Главная страница    Новости  Рецензии


Юрий Астров-Зацарицынский

                 МАЛЕНЬКИЙ ЦИРК С МАЛЕНЬКОЙ АРЕНОЙ

          Профессор спрашивает у студента, который сдает ему экзамен:
- Скажите, кто, собственно, были варяги-русь, которые пришли править Киевом и Новгородом?
          Студент, помявшись, отвечает:
- Простите, профессор, знал, да забыл…
- Это, молодой человек, непростительно, - рассердился профессор. – Ученые сотни лет головы ломают, не могут это выяснить, а вы знали – и забыли!
          Этот анекдот приведен в старом романе В.Каверина «Исполнение желаний». Почему я его вспомнил?
          А вот почему.
          Без малого сорок лет назад В.Ванюшин совершил переворот в физике, которого, к сожалению, никто не заметил.
          Цитирую: «Аппарат заряжается радиоактивным веществом только на одно облучение. Если кто-нибудь попытается овладеть этим аппаратом, Галактионов успеет нажать кнопку, включить его – радиоактивное вещество исчезнет. Кстати, этого вещества у Галактионова осталось всего на два опыта.» (В.Ванюшин. Вторая жизнь. Алма-Ата, 1962).
          Как видите, писатель не только овладел управлением радиоактивным распадом, - причем всего-то нажатием кнопки, - но и добился полного распада вещества. Этого не могут представить себе физики всего мира даже в самых смелых мечтах. А Ванюшин – запросто, да еще и между делом. Роман-то разоблачает нехороших западных милитаристов, а «аппарат» там просто для антуража…
          «Вторая жизнь» названа научно-фантастическим романом. Первую половину определения можно смело отбросить.
          Впрочем, Ванюшина я вспомнил для разгона, не более. Подобная белиберда могла в те давно минувшие времена исторического материализма проскочить разве что в Алма-Ате. Обычно книги все же рецензировали знающие люди.
          Сейчас их вообще не рецензируют. А жаль.
          «Маленький цирк с маленькой ареной» взят мною из повести одной фантастки женского пола. Я не большой любитель женской фантастики, тем не менее называть писательницу не буду, - повесть-то неплоха, хотя бы по стилю. Только прежде чем писать о цирке, неплохо бы выяснить, что арена, во-первых, не бывает маленькой. Как, впрочем, и большой. Арена всегда – 13 метров в диаметре. Стандарт! Иначе цирковые артисты не смогут работать. А во-вторых, есть такое понятие, как «конвейер». Это Никулин мог себе позволить – и то не сразу – работать в одном и том же цирке. А основная масса циркачей разъезжает по стране, причем график этих разъездов составлен на годы вперед. Так что герой, прогуливающийся над маленькой ареной по лунному лучу, невозможен не потому, что по лучу нельзя гулять. Можно – в книжке. А вот сидеть годами в одном городе цирковому артисту нельзя по определению.
          Такие вот неточности сразу вызывают недоверие к книге в целом.
          Неплохой роман вышел у Федора Березина. «Огромный черный корабль» о гибели планеты по вине ее жителей написан бывшим офицером-ракетчиком, и антураж всех милитаристских игр описан со знанием дела. Но внезапно спотыкаешься о такую фразу: «Третий флот Закрытого моря оказался на двести пятьдесят метров выше эпицентра…»
          Я не верю, что военный, специалист по взрывам, не знает, что такое эпицентр. Почти уверен: исправление внесли редактор или корректор. Поэтому пишу для них, а не для Березина: «эпицентр» есть не что иное, как проекция центра взрыва (либо землетрясения) на плоскость. В данном случае – на поверхность этого самого Закрытого моря. Так что, чтобы оказаться выше эпицентра, флоту следовало подняться в воздух – на двести пятьдесят метров. Что затруднительно даже в фантастическом романе.
          А В.Ильин в своей книге «Сны замедленного действия» осчастливил нас открытием в области литературоведения.
          «Уж не с Рипом Ван Винклем? – с легкой насмешкой интересуюсь я.
- Что? Ах да, вы имеете в виду рассказ Эдгара По.»
          Легкая насмешка относилась, видимо, к читателю. Рассказ-то написал Вашингтон Ирвинг… И проверить это легко – стоит дотянуться до полки. На что, видимо, не хватило времени ни автору, ни редактору.
          Ну, ладно. Литература – штука сложная, и можно простить писателям легкие огрехи, если они действительно писатели (а они – писатели, - я не имею в виду Ванюшина) и если огрехи действительно легкие. Но за какие же грехи Курганское издательство спустило на невинных читателей двухтомник Александра Климая? Право же, читатели этого не заслужили…
          Ну, что это графоманство на уровне небезызвестного Ю.Петухова – обсуждению не подлежит. Но если ты графоман – тем точнее должен выверять детали. Хотя бы интересоваться предметом, о котором пишешь.
          Я не буду приводить примеров из всех повестей, опубликованных в двухтомнике. Ограничусь лишь «Новой повестью о Ходже Насреддине».
          «Ходжу Насреддина он назвал… Ходжой Насреддином, словно его мыслями распоряжался в тот момент сам Аллах. Правда, некоторые историки потом, много позже, утверждали, что будто бы имя себе мальчик выбрал сам.»
          Климай не подозревает, что «ходжа» – вовсе не имя. Это титул, обычно присваивающийся за паломничество в Мекку. Но это еще цветочки. Сейчас будет такая ягодка!
          «- Вы посмотрите, что сделал этот смрадный маленький шакал! – при этом купец поднял высоко над головой фигурку, изображавшего его самого, присевшего на корточки со спущенными штанами и с торчащим придатком, служащим для выведения мочи».
          Оставим в покое натужный юмор – и кому же, как не врачу, разбираться, для чего, собственно, нужен человеку этот «придаток»?
(Климай по образованию как раз врач. Видимо, уролог, потому и считает выведение мочи единственной службой вышеуказанного «придатка»). Но если такая ситуация действительно случилась бы с малолетним Ходжой Насреддином  - боюсь, больше мы о нем ничего бы не узнали. Ибо Аллах запрещает изготовлять изображения живых существ, и наказывается этот грех весьма сурово, обычно побиванием камнями…
          Вот уж действительно цирк, причем не такой и маленький.
          Можно продолжать перечислять авторов и перлы. Но не стоит. Я ведь единственно, чего хочу – чтобы автор сперва разобрался в предмете, а уже потом стал его изображать.
         Кстати, о студенте. Он, конечно, забыл, кто такие варяги-русь. Но он знал!
          В отличие от некоторых писателей.


Главная страница    Новости  Рецензии
 
Hosted by uCoz