(о российской экранизации романа Герберта Уэллса в 1908 году)
место съемок: Вознесенье год снимка: 1909 название: "Мариинский
водный путь" Информация о
негативе, хранящемся в Библиотеке Конгресса: Номер тройного
черно-белого стеклянного негатива/ LC-P87- 5055 Название тройного
черно-белого цифрового файла/00931u.tif
Мало кто знает, что Герберт Уэллс (21 сентября 1866 --13 августа 1946)
был горячо любим в России всегда -- не только при советской власти, когда
он дважды приезжал к нам в гости (к В.И.Ленину в 1920-м, и к И.В.Сталину,
в 1934, когда он по приглашению Максима Горького выступал на организацонном
собрании Союза Писателей СССР), но и до революции - достаточно сказать,
например, что практически все его книги активно переводились на русский
и печатались большими тиражами, а в 1916 году издательство Сытина предприняло
попытку выпустить собрание сочинений великого классика, и напечатано было
не менее десяти томов. "Война миров", изданная в Англии в 1898, буквально
в том же году увидела свет и в переводе на русский язык, и с тех пор переиздавалась
чуть ли не каждый год, до самой Октябрьской революции!
Повышенный интерес публики к Уэллсу не мог не затронуть и нарождающийся
кинематограф, который неизменно черпал вдохновение в лучших образцах литературного
творчества (достаточно вспомнить, например, что даже великий Эйзенштейн
зачитывался тридцатитомным сериалом про Фантомаса).
Известный в то время начинающий (а тогда все в этой отрасли были начинающими)
кинопредприниматель и оператор А.Дранков решил экранизировать "Войну миров"
Герберта Уэллса, для чего приглашает поучаствовать в проекте Петра Ивановича
Чардынина (1878-1934), уже имевшего колоссальный по тем временам опыт киноэкранизаций
(например, он снял "Власть тьмы" (по Льву Толстому), "Мертвые души" (1909,
по поэме Гоголя), "Пиковую даму" (1910-й, по рассказу Пушкина). Дранков
заручается финансовой поддержкой известного кинофабриканта Ханжонкова,
и отправляется в Череповец, для выбора места для натурных съемок.
Была подобрана и команда актеров. Роли планировалось доверить актерам
московских драматических театров: А. Варягину, Б. Светлову, П.Кащевскому,
А. Мичурину, С.Гославская, Н.Нельская, Н.Гофман. С киношниками увязался
в путшествие и фотограф С.М.Прокудин-Горский. Он отснял не менее 3500 тройный
негативов, используя фотокамеру, фиксировавшую на одной стеклянной пластинке
три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный сфетофильтры.
Каждый негатив являлся тройным черно-белым изображением. Хотя некоторые
снимки и были напечатаны Прокудиным-Горским в виде цветных отпечатков по
системе карбро или диапозитивов, автору никогда не довелось увидеть всю
свою коллекцию в цвете.
Однако трудности ждут съемочную бригаду "мастеров светопописи" на каждом
шагу. Например, еще не зная опытов Владислава Старевича в мультипликации,
Дранков необдуманно быстро создает полноразмерную модель марсианского треножника,
однако как заставить двигаться эту махину, ему неведомо.
(Заметим в скобках, что даже через сорок лет, в 1953 году, когда американский
режиссер Байрон Хаскин снимал свою "Войну миров", он тоже так и не смог
создать внятных треножников, и прибегнул к летающим тарелочкам, созданным
по эскизам немецкой лаборатории братьев Хорстенов, еще с 1920-х годов успешно
разрабатывавших бесхвостые монокрылые планеры с так называемой "критической
устойчивостью", позволяющей, тем не менее, совершать сложнейшие эволюции
в воздухе, до сих пор недоступные самолетам с традиционным расположением
крыльев. Лишь сто лет спустя, используя компьютерные технологии, Спилбергу
удалось показать на экране треножники такими, какими их выдумал Уэллс).
Тем более не ясно было Дранкову, каким прожектором изображать световые
смертоносные лучи..
Примерно в то же время предприятие покидает Чардынин, загоревшийся
идеей экранизации пьесы Островского "На бойком месте". Трудности организационного
периода доканали труппу, и Дранков быстро переключается на экранизацию
модного детективно-приключенческого романа графа Амори (псевдоним И.Рапхофа)
"Сонька Золотая ручка", понимая, что фильм об этой аферистке принесет ему
немалую прибыль при существенно меньших вложениях. Из предыдущего проекта
только лишь Натали Гофман перешла в новый кинопроект, причем сразу на главную
роль.
К сожалению, об этом кинопроекте практически ничего неизвестно широкой
публике. Скорее всего, даже сам Уэллс не догадывался об этой неудачной
попытке. В редких киноведческих работах эпизодические ссылки на некую неудачную
"фантастическую экранизацию Дранкова", причем трактовать эту фразу, как
мы понимаем, можно двояко..
И лишь модель треножника осталась на берегах Мариинского канала, соединяющего
Волгу с Балтийским морем.
Кстати о фотографиях. При просмотре галереи Прокудина-Горского, может показаться, что фотографии
фальшивые или современные. Однако это не так. Приведем мнение эксперта
Алекса Павленко:
"Лица на фотографиях как раз тогдашнего антропологического типа,
не нынешнего. И пластика движений - сейчас так не двигаются, не те мышцы
разработаны. Такое теоретически подделать можно, но это будет работа посложнее
"Барри Линдона" Кубрика".
Литература: Г.Уэлл "Россия во мгле" 1920.
С.И.Фрейлих "Теория кино" М. Альма Матер. 2005.
В.Ночкин "За горизонтом" М. АСТ. 2006.
Евгений Замятин "Герберт Уэллс" Петроград. 1922.
М.Ямпольский "Язык - тело - случай: Кинематограф и поиски смысла" М.
НЛО. 2004.
В.Ларионов "Все фантастическое кино" (энциклопедический справочник
на трех DVD) - приложение к журналу "Реальность Фантастики", 2005 год.
Ю.И.Кагарлицкий "Герберт Уэллс. Очерк жизни и творчества" М. 1963.
Ю.И.Кагарлицкий "Вглядываясь в грядущее. Книга о Герберте Уэллсе" М.
1989.
А.Любимова "Проблематика и поэтика романа Г.Уэллса 1900-1904-х годов"
1990.
В.Свинкин "Вся культура -- трэш". Воронеж. Изд-во ВГУ, 2002.
Г.Дж.Уэллс, Собрание сочинений в 15-ти томах, Москва, 1964 год.
К.Юков "На путях к пролетарскому кино" // "Пролетарское кино" номер
8 за 1931 год, стр. 37.
А.Шведов "Мой кинематограф" Энсиб, "Паттерн", 1999.
Ван Вик Брукса "Миры Герберта Уэллса" (1915 год)
С.Бережной "Золотой век американской фантастики" СПб. Амфора. 2006.
Известков А.А. "Энциклопедия фантастики. Том 1. Книга первая. Кинофантастика"
Под ред. И.Морозова – Владимир. 1993.
Н.Маркалова "Лучшие экранизации фантастических книг" // "Киноискусство",
номер 4 за 1998 год.
Р.С.Кац "История советской фантастики", 3-е издание, СПб, 2004.