензии



Василий Щепетнев "Темные зеркала" (сборник повестей) -- М. АСТ. 2002. 340 стр. Тир. 6 т.э. ("Звездный лабиринт"). ISBN 5-17-014317-6. 

Одна из заоблачных грез российских патриотов, монархистов и протчих ортодоксалов-государственников и консерваторов-русофилов: усилиями П.А.Столыпина (выжившего после неудачного покушения 1911 года) монархия сохранена, революции 1917 года не было.

Петр Аркадьевич Столыпин идеализирован в постперестроечные годы чуть ли не как святой и мудрый правитель. Однако этот "саратовский душитель" стал причиной начала массового кровопролития. В России за весь девятнадцатый век было казнено людей меньше, чем в первый год внедрения трибуналов (19 августа 1906 года, закон о военно-полевых судах).
С 1826 по 1906 гг казнено 984 человека.
С 1906 по 1909 -- 2353.

Россия, жалеющая каждого преступника, скорбящая о любом убиенном, вдруг захлебнулась потоками крестьянской крови. На виселицу попадали за такие провинности, за которые во времена более спокойные можно было получить всего лишь несколько лет тюрьмы. "Столыпинский галстук" не такая штука, которая может окупиться "успехами" в экономике. Виссарион Григорьевич Короленко скупо и со злостью описал этот судебный террор в рассказе "Бытовая ошибка". Первая мировая война и последующий большевистский переворот вкупе с войной гражданской -- лишь продолжение бессмысленной резни, начатой Столыпиным: вкусившие крови хотят пить ее досыта. В ХХ веке именно Петр Аркадьевич ввел в жизнь россиян легитимный массовый террор -- после относительно спокойных десятилетий тихого девятнадцатого века.

На этом фоне злорадный оттенок приобретает крылатая фраза П.А.Столыпина, сказанная с трибуны Государственной Думы: "Дайте нам двадцать лет, и вы получите другую Россию".

Василий Щепетнев дал Столыпину двадцать лет -- это в его власти, он -- писатель-фантаст.
Что же мы получаем?
Повесть В.Щепетнева "Седьмая часть Тьмы".
1933 год.

Вот уже девять лет идет война с Германией, где правят коммунисты. Вице-директором радио "Свобода" работает Троцкий, а посредственные пропагандистские передачи пишет муж Надежды Константиновны.
В монархической России Константин Фадеев живет как барин -- на процентах с изобретения противогаза; Карл Густав Юнг перебрался в Москву. Босфор и Дарданеллы наконец-то российские, но за них приходится платить ежегодный налог кровью. Открыта вакцина от простуды, кори, коклюша и насморка [мечта Алисы Селезневой сбылась!], но аэроплавание по прежнему "плавание": самолетов нет, а дирижабли наполняют не взрывоопасным водородом, а безопасным гелием. Трагедии "Цеппелина" не будет, но и в США президентом стал спортсмен-здоровяк Франклин Делано Рузвельт, больше пекущийся о своей внешности, нежели о национальной безопасности вверенной ему страны. А опасаться есть чего: Россия в союзе с Японией одолела гоминдановский Китай, теперь же запускает атомарную бомбу на Нью-Йорк.
А где же российский монарх? Как и положено, страдает гемофилией, устал от политики и готов уступить все права на трон серым кардиналам.
 

"Марс, 1939 г."
Гениальный Попов изобретает не радио, а телепортацию. Царизм идет на уступки и вводит народное представительство в органах власти. Но идиллии все равно нет: маховик репрессий раскручивают новые хозяева жизни. Далекий Марс становится аналогом Сибири -- там то же что-то надо строить, сбегать каторжанам в пустыню бессмысленно, да и народно-хозяйственное значение марсианских рудников в противостоянии России и Англии весьма существенно...
Такой депрессией веет от нарисованных миров, что вспоминается песня группы "Крематорий"

Земные дороги ведут не в Рим
Запомни, и скажи всем своим
Дороги все до одной приводят сюда
В дом вечного сна
Крематорий...

Альтернативная история у Василия Щепетнева не знает лучшей участи для населения этой планеты. История по Щепетневу движется не по автобанам, с которых можно съехать в любом удобном месте, повернуть на соседнюю дорогу или вовсе остановиться на пикник. Локомотив истории движется у Щепетнева по железнодорожному полотну, прокладываемому паровозом впереди себя поверх человеческих судеб. Герои, действующие лица и люди могут меняться, но постоянные атрибуты нашего "первоначального мира" остаются и в многочисленных Отражениях: тайная полиция, сующая свой нос во все дела; агрессивные войны, ведущиеся миролюбивыми странами ради обладания стратегическим сырьем стран воинственных; политическая дезинформация и перманентная ложь из репродукторов; нищебродский быт провинции...
Невольно задаешься вопросом, а есть ли светлые миры у Василия Щепетнева? Получается, что единственным светлым миром в шепетневской вселенной является НАШ.

Сергей Соболев 
Василий Щепетнев на АБС-премии, 21 июня 1999 год.
Фото Владимира Ларионова (Сосновый Бор)

О книге В.Щепетнева "Хроники Навь-Города" (М. АСТ. 2005)

 
Главная страница    Новости    Рецензии
 
 
 
Hosted by uCoz