На главную страницу "Семечек"     Рецензии     Новости


 Сергей Соболев
Некоторые итоги 2002 года

Как и положено, начнем с заупокойной: собрав с подписчиков по двести рябчиков, на седьмом номере умер дайджест фэн-прессы, журнал "F-хобби". Главный редактор и издатель, Валентин Субботин, то ли дом собрался строить, то ли еще что, но благое начинание свое загубил. "Я тебя породил -- я же и порешу". Так и ушел журнал, подобно людям на его последней обложке - в никуда, в полное ничто, растворяясь в непонятном цифровом пространстве.


 

Однако для прозинов ситуевина сложилась веселее -- "Звездная дорога"  весной поменяла редактора. Им стал небезызвестный Александр Ройфе из "Книжного Обозрения". Он же и макет лабает - надо сказать, что макет отличается в лучшую сторону от блеклого "Если" -- у "Звездной дороги" и шрифт покрупнее, и фотографии авторов можно встретить. Офигенный плюс "Дороги" - статьи саратовского критика Романа Арбитмана. Вот за ради них хотя бы и можно читать. А в Питере запустили журнал Бориса Стругацкого "Полдень, 21 век". Там шрифт еще крупнее, чем в "Звездной Дороге", но подбор текстов зачастую уж больно депрессивный. Хотя и мощный - сейчас это самый высококачественный  фантастический журнал на постсоветском пространстве. Правда, мне не совсем понятна была заморочка с так называемым малотиражным "пилотным" номером - он малость отличается от тиражного первого (вместо двух рассказов одних авторов - повесть другого), обложки немного другие, бумага внутри разная... Пустые игры какие-то для коллекционеров.

  

Старый добрый "Если" не отстает от молодых коллег, но самой сильной публикацией я бы назвал повесть Теда Чана "72 буквы" (номер 3 за 2002 год). Эдакая филолого-мистическая альтернативная история, но очень уж необычная альтернативка!

  

На альтернативную историю в прошлом году был микробум: в АСТе вышла книжка Роберта Коули "А что, если бы?..". Параллельная военная история в эссе двух десятков историков: поворотные пункты в античности, средневековье, новой и новейшей истории. Книжечка приятная, но уж больно сухая - это вам все-таки не художественные произведения, а "разбор полетов".

А вот долгожданная "Машина различий" Стерлинга и Гибсона, выпущенная в Екатеринбурге У-Факторией порадовала. И ценой порадовала (как три средних нф-книжки), и обилием примечаний, и общий концепт серии "Кибертайм" серьезный такой, обстоятельный. Роман - так и вообще выше всяческих похвал. Давненько я таких сильных стилизаций не читал.

Неслыханно повезло в этом году Филипу Дику: три тома старых романов, переизданных в белой АСТовской серии "Классика мировой фантастики", оригинальный сборник "Сохраняющая машина" в "Амфоре" (там, правда, почти все уже печаталось на русском), и новый роман - "Свободное радио Альбемута" (в выходных данных написано, что главы 1-18 перевел В.Баканов, главы 19-28 В.Генкин. В романе же 30 глав. Но 29-я и 30-я главы даны почему-то на русском).
 

  
 

Непонятно где вышла новая книжка Михаила Веллера "Кассандра". [На титуле, над годом издания,  указано: "Пароль. Санкт-Петербукрг". Это раз. В выходных данных читаем: "Фолио. Сергиев Посад". Это будет два. "При участии Харвест, Минск". Это будет три.] Ее позиционируют как продолжение трактата "Все о жизни", да и вообще, в таком вот оформлении должно выйти 9 томов, эдакое собрание сочинений М.Веллера (на момент написания этих строк в продаже есть шесть книг). Как минимум два тома - самая полновесная фантастика. Все-таки Веллер начинал в семинаре Б.Н.Стругацкого, если кто забыл или не помнил.

В АСТе запустили новое с/с Станислава Лема. аляповатые такие обложки, плохонькая бумажка, но обещают напечатать ВСЕ. Даже "Фантастику и футурологию". Годом ранее проходила информация, что данный труд выпустят в шикарного вида философской серии, и даже напечатали там два тома Лема - классическую "Сумму технологии" и прикольную "Библиотеку XXI века". Лицевая сторона этих томиков не шибко презентабельная, поэтому даю здесь еще и вид корешков.

  

А "ЭКСМО" запустило с/с Роберта Хайнлайна. Я уже писал, что дизайн обложек четко повторяет американские и немецкие издания пятнадцатилетней давности, но зато переводы есть хорошие - из старого, недовыпущенного питерского черного с/с. Опять же, "Не убоюсь я зла" в переводе Андрея Лазарчука.

Без номеров - но ведь трехтомник же! - вышло с/с Бориса Штерна, подготовленное донецким "Сталкером". Штерн - это наше все в отечественной фантастике.

В минувшем году завершилось одиннадцатитомное с/с Аркадия и Бориса Стругацких (подготовленное все тем же "Сталкером" из Донецка). Эти совершенно безумные черные кирпичи с золотом по корешкам украсят любую библиотеку.

Наконец-то вышла книжка воронежского фантаста Василия Щепетнева "Темные зеркала". Как-то стремненько, в мягкой обложке, небольшим тиражом. Но две "Бронзовых улитки" автора стоят того, чтобы обратить внимание на сборник? Опять же, спасибо донецкому "Сталкеру".


 

В "Звездном лабиринте" (но уже твердообложечном) закруглились с эпопеей Лазарчука "Опоздавшие к лету" - и "Мост Ватрлоо" наконец-то вышел, и "Солдаты Вавилона". А еще и свежий роман Лазарчука, написанный в соавтортстве с женой Ириной Андронати. Возвращаясь к Ф.Дику - так еще и переиздание "Убика" в питерской "Амфоре" вышло - в его же, Лазарчука, переводе.

  
 
 Другой соавтор Лазарчука, Михаил Успенский, известный с восьмидесятых годов своими сногсшибательными юмористическими сольными повестями и рассказами, в феврале выпустил-таки новый роман - "Белый хрен в конопляном поле". Тираж постоянно допечатывают, но до полного насыщения рынка еще далеко. То ли у ЭКСМО система распространения как-то не так построена, то ли слава Отца Жихаря велика...

  

Еще один юморист-сатирик, Евгений Лукин, помимо переизданий ("Труженики зазеркалья", "Типа того что как бы") и нескольких выступлений в периодике, подарил фэнам уже третий сборник стихов "Фарфоровая речь" (тираж одна тысяча экз, достать намного легче, чем два предыдущих - у нас в магазине он, например, есть рублей по 70).

Блестящий дебютант года 2001 в году 2002-м порадовал тремя рассказами (по рассказику в традиционном уже АСТовском сборнике "Фантастика 2002", всего было три сборника, вот в каждом - по рассказику) и одним романом. "Харизма" называется. А Олег Дивов тоже порадовал. Не столько текстом, сколько упоминанием наших "Семечек".

  

АСТовские сборники "Фантастика" стоит покупать из-за статей, воспоминаний наших фантастов, и других мелких приятностей, пропадающих в периодике от беспристрастного суда потомков.

Из не-фантастов, или, как их раньше называли, "гостей страны фантазии", шибко подивил Питер Акройд с микроповестушкой "Повесть о Платоне" (серия "Библиотека Иностранной литературы", издательство "БСГ-пресс") и Кристофер Мур с "Ящером страсти из бухты грусти" ("Фантом-пресс", серия "Зебра"). А вот Пауло Коэльо что-то меня не вдохновил. Хотя и порадовал успешной раскупаемостью и фантастической для художественной книги ценой.

  

Из солидных переизданий стоит отметить серию "Шедевры фантастики" от ЭКСМО. Тама были кирпичи Каттнера, Шекли, Ле Гуин и Кларка. "Амфора" тоже хорошую книжку переиздала: роман Дж.Г.Балларда "Затонувший мир". Правда, под слегка измененным названием - "Водный мир".

 

Московское "Вече" разродилось целой кучей фантастических, фэнтезийных и детективных серий и подсерий. Получилось, правда, как удар растопыренными пальцами в бетонную стенку жестко сегментированного книжного рынка, но пара отличных (в смысле - отличных от других) книг там вышла. Это сборник Владимира Хлумова "Роковые письмена" (там сильнейшая антиутопия "Санаторий") и роман Александра Щеголева "Львиная охота".

  

В синей  АСТовской "Классике отечественной фантастике" много чего хорошего наиздавали. Но самым большим подарком, по-моему, был сборник Варшавского.

В очередной раз переиздают (АСТ совместно с "Северо-Западом") сериал Фармера "Мир Реки". На этот раз дело дошло наконец-то и до антологий "Легенды Мира Реки" и "Тайны Мира Реки" - это рассказы, написанные  (в основном не очень известными) фантастами "по мотивам" "Мира Реки". В общей куче должно быть пять томов, вышло четыре.

В новой серии с расплывчатым названием "New Wave" вышел томик Томаса Диша с обстоятельными комментариями и статьей С.Дилэни "Фауст и Архимед" (про Диша и Желязны). А в белой "классике" пропечатали Пенгборна. Лет пятнадцать об этом бы шумели, а сейчас он едва удосужился упоминания в каком-то обзорчике.

 

И в финал - то, что должно было выйти еще несколько лет назад, а вышло даже как бы в 2003-м (датировано будущим).

 


 На главную страницу "Семечек"     Рецензии     Новости
 
Hosted by uCoz