Главная страница СЕМЕЧЕК

 С.Соболев
 
День отличника пропагандисткого фронта
 
 
Максим Кононенко "День отличника" -- М. Фолио. 2008. 288 с. 15 т.э. ISBN 978-5-94966-146-8.
 

Это не первое произведение "либерпанка", но наверное первое, о котором заговорят шире, чем внутри общности любителей фантастики -- автор-то из телевизора, и весьма широко известный в интернете под именем мистер Паркер.

Произведения либерпанка рисуют очередную тоталитарную антиутопию, и по прихоти создателя выдают её за либеральную идею. Таковы некоторые рассказы М.Харитонова, рассказ С.Волкова "Аксолотль", роман С.Гравицкого "Мама" (а нет ли отсылки к "Матери" Горького?)и мн. др.. Схема проста: в России победила бархатная революция, к власти пришли либералы, а все либералы -- предатели и наймиты Запада (раньше эта почётная участь приписывалась генетике, продажной девке империализма), поэтому страна разворована, народ прозябает в нищете, высокая духовность попрана зарубежной масскультурой. И начинается сущий кошмар: то либералы всех рыжих выжигают на площадях, то у школьников органы изымают на донорство в счет оплаты завтраков, у Кононенко либералы-правозащитники всех арабов поработили и превратили в конюхов.

Даже обложкой книжка пародирует "День опричника" В.Сорокина; так, как и у Сорокина, описан один рабочиё день высокопоставленного чиновника; на этом собственно пародийность и заканчивается.

Паркер пытался написать антиутопию, но всего лишь описал, как страну захватила шайка церковников, РПЦ, Российский Правозащитный Центр, и вместо какой-то одной религии насадила в головы всем религию правозащитничества. Естественно, религия эта ничего общего ни с теорией, ни с практикой правозащитного движения не имеет.

Итак, будущее страны, называемой в книге Д.Россия (буковка перед топонимом означает фрондёрское "Другая"; однако попробуйте произнести это в устной речи -- Д.Россия" -- персонажи книги почему-то именно так и произносят "на бумаге" -- но так совершенно не проговариваемо). Мы видим Москву глазами Романа Свободина, помощника министра свободы слова, специалиста по коммуникациям и презентациям.

Нефть принадлежит всему миру, потому что не могут полезные ископаемые принадлежать только одной стране. Идею эту приписывают Мадлен Олбрайт, на самом же деле её сочинили лет пять назад в какой-то субботней телепередачке на ТВЦ, ну да ладно.

Сами россияне нефть не потребляют, даже в тридцатиградусный мороз продолжают отапливать свои скудные жилища дровами. Жилищная проблема решена кардинально -- абсолютно все капитальные дома снесены, люди живут в трейлерах на колёсах. Водопровод тоже не нужен -- достаточно воды в реке. Продуктов почти никаких нет -- только чипсы, каша кукурузная, овёс для лошадей (авто запрещены) да сахар по спискам. Талонная система распределения -- это совсем не признак свободного общества, ну да врать так врать! Если врать про либералов нечего -- можно же приписать им грешки социализма? Хотя бы парочку, для сохранения, так сказать, равновесия в споре?

Во славу победившей демократии и свободы слова ежеутренне устраиваются митинги с многочасовым скандированием в воздух "Свобода! Мы свободны!" ну и т.п. речёвки-отуплялочки, более всё-таки свойственные тоталитарным планёркам.

Выборы считаются нелегитимными, если в них хотя бы один человек не принял участия (с.76). Совершенно странная правовая норма для якобы демократического государственного устройства, видимо, автору нечего было высмеивать в концепции демократии, поэтому он решил высмеять какой-нибудь атрибут из арсенала тоталитаризма. Непонятно, чего же он в конце концов хотел.

Министерство свободы слова занимается тем, что следит, чтобы в СМИ не было пошлости и мата (с.83). Но это, опять таки, именно правоохранительные подходы к СМИ и свободе слова, Паркер опять намеренно их путает и приписывает родимые пятна тоталитаризма -- либерализму. Даже у более опытных писателей (Проханов, Поляков) эти кульбиты с подменой понятий выглядят неряшливо и эстетически вульгарно, что уж говорить о Паркере! С его куцым словарным запасом подобные конструкции выглядят просто беспомощными.

Каждый россиянин практически в обязательном порядке носит на шее оберег -- "страж прав человека", истово верит в общечеловеческие ценности и свободы, в права человека и в демократию. Веру эту человеку вдалбливают с младых ногтей еще в детсадовском возрасте, и всё население России слепо верит в демократию.

Совершенно сказочной выглядит история революции в России: Березовский и Невзлин изымают у населения телевизоры путем обмена ТВ-ящиков... на квартиры в Москве! Оставшись без телевизоров, люди перестают смотреть пропаганду, умнеют, и свергают правительство.

Сущий бред. Впрочем, это наглядно показывает уровень познаний в экономике и психологии у г-на Паркера, в этом он смыкается с такими титанами мысли как М.Леонтьев, М.Юрьев, Ю.Мухин, кредо которых сводится к примитивному бытовому солипсизму -- "чего я не понимаю, того не существует".

В конце концов, это не памфлет. Чтобы писать памфлет, помимо таланта и незаурядного ума надо хотя бы иногда уметь смешно пошутить. За первые два компонента не скажу, но с юмором у Паркера никогда не складывалось, желающие могут вспомнить тысяча и один графоманский "анекдот про Владимира ВладимировичаТМ", наводящие на мысли о чём угодно – от сервильности журналистики до глоссалии в головах, но ни как не способные подвигнуть диафрагму читателя исторгнуть смех из его лёгких.

Конечно, можно было бы прочесть книжку как аллегорию на извечное перестраивание-перемалывание в России любых идей до состояния абсурдности, вплоть до полной их аннигиляции, самоуничтожения и в соответствии с законами диалектики -- превращением некогда благородных идей в свои прямые противоположности. Ведь Российский Правозащитный Центр становится тоталитарной религией, которая держит в своих ежовых рукавицах всё население страны, и, следовательно, читатель как бы провоцируется автором Максимом Кононенко к озвучиванию риторического вопроса: "А если правозащитники ещё хуже нынешней власти, то зачем они нам нужны? Чем они лучше нынешних правителей?". Можно было бы задать сей вопрос, если бы автор не подставился по полной программе: в финале оказывается, что все правозащитники -- мало того, что пятая колонная, обслуживающая гнилой Запад, так они все, начиная с Сахарова, Синявского, Даниэля, Делоне, Богороз и др. -- просто стукачи, предатели и вертухаи (с.283-284).

А топорная пропаганда и не должна отличаться изяществом, правда?


  Главная страница СЕМЕЧЕК
Hosted by uCoz