Интервью с Алексеем Шведовым 
ФЭНЗИН "АРТЕРИЯ" # 5/2000 г., изд-во "ПАТТЕРН" 
Алексей Шведов

    Беседу ведёт Андрей Марченко, писатель-фантаст, редактор "Артерии". Перепечатка интервью делается с его ведома.

    МАРЧЕНКО: Ваше присутствие здесь, в Питере, произвело на меня немалое впечатление, хотя я прекрасно знаю, что вы живёте в Новосибирской области. Отчасти потому, что я только что прочёл ваш роман "Голова-HDD", где в двадцать седьмой главе вы описываете как Игорь и Марина путешествуют подземкой из Татарска в Энсиб. Впрочем, я что-то торможу, поскольку ведь этот Энсиб у вас практически в каждом произведении.

    ШВЕДОВ: Ну да. Некоторые меня уже неоднократно упрекали, что у меня на каждом шагу Энсиб, Энсиб, Энсиб... Хотя возьмите, допустим, мой рассказ "На лекции" или роман "Звезда Шимицу" - действие там происходит на орбите и не привязано к какой-то конкретной географической точке. А в "Людях и кошках", "Последнем интервью с Филипом Диком" и "Нарушительнице" сюжет развивается вообще в других звёздных системах, что для меня совершенно нехарактерно.

    МАРЧЕНКО: Расскажите немного о своей учёбе в инженерно-строительном институте. Брюс Стерлинг видит различие между вами в том, что основным вашим предметом было черчение, а он изучал журналистику.

    ШВЕДОВ: Блин, Андрей, кончай ты задавать вопросы из интервью с Гибсоном! Какой, на хрен, Брюс Стерлинг? Какой, на хрен, институт? Я из него на первом курсе вылетел!

    МАРЧЕНКО: (посмеиваясь) Раскусил ты меня однако! Ну да ладно. Кстати, если уж мы заговорили на тему реминисценций, то хотелось бы узнать, что ты думаешь об этом.

    ШВЕДОВ: Блин, Андрей, ну ты точно издеваешься. У меня практически в каждом рассказе эти дурацкие реминисценции. Они у меня уже вот где сидят! Я их не специально делаю, они сами собой получаются!

    МАРЧЕНКО: Ты относишь себя к постмодернистам?

    ШВЕДОВ: Я отношу себя к порнобуддистам. (смеётся)

    МАРЧЕНКО: У тебя есть какое-то специфическое представление, что такое порнобуддистское движение?

    ШВЕДОВ: Я был бы очень расстроен, если бы кто-то подумал, что это я изобрёл понятие "порнобуддизм", поскольку я этого не делал. Ярлыки - смерть для подобных вещей. Этот ярлык придумал НФ-критик (в приятном смысле этого слова) Владимир Решетников, но к нему у меня в общем-то претензий нет. Как и в случае с киберпанком, этот термин заставляет людей думать. "Порнобуддизм... Хм, странное какое-то сочетание... Что бы это значило?"  Но я думаю, что этот ярлык запутает некоторых авторов, которые попытаются этим заниматься. Будет немало откровенной порнографии с уклоном в псевдовосточную философию. Появится множество подделок о парнях и девчонках с гипертрофированным либидо, читающих мантры и беседующих с Буддой, обосновавшимся в компьютерной матрице.  Порнобуддизм бьёт мимо цели. Имитации порнобуддизма ужасны. Я не думал, что может такое произойти. Это действительно угнетает. Возьмём, например, "Турбовагинизм Упанишады" Руслана Островского. В романе есть какие-то фрагменты, которые намекают на мой синтаксис, что просто сводит меня с ума. Но мне нравится сам этот автор, он весёлый человек и неплохой писатель, но он понятия не имеет о менталитете Востока! Он не знает того предмета, о котором пишет! "Турбовагинизм Упанишады" - роман, конечно, смешной, но это скорее попытка нелепого подражания, чем что-то действительно серьёзное, чем что-то своё. Думаю, ты понимаешь, о чём я. Когда кто-то из нас говорит о порнобуддизме, то мы как бы подразумеваем некоторую социальную заострённость, а у Островского ею и не пахнет. Иногда он употребляет термины в их неправильном значении. Но - повторяю - я ничего не имею против него как человека.

    МАРЧЕНКО: То есть, ты не признаёшь порнобуддизм как движение.

    ШВЕДОВ: Что-то происходит, но говорить об этом как о движении... Многие писатели даже не понимают внешних атрибутов стиля или понимают их неправильно. Порнобуддизм в моём понимании - это что-то типа мэйнстрима будущего, художественной футурологии, паразитирующей на киберпанке и включающей в себя элементы восточной философии, фарса (или гротеска) и без комплексов говорящей о тех вещах, которыми люди занимаются каждый день, но почему-то боятся обсуждать это вслух. Возьмём ту же передачу "Про это" или газету "СПИД-инфо". С определённой точки зрения это деградация. Но людям это нравится, тем не менее. И никто не говорит, что это шоу и эта газета балансируют на грани дурного вкуса и лёгкого порно, никто их ни в чём не обвиняет, но вот только те же самые люди очень агрессивно относятся к большинству порнобуддистских книг, где как бы даётся объективный непредвзятый взгляд на подобные фрагменты нашего быта. К наездам на своё творчество я уже привык. Люди боятся видеть некоторые вещи. Они не понимают, что я вовсе не призываю всех употреблять наркотики и трахаться с кем попало. Они не понимают, что я, наоборот, пытаюсь дать понять, как это ужасно, когда сексуальная распущенность становится нормой и когда вся молодёжь сидит на наркоте. Они просто боятся это признать, боятся признать свои собственные, так сказать, грехи и готовы обвинить в них кого угодно, но только не себя. А все эти новоявленные писатели - они даже не понимают внешних атрибутов. Да и атрибуты-то у них не те. Вот почему мне нравится Мона Монахова. Я сейчас читаю её второй роман "Творец Творцов", вышедший в вашем "Паттерне". Издательская аннотация гласит, что это что-то среднее между Суэнвиком, Буковски и Милорадом Павичем. Монахова - это нечто новое в российской фантастике. Если бы я не был с ней знаком, я бы решил, что она конченая шлюха и наркоманка, но на самом деле она очень приятная в общении скромная женщина, которую просто достали все эти идиотские стереотипы, традиции и литературные клише. Иногда... чёрт, да почти всегда люди составляют своё мнение об авторах на основе их персонажей. Это неправильно, хотя я и сам иногда ведусь на подобные вещи. Ты наверняка читал рецензию на её "Самсару" в "Книжном Обозрении". Это совершенно невежественная, просто чудовищная рецензия! Только полный идиот мог назвать её "Дарьей Асламовой от фантастики" - это то же самое, что обвинять Достоевского в убийстве старух. Монахова замужем, у неё ребёнок и она работает учительницей английского. И - что самое смешное - у неё даже есть какой-то буддистский сан. Но если кто-то назовёт её порнобуддисткой, то она, вероятно, обидится, хотя - с точки зрения критики - её произведения являются типичным, можно даже сказать классическим порнобуддизмом. Мне очень приятно, что мои книги выходят в той же серии, что и её.

    МАРЧЕНКО: Сергей Соболев заметил как-то на страницах "Семечек", что всё, что издаёт "Паттерн", можно отнести к порнобуддизму, а Караваев добавил, что этот термин довольно условный, так как большинство наших авторов к буддистам не имеют никакого отношения. Например, Кузнецов. И я с ним в общем-то согласен.

    ШВЕДОВ: Ну, сам я тоже далёк от буддизма; я скорее придерживаюсь концепции восточной философии в целом. Но это не означает, что я что-то имею против буддизма. Как говорится, путей много - истина одна. Я просто с ними немного не согласен кое в чём. Впрочем, мы полезли куда-то не в ту степь. О чём мы говорили до этого? Ах, да. Или взять выпущенный вами сборник рассказов некоего Павла Рагузина. Кто он такой?! Дай мне его адрес, я хочу написать с ним что-нибудь в соавторстве!

    МАРЧЕНКО: Ну, мне тоже очень нравится Рагузин. Он вообще откуда-то из-под Пензы.

    ШВЕДОВ: Я уверен, что он ничего не знает о порнобуддизме, и плевать ему на порнобуддизм. Но он попадает в ту же стилистическую тональность, отлично выдержанную, гораздо лучше, чем у меня. Особенно этот его рассказик "В поисках совершенства",  про девчонку, которая во время дефлорации переносится в шиваитский рай. Это гениально!

    МАРЧЕНКО: Кстати, он сейчас дописывает роман. Что-то про лунную колонию, кажется.

    ШВЕДОВ: О-о, только не лунная колония!

    МАРЧЕНКО: Понятно, опять этот твой скептицизм...

    ШВЕДОВ: Я глубоко сомневаюсь в том, что люди когда-нибудь выйдут в дальний космос, хотя в моих ранних вещах тоже  иногда проскальзывают какие-то намёки на лунные или марсианские поселения. Тогда я ещё как-то не задумывался над этим серьёзно. Но Рагузин... Впрочем, зная его творчество, вполне может оказаться, что это на самом деле вовсе не лунная колония, а чья-нибудь галлюцинация...

    МАРЧЕНКО: Вот-вот.

    ШВЕДОВ: Ну, ещё и твой двухтомничек мне понравился. Издевательский такой слог. Приятно читать.

    МАРЧЕНКО: Это ещё ничего, вот я скоро одну порнобуддистскую фэнтези допишу...

    ШВЕДОВ: Фэнтези?!

    МАРЧЕНКО: (хихикает) Про Апокалипсис.

    ШВЕДОВ: (потрясённо) Про Апокалипсис...

    МАРЧЕНКО: Ладно, хватит про меня. Как ты, кстати, отнёсся к тому, что Перумову дали Букеровскую премию?

    ШВЕДОВ: Без комментариев.

    МАРЧЕНКО: Да, действительно глупый вопрос.  А какие фильмы тебе нравятся? Давай поговорим о фильмах...

    ШВЕДОВ: Ну, я предпочитаю разные европейские драмы, если честно. Люблю фильмы Кустурицы. Ранний  Питер Джексон хорош и Бессон ранний тоже. Ларс фон Триер. Может быть, Грэгг Араки, не знаю, но не весь. Нравится хороший авангард типа "Фауста" и "Доктора Калигари". Я и сам удивился, но мне понравился "Контакт" Земекиса. Фантастику вообще люблю только какую-нибудь странную, типа "Города потерянных детей", "Обеда нагишом", "Двенадцати обезьянок"... "Путешествие Гулливера" Стэрриджа - фильм гениальный. Но что-то в последнее время хороших фильмов почти не попадается. Такое впечатление, что после 96-го года ничего нормального не снимали. Я имею в виду, что нет таких фильмов, чтобы они, так сказать, цепляли. Ну и не люблю всю эту пост-тарантиновщину (кроме разве что "Беги, Лола, беги" и "Раны") и фальшивки позднего Линча.

    МАРЧЕНКО: А тебе хотелось бы увидеть на экране тех же "Карма-сёрферов"?

    ШВЕДОВ: О Боже, нет! Тим Роббинс в роли Габова - этого я бы не вынес!

    МАРЧЕНКО: А Эмили Уотсон в роли Тани.

    ШВЕДОВ: Тогда бы ей пришлось потолстеть немножко, так как Таня всё же чуть полновата. Хотя - один хер -  пришлось бы костюм волосатый придумывать, Таня ведь всё-таки инопланетянка.

    МАРЧЕНКО: Волосатый такой костюмчик с утолщением...

    ШВЕДОВ: М-да, представляю, что это было бы за кино.

    МАРЧЕНКО: А Феликса бы кто играл?

    ШВЕДОВ: Блин, что-то ты завёлся. Это смотря какой бюджет. Может, они там Ди Каприо бы на его роль пригласили.

    МАРЧЕНКО (не может удержаться от смеха и некоторое время смеётся): Леонардо Ди Каприо в роли Феликса!

    ШВЕДОВ: Может, ещё и по какому-нибудь твоему  рассказу фильм поставим?

    МАРЧЕНКО: Нет-нет, нам пора уже закругляться. Спасибо за интервью.

    ШВЕДОВ: Ну, пожалуйста.



(с) А.Шведов, А.Марченко, 2000
Фото А.Марченко

  На первую страницу
 
Hosted by uCoz