Новости    Другие рецензии     На первую страницу Семечек

«Я объявляю свой город безъядерной зоной»
 

Пэт Мэрфи «Город несколько лет спустя» Пер. с англ. Е.Пшеничной. – М. АСТ. 2003. 334 стр. Серия «New Wave». Тир. 5 т.э. («The City, Not Long After», 1989 г.)

Дэвид Брин «Почтальон». Пер. с англ. А.Кабалкина. – СПб. Азбука. 2002. 384 стр. (серия «Звездный десант»). Тир. 7 т.э. ISBN 5-352-00155-5. («The Postman», 1985 г.)

Орсон Скотт Кард «Люди на краю пустыни» Сборник рассказов. Пер. с англ. Ю.Яблокова. – М. АСТ. 2003. 375 стр. серия «Координаты чудес». Тир. 5 т.э. ISBN 5-17-017288-5. («The Folk of the Fringe», 1989 г.)

Роджер Желязны «Проклятая дорога» Пер. с англ. Е.Александровой. – М. Центрполиграф. 2003. 222 стр. ISBN 5-9524-0404-9. Тир 7 т.э. («Damnation Alley», 1969 г.).
 

Вот перед нами четыре книги о жизни в бывших США после Большой Катастрофы. Волею случая на русском вышли они практически одновременно, но в разных издательствах, однако конспирологам есть повод заподозрить печатников в очередном тайном сговоре, выполнении неведомого Идеологического Заказа. Судите сами.

Во-первых, время действия. В «Почтальоне» и «Городе…» действие происходит в шестнадцатый год после крушения США. В сборнике «Люди на краю пустыни» и в романе «Проклятая дорога» описываемые события отстоят от момента атомной бомбардировки лет на десять, не более.

Во-вторых, герои книг. Герои всех четырех книг – маргиналы, асоциальные типы. Если в книжке Роджера Желязны это всего лишь один отвязный асоциальный тип, уголовник с сатанинским прозвищем, то в романе Пэт Мэрфи – целая коммуна анархо-художников, живущих в опустевшем Сан-Франциско. Почтальон Гордон из романа Дэвида Брина – прежде всего удачливый авантюрист, а уж потом – герой, Возродивший Соединенные Штаты. О мормонах, скитающихся по развалинам Америки в сборнике О.С.Карда, и говорить нечего: пусть поведение их моральном плане безупречно, но увы – религиозные сектанты всегда четко отделены от остального общества.

В-третьих, Враги. В основном врагами, как это ни странно, выступают выжившие после Катастрофы представители вооруженных сил США – увешанные регалиями генералы, сколотившие вокруг себя боеспособные мобильные армии. То они обкладывают данью близлежащие поселения («Почтальон»), то пытаются под трескучие фразы о возрождении американской нации подчинить своей корыстной воле сквоттерские поселения художников («Город несколько лет спустя»).

Атомная война и выживание после апокалипсиса лет пятнадцать назад были крайне горячей, модной темой. С чем связан единовременный выброс подобной литературы на российский рынок сейчас – Бог весть.

Роман астрофизика Д.Брина «Почтальон» можно пересказать коротенько: много лет спустя после атомной войны Гордон Кранц шутки ради стал доставлять потерянные письма, не дошедшие до адресата. Идейка получилась весьма занятная, и Кевин Костнер в 1997 году снял по роману одноименный фильм, который, на мой вкус, получился занудным – нравоучения, органичные в тексте, совершенно проваливаются в кинокартине. Первоисточник однозначно много лучше.

В сборнике связанных между собой новелл театрального режиссера (и по совместительству мормонского миссионера) О.С.Карда «Люди на краю пустыни» рассказывается о выживании мормонской общины после атомной и биологической войны. Кард переписывает Писание Мормона, используя постъядерную Землю для антуража. Как и любое идеологизированное произведение, читать его крайне скучно.

 

«Проклятая дорога» филолога Роджера Желязны – новый перевод широко известной у нас повести «Долина проклятий». Вымирающие города тщетно пытаются сохранить систему управления на разбросанных, не связанных между собой территориях раздолбанной атомной бомбардировкой Америки. «Беда не ходит одна – пара за парой, пара за парой». Так и в этой повести: к радиоактивному загрязнению подключается еще какая-то биологическая зараза. Уголовный преступник должен доставить чудодейственную вакцину из Калифорнии в Бостон, через весь раздолбанный континент. Далее идет типичный «роман перевоспитания» – удачливый негодяй превращается в героя-спасителя.
 

«Город несколько лет спустя» биолога Пэт Мэрфи – не про последствия атомной войны. Виновниками гибели человечества здесь выступают не ястребы, а … пацифисты. По некой легенде, где-то в Непале есть монастырь, в котором живут обезьянки, хранительницы мира. Однажды пацифисты подумали, и провернули акцию: «В каждую столицу – дюжину обезьянок». Обезьянки будут на людей смотреть из зоопарка, а люди все дружненько подумают о мире, и войны больше не будет. Надо сказать, что обезьянки у Пэт Мэрфи и вправду сверхъестественными способностями наделены были.

На Земле действительно воцарился мир. Но это совсем не тот мир, которого все ожидали.

Посмотрели обезьянки на толпы людские, покумекали о том о сем, и решили, что внушать пацифистские мысли уже поздно. Все беды – от перенаселения. Этот нехитрый вывод мартышки, видимо, у Мальтуса почерпнули. Для достижения мира проще запустить какой-нибудь вирус, чтобы население немножко разрядить.
После страшнейшей Чумы, выкосившей почти всех людей, остались лишь горстки американцев. В Сан-Франциско, например, едва ли сотня человек выжила. Еды и питья осталось в домах и магазинах вволю, заняться особо нечем, вот счастливчики и принялись украшать город: кто на плафонах фонарей лица рисует, кто строит подвижный зеркальный лабиринт, а некоторые – мост Золотые Ворота разрисовывают в сказочном стиле. Это так сказать нормальные артисты. Но есть еще некроэстеты: из людских черепов картины выстраивают в бывших магазинных витринах; говорящие чучела висельников развешивают на столбах; Верещагин и Гойя отдыхают. Попытка захватить Сан-Франциско, город анархо-художников, ни к чему хорошему не приводит: армия захватчиков деморализованная экстремальным искусством, ретируется восвояси.

Получилось как по Достоевскому: красота спасла мир.

Сергей Соболев

  Новости    Другие рецензии     На первую страницу Семечек
 
Hosted by uCoz