Первая страница СЕМЕЧЕК      Меня колбасит 
А.Лурье
Александр Тюрин
«Псих, или Танцы с Виртуэллой»
 

Эмиграцию, в свое время, весьма точно сравнивали со смертью: оттуда никто не возвращался, а ведь один из основных законов любой тусовки – «Не отрывайся от коллектива!». Отряд не только не заметит потери бойца, но и сделает все, чтобы о пропавшем забыли.

Казалось, что Александр Тюрин канул в Лету. Но нет, около года тому назад появилась, повесть «Псы-витязи», которую я бы назвал реабилитационно- выздоровленческой.  Это было скорее заявление –
«Я жив! Снимите черные повязки!» Главным стало то, что создатель российского киберпанка вернулся к творчеству.

Новый роман писателя, выложенный в свободный доступ в Библиотеке Мошкова, при сохранении фирменного стиля: резкий агрессивный юмор, динамичное развитие сюжета - совершенно не похож на все написанное ранее. Прежние романы Тюрина мне, из-за того, что основной акцент делался именно на технико-биологические новации, когда-то казались жюль-верновскими. Герой при всех перипетиях выглядел неким приложением к абсолютно дегуманизированным достижениям научно-технического прогресса, бледным дублем автора, заброшенным в разворачивающиеся приключения. Далеко не всегда он вызывал сочувствие или хотя бы интерес у читателя.

В «Психе» достижения НТП не кажутся столь удаленными от нашего дня, как, впрочем, и остальные печальные приметы окружающей среды. Несмотря на все чудеса биоэлектроники и нанотехнологий, остаются Чечня, заложники, наемники и прочие ориентиры не вполне благополучной реальности. Но это все антураж и местами по-театральному  шаткий и недостоверный. Так, например, не совсем понятна вся история с наемниками или эпизод с УНА-УНСО и его «великим и ужасным» батькой, притянутыми больше ради красного словца или листажа. Литература тем и отличается от жизни, что требует максимальной мотивированности поступков и событий, ставя предел некой избыточности фантазии.

Но обо всех перечисленных огрехах забываешь, потому как все они находятся как-бы на периферии повествования, а в центре – герой романа, он же, на мой взгляд, «герой нашего времени» и «лишний человек» в одном лице. Обычный интеллигент, не без искры Б-жьей, втягивается в головокружительные приключения, на первый взгляд, хоть и не вполне объяснимо, но добровольно. Впоследствии выясняется, что объяснить мотивы поступков героя можно, вот только к нему они не имеют ни малейшего отношения – «псих» лишь марионетка, которой пытаются руководить разнообразно-омерзительные силы.  Свобода выбора заключается лишь в выборе кукловода –- о своей игре и речи быть не может.

Вся адская карусель опирается на трех китов – агрессивный бандитский традиционализм с Востока, прокламирующий право сильного и жестокого; роботизированный западный псевдогуманизм, в погоне за свободой частности, отрицающий норму; и, посерединке, зажатый этой сладкой парочкой, вечно несытый совковый экспансионизм, без внятной идеи, зато отменно прожорливый. Этот триумвират и определяет судьбу героя, разрывая ее на клочки. Не важно, кто победит - лебедь, рак или щука – «психу»-ученому суждено быть лишь экспонатом в анатомическом музее, в лучшем случае – винтиком в строящейся мясорубке.

Человек в этом мире беззащитен, несамостоятелен и тотально одинок. Нет ни друга, с которым мог бы поделиться,  ни любимой женщины, которой мог бы довериться, ни потомка, ради которого стоило бы жить. Интересно проследить взаимоотношения героя с женщинами по ходу развития сюжета. Самостоятельные и эмансипированные, они легко мог заткнуть за пояс самого крутого мэна при достижении самой незначительной из своих целей. Или обвести вокруг пальца – что никак не изменит конечный результат. Виртуэлла, имя, которой объясняет все - единственная бескорыстно-преданная женщина героя.

Трагичностью описания окружающего мира «Псих» напоминает романы А.Платонова, мечтавшего, что машинный мир будет милосерднее человеческого. Увы, и  эта надежда не оправдалась…


 Первая страница СЕМЕЧЕК      Меня колбасит
Hosted by uCoz