Главная страница Новости Рецензии
Юрий Астров-Зацарицынский
НАСЛЕДНИК ЖЕЛТОЙ ПОЛЯНЫ
Сергей Лукьяненко. Танцы на снегу. М., АСТ, 2001.
Не мной, думаю, впервые замечено, что как писатель С.Лукьяненко рос в полемике (художественной, художественной!) с В.Крапивиным.
И действительно, кто из нас не любил (не любит, если на то пошло) благородных героев из «Голубятни на желтой поляне», «Летчика для особых поручений», «Выстрела с монитора» – рыцарей без страха и упрека? Двенадцатилетних…
Весь Крапивин с его поразительным и пронзительным талантом вырос из одной фразы Стругацких. Думаю, вы догадались. (Конечно: «Иногда он думал, как здорово было бы, если бы с планеты исчезли все люди старше десяти лет».)
Но вот не кажется ли вам, что хотя мысль о том, что дети добры и хороши в массе своей, – в отличие от взрослых, – может быть, и совершенно верна, но для ее доказательства не стоит писать десятки фантастических книг? Немного навязчиво, не правда ли? В одной из повестей А.Шарова-старшего один из персонажей все время бормотал себе под нос: «Бобры – добры». Его коллеги, тоже биологи, терпеть этого персонажа, – прекраснейшего человека, кстати говоря, – не могли.
Вот крапивинские дети выросли и построили мир. Оруженосец Кашка – тот мир, в котором мы живем сейчас. Об этом мире мечтал Крапивин?
А Женя Ушаков и Игнатик Яр – тот мир, в котором живут и действуют герои «Танцев на снегу». Тоже вряд ли – воплощенная мечта.
Центр действия – мальчишка, пусть и обладающий незаурядными способностями (впрочем, ничего такого сверхъестественного). Но вот так вышло, что он – фокус линзы, которая может спалить к чертовой матери не бог весть какой райский, однако все же стабильный мир. Причем и поджигатели, и пожарники действуют одними и теми же методами: убийствами, провокациями… И кто прав – неизвестно, особенно мальчишке. Ребенку, в общем-то.
Тиккирей (герой) делает выбор по одному-единственному признаку: «фаги» врут, случается, но им потом бывает стыдно. «…Стась никогда не называл людей быдлом.»
…А ведь совершенно крапивинский критерий, вам не кажется?
Ой, господа читатели, ошибся я. Не полемика это у Лукьяненко с Крапивиным. Это просто дуэт.
Дуэт, в котором звучит тоска по миру Ярослава и Глеба Вяткина. По миру, которого уже никогда не будет.
А что, действительно – никогда?
Главная страница Новости Рецензии