Главная страница Новости Рецензии
Юрий Астров-Зацарицынский
ХОЗЯЙКА СВОИХ ОГОРОДОВ
М.Алферова. Мечта империи. Тайна «Нереиды». Боги слепнут. Петербург-Москва, 2000 г.
Первое мое знакомство с творчеством Марианны Алферовой состоялось несколько лет назад. Я прочел книжечку «Дар Земле», изданную в 1991 году КЛФ «Ветер времени». Впечатление было противоречивое. Автор явно талантлив, но… что-то мешает таланту развернуться.
Что?
Разгадка, на мой взгляд, была простой. Помогла аналогия. Помните популярную в свое время, чуть не ставшую соперницей Виктории Токаревой писательницу Галину Демыкину? Ее погубил страх. Страх перед жизнью. Еще точнее – страх перед тогдашней жизнью. Не хочу называть ее совковой – совка боялись только трусы. Талант по определению трусом быть не может. Страх перед жизнью именно советской, а не совковой, в частности, как неоднократно я убеждался (книг было написано не так уж мало) – перед бюрократией.
Мы называем этим словом чиновничество, а ведь значение куда как шире… Бюрократическая лапа была наложена на каждого из нас. И если сейчас кажется, что все это в прошлом – не верьте своим впечатлениям. Будь вы мало-мальски состоятельный человек – вы эту лапу ощутили бы мгновенно. На своих ребрах. А нами бюрократии сейчас заниматься неинтересно: что с нас взять? То есть у нее появился интерес денежный. И это утешает. По двум причинам.
Первая состоит в том, что денег у нас (можете заменить «нас» на «меня») никогда не будет. Во всяком случае, не в том количестве, чтобы заинтересовать ими государство или отдельно взятого чиновника. Так что лапа сия нас минует без всякого моления.
А вторая – потому что денежный интерес предполагает и определенную бережность по отношению к объекту интереса. Прежде бюрократию интересовали все. А поскольку взять с нас было нечего – интерес принимал – и весьма часто – садистский характер.
Это и перепугало смелого человека Г.Демыкину. Как оказалось – навсегда.
Это испугало и не менее смелого (талантливого то есть, как сказано выше) писателя М.Алферову.
А выход-то есть. И даже не один.
Первый – сублимировать свой страх. Что и было сделано. И появляется «Золотая гора», где Бог-отец создал огороды, на которых растут не только овощи, но и огородники в чаянии воскресения. И появляется «Лига мартинариев», где Князья живут за счет страданий мартинариев – профессиональных страдальцев. «Специфическая русская ситуация, одним словом, потому что русский человек – интуитивный мартинарий» (интервью М.Алферовой журналу «Мега», N 1(25), 1998). То есть свой страх переносится на общество.
Трудно, однако, ожидать от такого подхода… нет, не шедевров, - они-то как раз возможны, - а чего-то более или менее читаемого. Есть Кафка, есть Камю – не достаточно ли? И еще вопрос такой: а пипл схавает? Пиплу – что, так уж хочется признавать свою профессиональную мартинарность? Вряд ли. Расти на чужом огороде не только скучно, но и, если верить Алферовой – страшно. Куда лучше вырастить свой.
Так что второй путь, по которому, к счастью, Алферова и пошла в последних своих книгах – эскапизм. Он ведь тоже бывает разный. И хотя в первых трех книгах, посвященных параллельной истории с действующими римскими богами и гениями, пока что побеждает зло, как и в других, более ранних вещах М.А. – тут явственно звучит надежда на победу добра. Несмотря на предательства, на демагогию, на гибель главного героя (возродившегося потом).
А какова эрудиция автора! Я когда-то пошутил, что исторический жанр – единственный, где эрудиция может заменить писателю талант. Так вот, здесь присутствует и то, и другое. Не знаю, чья мера больше.
Думаю, Алферова нашла свою дорогу. И первые шаги по ней обнадеживают меня и как читателя, и как критика.
Главная страница Новости Рецензии