Новости На первую страницу Семечек
Попытка исследования Петухова Елена Ивановна, Чёрный Игорь Витальевич. «Современный русский историко-фантастический роман».- М. Мануфактура. 2002. 136 стр. Тир. 300 экз
Любопытно, что хоть какие-то книжки по фантастике выходят. Пусть поверхностные, как эта, пусть с массой переписанных заемных мыслей (зато с указанием источников, как в этой), но ведь типа монография, о ней, о фантастике!
Книгу живьем я не видел, на сайте Юрия Зубакина «История Фэндома» труд сей выложен полностью. Во там-то я и читал ее, медленно наслаждаясь доносами в стиле семидесятых:
«Идеи Лазарчука оказываются намного более реакционными, чем консерватизм Рыбакова или эксперименты с революционными событиями начала ХХ в. Булычева и Злотникова. Автор "Иного неба" скатывается чуть ли не до апологии национал-социализма. О Германии времен Третьего Рейха он пишет с явной симпатией. То же можно видеть и в его новом романе "Штурмфогель" (2000).»Авторы монографии прочитали до обидного мало отечественных историко-фантастических романов: на всю книгу наберется едва ли три десятка произведений в этом жанре. Да и читали они источники как-то невнимательно, поверхностно, что ли:
«Причудливое переосмысление отношений между микрокосмом и макрокосмом находим у В. Рыбакова. В романе "Гравилет "Цесаревич" писатель довел до абсурда популярное в 90-х годах ХХ века учение о "внутреннем пространстве" (см. напр. роман "Чапаев и Пустота" В. Пелевина, в котором также есть элементы "альтернативной истории"). Альтернативный мир, так же, как и у Звягинцева, воздействует на наш собственный, реальный. Однако создан этот мир искусственным путем. Это результат экспериментов кучки ученых-безумцев, сумевших "вырастить в пробирке" Землю размером с большой паровой котел».Во-первых, Пелевин позже писал своего «Чапаева». Во-вторых, это наш мир выращен в пробирке, а альтернативный-то – настоящий, и об этом чудном моменте постоянно забывают, анализируя этот роман В.Рыбакова. И в третьих, в романе «Гравилет «Цесаревич»» размер Земли около сантиметра. Или авторы видели паровые котлы с наперсток?
Основное содержание книги состоит из пересказа читанных критиками книг. Пересказывают сюжет, цитируют какие-то эпизоды, обильно цитируют отзывы и рецензии на разбираемые книги, рассказывают, какими источниками пользовались писатели-фантасты при написании того или иного произведения (эти абзацы – наиболее смешные в книге). Например, оказывается, что, при создании образа наркома Ежова, Василий Звягинцев использовал слухи. А вот Андрей Валентинов, как профессиональный историк, пользовался книгами, поэтому
«На наш взгляд, ни в одном из русских историко-фантастических романов (за исключением, пожалуй, цикла А.Мартьянова "Вестники времен") нет такого бережного и тактичного отношения к истории, как в "Оке Силы"».Но это все блестки, они красят серое полотно монографии, ибо за пересказом сюжетов десятка (всего лишь десятка!) популярных книг да пространных цитат из иных критических и полемических работ, в книге, увы, ничегошеньки нет. Я понимаю, трудно уследить за всеми нф-публикациями, но игнорируют влияние переводной литературы на формирование российского историко-фантастического романа по меньшей мере странно. Да, какое-то упоминание иностранной нф имеется, но делается чуть ли ни как одолжение:
«Современный русский историко-фантастический роман развивался не без сильного влияния зарубежных аналогов. Среди них, прежде всего, следует выделить американскую фантастику последней трети ХХ века. Здесь можно встретить немало случаев использования писателями-фантастами исторических сюжетов. Наиболее интересными в контексте рассматриваемой нами проблемы представляются произведения таких известных мастеров жанра, как Гарри Гаррисон и Пол Андерсон. Из писателей "второго ряда" заметно выделяется Тим Пауэрс».Еще соавторы упомянули классический рассказ «И грянул гром» Р.Брэдбери. И все – больше никто, что ли, современным российским фантастам на мозги не повлиял?
Единственно, что стоит почитать в книге, так это первую главу, «Истоки современного русского историко-фантастического романа» – там есть экскурс в фантастику XIX века. И еще в самом конце книги – библиография из 211 позиций. Там много работ, явно не упоминающихся в тексте монографии (например, нестандартная книга Р.С.Кац «История советской фантастики»), но ничуть не менее интересных, чем эта книжка.
С.Соболев
Новости На первую страницу Семечек