Первая страница СЕМЕЧЕК      Меня колбасит



А.Лурье
Святослав Логинов
«Картежник»
 

Таланту жить тяжело. Пока от него все и всегда ждут повторения успеха, он думает о том, что в эту реку больше не войти. Потому, что идти надо своей колеей, взрывая за собой мосты.

Чего греха таить – как и все, я ждал от Логинова продолжения «Многорукого бога далайна». Не дождался и обиделся. Ну что мастеру стоило забацать еще 2-3 тома продолжений, как это сейчас принято?!

Только потом я понял, что все последующие фэнтезийные поделки были индикаторами того как долго и тяжело приходил в себя автор после книги, сразу вставшей на золотую полку не только современной российской фантастики, но и всей словесности. Логинов просто отлеживался в творческой берлоге и готовился к творческому повороту на 180 градусов.

«Картежник» - это тот Логинов, которого не столько не знали, сколько забыли. Логинов, эстет и интеллектуал, рафинированный петербуржец, писал чудесные, кристальные рассказы, сделавшие честь любому профессиональному «деревенщику». Именно из этих рассказов, по моему мнению, вырос новый роман. Не из них одних, конечно – с не меньшим успехом можно отыскать корни «Картежника» и в «Иване Чонкине», и в собрании сказок Афанасьева.   Правда, с таким же успехом, можно их искать и в «Одиссее».

«Картежник» свободен и от навязчивого хохмачества «Чонкина», и от фольклорного смакования непристойностей. Герой романа не гипертрофирован и не пародиен, он – такой как мы все в целом. Тот самый, редкостный как йети, усредненный советский человек, являвшийся лишь работникам Госкомстата и высшим партийным идеологам, да и то в ночных кошмарах. Впрочем, советский он только по происхождению, ибо советские люди были героями поневоле, а он разве герой – так, случайно в картишки вышел перекинуться. А что попутно всю Землю спас – так это с кем не бывает, особенно в азарте.

Не герой у Логинова вышел, а просто живой человек, без всяких там концептов и идеологем, без картинных поз и немеряных претензий. И потому, когда он сталкивается с, казалось бы, непреодолимой технической мощью и неоспоримой юридической казуистикой вселенской бюрократии, то не изображает из себя обиженного под аккомпанемент криков: «Некрасиво защищаться не запретишь», а просто задумывается и выигрывает. Как и положено в современной сказке для взрослых.

Можно сказать, что он мастерски блефует. Но блеф ведь не обман, не подлость, а, скорее, вызов интеллекту оппонента? И, если копнуть чуть глубже, разве не есть блеф убежденность большей части человечества, что Б-г сотворил ее по своему образу и подобию. Тут ведь не только гордость за себя – нас, мол, не под кустом нашли, но и апелляция к Нему – признай нас своими (а вдруг пройдет?) со всеми вытекающими последствиями!

Блеф, конечно, не интеллектуальное решение проблемы в духе «Игры в бисер», но он все же еще дальше от приобретающих растущую популярность других способов, вроде ковровых бомбардировок, точечных бомбометаний и прочей поэтики кирзовых сапог, кои ради сохранения чувства собственного достоинства просто необходимо омыть хоть в каком-нибудь океане.

Но менее всего Логинов пытается нагрузить читателя судьбоносными размышлениями. В конце концов, это ведь не более, чем сказка, то есть все равно, что ложь и лишь для избранных добрых молодцев имеется замаскированный намек. Если нет желания, не ищите его, а просто расслабьтесь и получите удовольствие. Все происходящее в книге, в силу выбранного жанра, чуточку несерьезно, предельно иронично, шаржировано, ибо – что наша жизнь? Игра!

Новый роман Логинова получился одновременно забавным, увлекательным и мудрым. Как, собственно говоря и положено плутовскому роману. Если следовать бессмертному совету  солнца русской поэзии и начать, за отсутствием шампанского, собирать книжную полку им. Бомарше, то «Картежник» займет на ней свое почетное место.



 Первая страница СЕМЕЧЕК      Меня колбасит
 
 
Hosted by uCoz