Главная страница СЕМЕЧЕК

 С.Соболев
 
 
Ярослав Веров, Игорь Минаков "Десант на Сатурн, или Триста лет одиночества" - СПб. Азбука. 2008. 352стр. ISBN 978-5-91181-671-1. Тираж 5 т.э.
 
В середине 21 века российская корпорация "Механорг Систем" наплодила ворох самоорганизующихся биомеханизмов, обязанных обеспечивать любому человеку достойную жизнь, комфортный быт, и небольшой комплекс пуританских развлечений. Если вопрос с материальной, вещественной стороной жизни объясним в рамках нанотехнологической фантастической парадигмы новой утопии, то откуда и как роботы черпают энергию для нескончаемого сервиса -- непонятно. То есть авторы то и дело подкидывают читателю очевидные ляпы (переговоры между Землёй и марсианским спутником идут без малейших пауз (с.58-60); человек на Фобосе ходит как на Земле, без учёта невесомости (с.121)), чтобы через пару десятков строк мимолётом обронить факт существования мгновенной "М-связи" или специальной "лунной" обуви, прилипающей к полу. Но источником энергии для механоргов названа только солнечная энергия, что явно недостаточно по мощности для суетливых и деятельных роботов. По идее, они должны бы еще и друг дружку есть, и прочую мехорганику -- для полноты правдоподобия построив параллельный биоценозу -- механоргоценоз.

Самое существование механоргов и их деятельность на благо человека подорвали мировую экономику, да так подорвали, что в середине XXI века лет десять по всем континентам ультралуддиты взрывали, сжигали и вырезали поселения людей, использующих новые технологии жизнеобеспечения.
Государственная система рухнула, европейская цивилизация, ориентированная на права человека и денежный капитал, прекратила существование своё, дошло даже до того, что совбез ООН скатился до сортирной риторики и принял решение о безоговорочном уничтожении любых бандформирований ультралуддитов (с.105). Ну а потом рухнул и весь мир, ведь в обществе, владеющем технологией бесплатного копирования любых материальных предметов, ценность капитала (денег, средств производства и сырья с энергией) стремится к нулю.

Новый виток развития механоргов дополнил армию садовников, поваров и строителей -- летающими машинами-убийцами эриниями, страж-птицами из известного рассказа Роберта Шекли. Страж-птицы наконец-то помогли выкурить изо всех щелей сомневающихся в прогрессе, и на триста лет земляне погрузились в сладкий утопический перегной: виртуальные мультфильмы, ролевые игры и псевдоисторические реконструкции, коллекционирование технических уродцев прошлых веков и прочие безвредные развлечения. Моментальную связь обеспечивает М-связь, телепортацию -- сеть Нуль-Т кабинок, передвижение в ближнем космосе -- транспортники на ионных двигателях (от Земли до Марса за неделю!), а пояс астероидов роботы разрабатывают на предмет сырья для промышленности. Всё это благолепие все три сотни лет координируется Ирмой, интеллектуальным планетарным мозгом (надеюсь, ресурс распределенный, иначе "двойка" по информатике), а где-то сидит Наладчик и контролирует всё это, устраняя мелкие поломки в инфосфере. Наладчик ещё и искусственно тормозит прогресс НТР -- запретил летать на самолётах и вертолётах, сам же пользуется каким-то секретным НЛО, созданным для него в единственном экземпляре лет двести назад.

Оно и понятно: нет прогресса -- нет предпосылок для технологического прорыва в сфере производства. Нет новых товаров -- нет экономического расслоения, тянущего за собой социальные перемены, а многовековая (300 лет!) однородность монотонного общества исключает существование социальных лифтов. Следовательно, тормозить прогресс выгодно элите, которая в разбираемой книге состоит из одного-единственного человека, и человек этот -- Наладчик. Добрый, вежливый, гостеприимный, но афоризм "любая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно" придуман не на пустом месте.

Как заботливая нянька, планетарная информационная система обеспечивает максимум безопасности подопечным, вплоть до того что вживила чипы контроля всем людям и животным на Земле (с.126). Поразительно, но недовольных этим раем на всю планету едва набирается дюжина человек -- сами себя они называют трикстерами, по сути же -- всего лишь то ли хиппи, то ли хакеры, пытающиеся освободить человечество от опеки искусственного разума. Первая же попытка вмешательства в инфосферу оказывается не столько бунтом, сколько вредительством (ситуация талантливо описана в Прологе; не будь остального текста-обузы, рассказ о катастрофе на марсианском хуторе претендовал бы на статус гениального), и Наладчик отлавливает несостоявшихся революционеров-хулиганов чтобы изолировать их от общества ... у себя дома! Этим эпизодом (когда властелин мира собирает несостоявшихся революционеров у себя дома) характеризуется утопический мир будущего. С одной стороны, полное отсутствие практики преследования по каким бы то ни было мотивам и отсутствие карательной инфраструктуры (СИЗО, конвой, зиндан, кандалы на ногах) убедительно рисует мир будущего как мир без преступлений и без преступников. С другой стороны, факт сбора зачинщиков всепланетарного переворота в гостиной Наладчика говорит о его халатности, нерадивости, неосторожности, короче -- о несоответствии занимаемой должности.

Где-то на 235-й странице появляется злой Креатор Алан Кубаев -- эдакий противовес Наладчику, стремящийся завладеть Ирмой и потом заменить глупое человечество умными, красивыми (все как один срисованы с голливудских актёров) и послушными механоргами. В скоропалительной перестрелке между механоргами и людьми пройдёт оставшаяся часть книги, чтобы вполне предсказуемо спасителями человечества стали бывшие изгои -- хакеры-трикстеры, удалившие из своих черепных коробок чипы управления Ирмы. В этом микроконтроллере заключёно и спасение и наказание для человека: с одной стороны, человек из любой части Земли или космоса может связаться с центральным компьютером и запросить любую информационную справку, моральную или даже материальную помощь, но одновременно через этот же чип-в-голове люди могут быть управляемы, вплоть до совершения действий, несовместимых с продолжением дальнейшей жизнедеятельности организма. Пользуясь этой лазейкой, Алан Кубаев попытается даже совершить переворот в системе власти.

Забавный поворот сюжета книги "Десант на Сатурн" в том, что человечество спасают отщепенцы, изгои-трикстеры, добровольно лишившие себя чипа в голове (неотъемлимой части представителя человека будущего). Получается, что Наладчик, позиционирующийся как всемогущий, всеблагой и всеведущий, вынужден пользоваться помощью тех отщепенцев, которые ещё за несколько дней до попытки переворота были зачислены в ненужные, лишние и мешающие отбросы общества. Если бы Наладчик исполнял свою непосредственную работу тщательнее -- не было бы у него этих трикстеров, но тогда он не справился бы с новой опасностью в лице Алана Кубаева и его механоргов-треминаторов. Высший смысл приозведения передается старой поговоркой "не клади все яйца в одну корзину".

Авторы книжки, молодые фантасты Игорь Минаков и Ярослав Веров, изобрели словечки и присказки ("О платы небесные!"), органично встраиваемые в речь персонажей, и этот приём по использованию условной лексики будущего насыщает атмосферу произведения... Однако общая деструктивная сюжетная линия сводит на нуль все положительные наработки.
Об этом и других опасных моментах надо сказать особо.

Странно читать в романе про двадцать четвертый век как ОДИН человек управляет всем человечеством (Земля, ближний космос, Марс) из одного Центра. Идейка жёсткого централизованного управления весьма сомнительна, так как показала полную несостоятельность даже для небольших территорий. Зачем надо было увеличивать административно-командную систему (АКС) до размеров Солнечной системы? Почему Наладчик практически триста лет не спит и не отдыхает, механизировал себя вплоть до сращивания с компьютером?

Вопрос первый: Почему монархическая (по своей сути) идея управления так притягательна в стране с суверенной и управляемой демократией?

Вопрос второй: откуда у мирных и зачастую даже не служивших в армии писателей-фантастов родимые пятна милитаристического сознания, не позволяющие сделать сюжет книги без игры в войнушку?

(В этих вопросах ответы уже присутствуют -- на уровне языка, на уровне слов, которыми вопросы озвучены).

Из некоторых последних прочитанных книг: у Ивана Кузнецова в "Лестнице в небо" несколько внеземных рас утюжат свои планеты термоядерными бомбардировщиками чисто по ксенофобским причинам; у Владимира Проскурина в "Прививке от космоса" военные корабли бороздят просторы вселенной; Игорь Поль в романе "Несущий свободу" переносит полиэтническую ситуацию с Ближнего Востока в дальний космос; у Михаила Борисова в "Интуиции" объединённое человечество ни с кем не воюет вообще, зато космическая армия стоит по периметру пояса астероидов (до головокружения длину окружности представляем) в ожидании неведомого инопланетного врага. Также и с этим романом: шапка над заглавием книжки -- "фантастический боевик" -- оказалась правдой, в отличие от собственно обещанной высадки на самую красивейшую планету солнечной системы. "Десант на Сатурн" -- это всего лишь слабо реализуемая, почти несбыточная мечта одного из мальчишек в романе.

Другая тенденция, которую я, как ретроград и традиционалист, склонен оценивать крайне негативно -- это переход на сериальную форму написания и издания космической НФ. Вирус многотомных саг перекинулся с фэнтезийных романов на научную фантастику, и, видимо, придётся как в XIX веке, как в советское время, читать один роман, публикуемый с продолжением из номера в номер в газете или журнале, несколько месяцев кряду. Надеюсь, что авторы тут совершенно ни при чём.


  Главная страница СЕМЕЧЕК
Hosted by uCoz