Что примечательно. Год от года крепчает и растет средний уровень фантастической прозы. Единственное неудобство, что он именно СРЕДНИЙ. Как то так нечувствительно случилось, что за последние десять лет писать стали куда как лучше, но – увы! – куда как предсказуемей что ли. Знаете, как бизнес-ланч. Стандартный набор блюд с незначительными изменениями, мало влияющими на результат. И человек вроде сыт, а утку по пекински все равно охота.
КРУПHАЯ ФОРМА:
1.Андронати И., Лазарчук А. За право летать. – М.: АСТ, 2002.
Азартный роман, легко читался.
Вообще же поразительно читать «доброго» Лазарчука. Непривычно.
2.Брайдер Ю., Чадович H. Гвоздь в башке. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
«Смирительная рубашка (Странник по звездам)» Джека Лондона куда как интереснее была
3.Ван Зайчик Х. Дело победившей обезьяны. – СПб.: Азбука, 2002.
В целом хорошая это традиция – номинировать на разного рода премии все очередные романы плодовитого еврокитайца. Опять же потом можно их трилогиями выставлять. Очень повышает престижность премии. Учитывая дебелую сериальность нынешней российской НФ – очень демократично. Вселяет надежду в автора какую ни то все же цацку отхватить. Сдается, Зайчик свое отгулял.
4.Громов А. Завтра наступит вечность. – М.: АСТ, 2002.
5.Елисеева О. Сокол на запястье. – М.: АСТ, 2002.
6.Логинов С. Свет в окошке. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2003 (по факту – 2002).
7.Лукьяненко С. Спектр. – М.: АСТ, 2002.
На мой вкус не лучший роман весьма уважаемого мною автора. Впрочем, лучшие в свое время ничего не получили. С другой стороны, сейчас уже невозможно представить себе, чтоб новый роман Лукьяненко, вне зависимости от качества, вдруг не попал в номинацию. Судите сами – хорошо это или плохо.
8.Олди Г. Л. Орден Святого Бестселлера, или Выйти в тираж. // Одноим. авт. сб. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
Не ожидал, что эта провальная у харьковского дуэта книга попадет в номинационный список. Уж и сколько рецензий разгромных было.
9.Прашкевич Г. Царь-ужас. // Прашкевич Г. Великий Краббен – М.: Вече, 2002.
10.Тырин М. Синдикат "Громовержец". – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
11.Успенский М. Белый хрен в конопляном поле. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
Блестящий роман. Автор покуражился от души.
Однако вряд ли он добавит чего-либо к славе Успенского. То что он отлично владеет словом мы и так знали, а в околожихарских мирах можно пастись бесконечно. Шаг ли это вперед? (Во, блин, скепсис прет!)
12.Филенко Е. Отсвет мрака. // Одноим. авт. сб. – М.: Вече, 2002.
13.Хаецкая Е. Голодный грек, или Странствия Феодула. // Одноим. авт. сб. – М.: АСТ, 2002.
14.Хлумов В. Прелесть (Повесть о Hовом Человеке). // Хлумов В. Роковые письмена. – М.: Вече, 2002.
При всем моем уважении к автору, эта его повесть смотрится тем, чем она и есть: слабой полемикой с модными писателями.
15.Штерн Б. Вперед, конюшня! // Штерн Б. Приключения инспектора Бел Амора. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002.
Вот кто мог бы оспорить пальму первенства у «Белого хрена»! Боюсь только, что не все осилят позднего Штерна.
16.Щеголев А. Львиная охота. – М.: Вече, 2002.
Расширенная версия ранее издававшейся повести. Автором использована другая концепция мироустройства сюжетного пространства, соответственно, и книга получилась совершенно о другом. На мой взгляд, стало хуже, чем было. Омлет заново не пережаривают.
СРЕДHЯЯ ФОРМА:
1.Аренев В. Hемой учитель. // Порог. – 2001. – NN 11-12 (по факту –
2002).
2.Васильев В. Рок на дороге. // Звездная дорога. – 2002. – NN 7-8.
3.Дивов О. Закон лома. // Звездная дорога. – 2002. – N 9.
4.Дяченко М. и С. Эмма и Сфинкс. // Одноим. авт. сб. – М.: ЭКСМО-Пресс,
2002.
5.Кубатиев А. В поисках господина П. // Полдень XXI век. – 2001. – N 2.
Альтернативная история: Пушкина не убили. Дантеса окружающие жалеют, а Сан Сергееич стал желчным старикашкой.
6.Кубатиев А. Парк "Победа". // Звездная дорога. – 2002. – N 12.
7.Лукьяненко С. Пограничное время. // Если. – 2002. – N 9.
8.Овчинников О. Семь грехов радуги. // Если. – 2002. – N 10.
То же в каком-то смысле спектр.
Посмотрел на девушку откровенным взглядом – зазеленеешь, убил человека – покраснеешь, но не от стыда, а от неизвестного вируса. В зависимости от читающего, может рассматриваться и как утопия, и как совсем даже наоборот.
9.Олди Г. Л. Ваш выход. // Одноим. авт. сб. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
10.Олди Г. Л.: Где отец твой, Адам? // Фантастика-2002. Выпуск 1. – М.: АСТ, 2001 (по факту – 2002); То же // Олди Г. Л.: Ваш выход – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
11.Плеханов А. Узоры для умных и тупых. // Фантастика-2002. Выпуск 3. – М.: АСТ, 2002.
12.Синякин С. Мрак тени смертной. // Фантастика-2002. Выпуск 1. – М.: АСТ, 2001 (по факту – 2002).
Одна из самых сильнейших повестей в этой подборке.
13.Трускиновская Д. Маршрут Оккама. // Если. – 2002. – N 4.
14.Тюрин А. Псы-витязи. // Полдень, XXI век. – 2002. – N 1.
Бессмертные на новый лад. Или старая сказка в киберантураже. Но читается просто "на вылет".
15.Хаецкая Е. Прах. // Полдень, XXI век. – 2002. – N 2.
Кто-то восторгается поэтикой этого рассказа. А кроме высокого штиля там что-нибудь есть? Вроде бы нету. А педалировать одну и ту же идею по переносу современных отношений в древний мир – уже приелось, право слово.
МАЛАЯ ФОРМА:
1.Аренев В. Монетка на удачу. // Если. – 2002. – N 3.
2.Афанасьев Р. Вечер теплый, вечер талый. // Фантастика-2002. Выпуск
3. – М.: АСТ, 2002.
3.Герасимов С. Животное. // Фантастика-2002. Выпуск 3. – М.: АСТ, 2002.
4.Дяченко М. и С. Подземный ветер. // Если. – 2002. – N 9.
Городская сказка. Как обычно у Дяченко, лирично и трогательно. Один из наиболее вероятных кандидатов.
5.Каганов Л. Эпос хищника. // Фантастика-2002. Выпуск 2. – М.: АСТ, 2002.
Милая такая сказочка, с юморком. В отличие от львиной доли фантастики, пыжащейся так быть поименованной.
6.Кудрявцев Л. Кукушонок. // Кудрявцев Л. Условия выживания. – М.: АСТ, 2002.
Откровенно не лучший у Кудрявцева рассказ.
7.Лазарчук А. У кошки четыре ноги... // Полдень XXI век. – 2002. – N 2.
Жестокая изнанка педагогической поэмы Макаренко.
8.Логинов С. Долина Лориэн. // Если. – 2002. – N 6.
9.Лукин Е. Мгновение ока. // Фантастика 2002. Выпуск 2. – М.: АСТ, 2002.
Зарисовка на тему ролевых игр. Как всегда у Лукина - неожиданный выворот событий и дорый смех.
10.Лукин Е. Что наша жизнь? // Если. – 2002. – N 9.
11.Лукьяненко С. Шаги за спиной. // Фантастика-2002. Выпуск 1. – АСТ,
2001 (по факту – 2002).
12.Олди Г. Л. Давно, усталый раб, замыслил я побег. // Олди Г. Л. Ваш выход. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
13.Прашкевич Г. Вечный лоцман. // Звездная дорога. – 2002. – N 9.
Марс, остатки былой роскоши, и какой-то полумервый марсианин возит на барже богатых туристов с Земли. Ничуть не слабее эсхатологических рассказов Балларда.
14.Свиридов А. Скоро нас будет меньше. // Фантастика-2002. Выпуск 3.
– М.: АСТ, 2002.
15.Тюрин А. Гигабайтная битва. // Если. – 2002. – N 1.
Слабенький рассказ. Даже не рассказ, а так, черновик, фрагмент зарисовки. Тем не менее в качестве каламбура – весьма даже занятно.
16.Хаецкая Е. Мориц и Эльза. // Звездная дорога. – 2002. – NN 10-11.
КРИТИКА, ПУБЛИЦИСТИКА, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕHИЕ:
1.Байкалов Д., Синицын А. Волны (итоги года, как итоги века). // Фантастика-2002.
Выпуск 2. – М.: АСТ, 2002.
Итоги как итоги, ничего сверхъестественного.
С другой стороны, какая фантастика – такие и итоги.
2.Бережной С. Эдгар Райс Берроуз, повелитель приключений. // Питерbook плюс. – 2002. – N 9.
Азартно написанное эссе. Ежели собрать подобные статьи С.Бережного, великолепный сборник получится.
3.Борисов В. Цикл статей: Быть или не быть по-арканарски; Предначальный
мир; Время жестоких чудес; Сын Hеба. // Если. – 2002. – NN 1, 3, 5, 11.
4.Валентинов А. Кто в гетто живет? (сборник статей, рецензий и докладов). // Валентинов А. Созвездье Пса. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
5.Владимирский В. Шок настоящего. // Питерbook плюс. – 2002. – N 5.
Да Владимирского пора на номинацию «Лучший редактор» выдвигать – вон, посмотрите, сколько неплохих материалов из его «Питерbook’а» даже в этот номинационный лист попало.
6.Геворкян Э. Медаль за взятие Каноссы. // Если. – 2002. – N 2.
Публицистика Гевокяна появляется часто – что радует. Значительно реже появляются романы – что огорчает.
7.Еськов К. Японский оксюморон. // Полдень XXI век. – 2001. – N 3.
Эссе фантастическое, но, как и сам Кирилл признает в предисловии, – вторичное. Наш ответ – постмодернизму.
8.Hестеров В. Житие автора в Сети, или Как жаль, что нет Алектриона. // Полдень XXI век. – 2001. – N 2.
Полная банальностей заметка о том, что и так все знают.
9.Прашкевич Г. Малый бедекер по HФ. // Если. – 2002. – NN 3-5.
Мемуар наизамечательнейший. И если б не нижеследующая работа, то быть ему фаворитом.
10.Стругацкий Б. Комментарии к пройденному. // Стругацкие А. и Б. Собрание сочинений. Тома 1-11, Донецк: Сталкер, 2000-2001 (по факту – 2002). (Hоминируется только на премию "Интерпресскон".)
Не знаю, не знаю. Есть в боксе такой термин: за явным преимуществом. Так вот: это об АБС. Я, например, не знаю, кто получит ИПК за роман в этом году, а в 2003 его получит Витицкий. Однозначно. Потому как, кесарю кесарево.
А что касается «Комментариев». АБС – это эпоха. Можно ли номинировать эпоху?
11.Филиппов Л. От звезд – к терновому венку. // Стругацкие А. и Б. Собрание сочинений. Том 11, Донецк: Сталкер, 2001 (по факту – 2002).
Может, я что-то недопонимаю, но зачем и для кого выносить свои пересказы всем известных произведений в рамках с/с? А если таковая работа вдруг попадает в номинационный лист, составленный уважаемыми и не последними людьми в фантастике – то это лишний раз должно убедить Вас, что не стоит моим наездам уделять серьезного внимания.
12.Харитонов Е. Фонотека имени Айзека Азимова. // Если. – 2002. – NN 8, 12.
Интересное описание попыток скрещения музыки и фантастики и того, что из этого получилось. Могло бы быть опубликовано и в музыкальном журнале. Такое вот слияние двух муз.
13.Черный И. Ex ungue leonem: Обзор русских фантастических романов, вышедших в 2001 году. // Фантастика-2002. Выпуск 2. – М.: АСТ, 2002.
Обзор как обзор: не требуй от него библиографической всеохватности, «не жди монбланов мысленных высот». Обзор, вообще, дело субъективное и, как правило, неблагодарное.
14.Шмалько А. А за что нас любить? // Питерbook плюс. – 2002. – N 10.
Очередная попытка заглянуть на фэндом как бы со стороны. Прикольно, когда автор ищет «новую кровь» в нф-литературе, и отказывается видеть тех хулиганов, что куролесят последнее время на конах.
Злобная полемика на грани фола.
15.Шмалько А. Памятник, или Три элегии о Борисе Штерне. // Порог. - 2002. - N 12.
ИЗДАТЕЛЬСТВА:
1.Азбука (СПб).
Йен Бэнкс (в мейнстримовском своем обличии) да серия «Наследники Толкина» это хорошо, но что есть еще?
(А Зайчик??? Мы забыли Зайчика!!! Ааа!!!!)
2.Альфа-книга (Москва).
3.АРМАДА-Пресс (Москва)
Вот есть издательство: выпускает книги, открывает новых авторов (Бурцев, Белянин, Злотников), но из-за плеч гигантов, в отсутствии ярких прорывов, как-то его и не видно.
4.АСТ (Москва).
К хорошему привыкают быстро, и как бы не замечают. Трудно представить, что у фирмы этой есть все шансы накрыться из-за чрезмерной тяги к экономии на мелочах.
Публикации книг киберпанков и примкнувших к ним авторов, чьи переводы до сих пор были разбросаны по сети, стали значительным событием (хотя принцип распределения авторов по сериям вызывает недоумение – тот же Нун каки-то образом оказался в «Альтернативе»). Более серьезный упрек (2003-го года выпуска) – включение в состав двух книг Рюкера одного (в смысле одинакового) послесловия Гакова. Такая вот преемственность.
5.Вече (Москва).
Выхлоп из нескольких серий фантастики, ужасов, триллеров – серьезный задел на книжную полку любителя нф. Посмотрите, сколько книг этого издательства попало в данный номинационный список! А ведь год назад в «Вече» из фантастики только Булгаков был. Остается посмотреть, что будет дальше.
АиФ-Принт тоже начинал весьма бодро. И где они теперь?
6.ЛК-пресс (журнал "Если", Москва).
Если б не приписка в скобках, кто бы знал это издательство? Чем еще оно засветилось? Но за журнал спасибо.
7.ОЛМА-Пресс (Москва).
Бушков да Б.Акунин? Орлов и Алексеев?? А почему тогда их нет в номинационных списках???
8.Северо-Запад Пресс (СПб).
Как самостийная контора вряд ли потянет, а вот как соучастник проектов с АСТ – есть изюминки. Тот же Фармер, например. Или реанимированный Ричард Блэйд (ха-ха).
9.Сталкер (Донецк).
За с/с АБС и мягкообложечную серию современной российской фантастики очень даже могут что-нибудь хорошее получить. А еще за трехтомник Штерна. Подобное миссионерство от фантастики требует поощрения. Я обеими руками голосую именно за «Сталкер».
10.ТЕРРА-Книжный клуб (Москва).
Хоть режь меня, не припомню ничего достойного за 2002 год от этого издательства.
11.Центрполиграф (Москва).
Такое же изумление. Разве что переиздание «Автокатастрофы» Балларда в серии типа «Блокбастер». Ну дак это и не фантастика. Ах, да, несколько маленьких узеньких томиков Хайнлайна было. Да еще вяленький и незаметный альманах «Наша фантастика».
12.ЭКСМО-Пресс (Москва).
Блестящий проект «Шедевры Фантастики» (солидные красные кирпичи в белых суперах), очередное собрание сочинений Р.Хайнлайна (которое в чужих обложках, то ли немецкого, то ли американского издания с/с того же автора), серия «Юмористическая фантастика» и «Плоский мир» Пратчетта – оформлением берут, черти, подкупают. Теперь вот – серия «Новая классика» (но это уже 2003 год, поэтому забегать не будем).
ХУДОЖHИКИ (Обложка):
1.Бондарь В. (обложки книг Сергея Лукьяненко ("Спектр", "Атомный сон"
и др.), А. Валентинова: "Спартак", Г. Л. Олди: "Одиссей, сын Лаэрта" (переиздание
в одном томе), обложка 1-го номера журнала фантастики "Созвездие Эдем"
("Райский уголок", Харьков)).
2.Варавин И. (обложки книг серий "Стальная крыса", "Фантастический боевик").
3.Воронин И. (обложки книг серии "Фантастический боевик" и других серий издательства "Альфа-Книга").
4.Григорьев С. (обложки книг серий "Hаследники Толкиена", "Координаты чудес", "Фантастический боевик").
5.Дубовик А. (обложки к книгам: Г. Л. Олди "Ваш выход", М. и С. Дяченко "Шрам", "Преемник", "Ритуал", А. Валентинова "Созвездье Пса", к трехтомному собранию сочинений Бориса Штерна, к книгам серий "Век Дракона", "Век Дракона: Коллекция", "Колесо времени", "Координаты чудес", "Звездный лабиринт: Коллекция", "Hаши звезды", "Абсолютное оружие", "Классика отечественной фантастики", "Классика мировой фантастики", "Времена выбирают", "Юмористическая фантастика").
6.Калинкин М. (обложки книг серий "Классика отечественной фантастики", "Век Дракона: Коллекция", "Золотая серия фэнтези", "Миры Кира Булычева", "Hовинки мировой фантастики", "Координаты чудес", "Заклятые миры").
7.Кондаков Алексей (обложка книги И. Андронати и А. Лазарчука "За право лететь").
8.Лео Хао (обложки книг Юрия Hикитина ("ЭКСМО-Пресс"), обложки книг серий "Абсолютное оружие", "Hаши звезды" (в частности – книги А. Бессонова), "Стальная крыса-мини", "Времена выбирают", "Российская боевая фантастика", "Мистическая фантастика").
Вах! Компиляторы все еще за художников канают!
9.Ломаев А. (обложки книг серий "Заклятые миры", "Век дракона", "Век Дракона: Коллекция", "Hаследники Толкиена", "Hаследники Толкиена: Коллекция", "Звездный лабиринт: Перекрестки времени", книг Х. ван Зайчика).
10.Hенов В. (обложки книг С. Синякина "Злая ласка звездной руки", С.Щеглова
"Hачальник Судного Дня", А. Дашкова "Бледный всадник, Черный Валет" и др.
книг серии "Звездный лабиринт", обложка книги В. Савченко "Открытие себя",
обложки книг серий "Золотая библиотека фантастики", "Век Дракона: Коллекция",
"Классика отечественной фантастики").
11.Савватеев В. (обложка книги Д. Скирюка "Руны Судьбы").
12.Тарачков И. (обложки всех журналов "Если").
13.Шикин С. (обложки двухтомника "Подвиги комиссара Фухе": "Большая
встряска" и "Покойник низкого качества").
14.Юдин О. (обложки книг серий "Классика Fantasy", "Hаследники Толкиена", "Фантастический боевик" (в частности, книг Алекса Орлова) и др.).
ХУДОЖHИКИ (Иллюстрации):
1.Ашмарина Я. (илл. к книгам Р. Джордана).
2.Бондарь В. (илл. к роману "Спектр" С. Лукьяненко).
3.Воронин И. (илл. к книгам серии "Фантастический боевик" и др. книгам
издательства "Альфа-Книга").
4.Кривенко В. (илл. к книгам серии "Замок Чудес").
5.Кудряшов П. (илл. к книгам К. Куртц, а также к книгам А. Мартьянова
"Роман с Хаосом", А. Прозорова "Зубы дракона", А. Щупова "Полет Ящера",
Д.Скирюка "Руны Судьбы" и др. книгам издательства "Северо-Запад Пресс").
6.Мигунов Е. (илл. к книгам К. Булычева "Девочка с Земли", "Война с лилипутами").
Вот, вот кого награждать-то надо как лучшего иллюстратора фантастики!!! Все на них выросли, да и сейчас картинки эти смотрятся не менее прикольно, чем двадцать лет назад.
7.Hенов В. (илл. к книге Л. Э. Модезитта "Башни Заката").
8.Правицкий К. (илл. к книгам серии "Фантастический боевик", к книгам
серии "Тени войны" (Алекс Орлов)).
9.Семякин А. (илл. к трехтомному собранию сочинений Б. Штерна; илл.
к книгам А. Валентинова, М. и С. Дяченко, Г. Л. Олди в серии "Hить времен",
илл. к двухтомнику "Подвиги комиссара Фухе").
10.Федоренко А. (илл. к книгам серии "Мужской клуб" изд-ва "Крылов").
11.Филиппов А. (илл. к книгам серии "Волшебная страна" ("АСТ" – "Астрель")).
12.Шехов С. (илл. в журнале "Если").
ДЕБЮТ:
1.Андронати И., Лазарчук А. За право летать. – М.: АСТ, 2002. (Дебютант
– только И. Андронати.)
Для дебюта – замечательно.
Молодцы все же организаторы, что пояснили в скобках, кто, собственно, дебютант. А то неудобно бы получилось.
2.Белаш Л. и А. Война кукол: Трилогия (Война кукол – Роботы-мстители
– Кибер-вождь). – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
3.Былинский В. Локальный мир воина Ловича. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер,
2002.
4.Веров Я. Хроники Вторжения. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002.
5.Завгородний Б., Зайцев С. Рось квадратная, изначальная. – М.: Альфа-Книга,
2002. (Дебютант – только Б. Завгородний.)
У меня какое-то дежа вю. Наверное, один раз (первый) не считается.
Мы предлагаем ввести специальную категорию: дебют прошлых лет. (Вот, например, хороший претендент - «Страна багровых туч»).
6.Казаков Д. Я, маг! – М.: Альфа-Книга, 2002.
7.Каплан В. Корпус. – М.: АиФ-Пресс, 2001. (По факту – 2002.)
8.Кузьменко П. Система Ада. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
9.Мазова H.. Исповедь Зеленого Пламени. – М.: Вече, 2002.
10.Парфенова А. Танцующая с Ауте. – М.: Альфа-Книга, 2002.
11.Скидневская И. Близко, около звезд: Дилогия (Звездные мальчики –
Игры по-королевски). – М.: АРМАДА-Пресс, 2002.
12.Щепетнев В. Темные зеркала. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002.
Автор с двумя «Бронзовыми Улитками» наконец-то попал в когорту дебютантов. Эдак лет через пять В. Щепетнев в лит.институт документы подать сможет, а потом в какую-нибудь районную многотиражку у него подборку рассказов возьмут. И один из них даже напечатают.
А с другой стороны – все верно, формально дебют. И отчего-то погано от этого на душе становится.
13.Экштейн А. Люди полной луны. М.: АСТ, 2002.