Главная страница    Новости    Все СЕМЕЧКИ    Семечки № 7, часть 1   ч.2   ч.3   ч.4   ч.5    ч.6    ч.7  
часть 2




 
Рецензии и обзоры новинок
 
Алексей Караваев, Сергей Соболев
 
 

Тенденции

Новая книжка Макса Фрая "Гнезда Химер" переиздана в первоначальной авторской редакции… Смех, да и только: добавлены простенькие карты и примитивный алфавит, построенный по неудачному примеру римских цифр: первая буква — одна палочка, вторая буква — две палочки… Нетрудно догадаться, что потом идет ряд из кружочков, из хвостиков и т.п. Представляю удивление читателей, полгода назад купивших первое издание, а теперь на прилавках наблюдающих «полную авторскую версию».

ЭКСМО начало серию «SF классика». Толстущие тома Ле Гуин, Андерсона, Кларка, Желязны и Азимова, по восемьсот с лишним страниц, мелким шрифтом! Однотомник романов Артура Кларка вообще можно рекомендовать всем, кто хочет узнать, что же такое настоящая научная фантастика: "Город и звезды", "Космическая Одиссея", "Конец Детства", "Свидание с Рамой". Замечательный состав и других однотомников: например, Желязны, наряду с "Князем Света", представлен вычурным эстетским романом "Создатель снов". Хотел бы я посмотреть на то издательство, что рискнуло бы выпустить его отдельной книжкой! А так — ничего, берут.

Разочарованием года можно назвать двухтомную «Энциклопедию» в серии «Миры Братьев Стругацких». Не знаю кто как, а я лично ожидал увидеть нечто большее, чем просто толстый сборник выписок из произведений Стругацких. Два тома цитат из предыдущих десяти томов — не слишком ли много? Спасает положение лишь великолепная библиография всех произведений и статей АБС, набранная почему-то очень мелким шрифтом, да комментарии к художественным произведениям, опубликованным в этом с/с — однако все вместе эти приложения не занимают и двух сотен страниц, то есть совершенно не оправдывает объем издания. "Энциклопедия" получилась любопытной, но мы совершенно не представляем, кто, как и для чего будет ею пользоваться.

Интересно, можем ли мы ожидать издания отдельным томом всех статей АБС, интервью и пр.? В Омске несколько лет назад однатысячным тиражом было выпущено несколько брошюр со статьями Стругацких, но не у всех они есть. Думаю, и сейчас было бы интересно почитать размышления Мастеров о литературе. Или собрать все переводы с японского и английского — выйдет вполне приличный сборник! Можно вспомнить и "Пепел Бикини", и "Мир иной". Или юмористическая энциклопедия по АБС, составленная люденами, и… Да мало ли чего еще осталось "за бортом" этого самого полного с/с от самого лучшего российского издательства! Обидно даже: столько много неизданного, полузабытого, а нам предлагают фактически переиздание содержимого предыдущих томов!

АСТ в серии «Звездный лабиринт» решило, похоже, переиздать всех известных отечественных фантастов. Сделали томик Е.Филенко про галактического консула, переизданы "Времена негодяев" Э.Геворкяна. При повторном прочтении больше обращаешь внимание на смешные мелочи: люди уже не помнят, сколько было рельсов в железной дороге — два или три; замечательный обряд похорон любимой канарейки главаря какой-то курской банды; кальки с английских слов, коими напичкан весь роман…. Кое-кто уже ждет продолжения, обещанного Геворкяном еще давным-давно, но что-то ждать его не особенно-то и хочется: сюжетные линии закончены, пара загадок героев решена посредством перекладывания тайны на плечи других героев… Впрочем, как только появится продолжение — все равно ведь прочтем, не так ли?

Журнал ЕСЛИ № 3 за 1999 год приятно удивил отсутствием заграничных авторов — номер буквально-таки забит произведениям отечественных фантастов. В рассказе Евгения Лукина "В стране заходящего солнца" — очередной вывернутый наизнанку российский мир, "Запах свободы" С.Лукьяненко — продолжение замечательного Веллесбергкого цикла, а рассказ Кира Булычева "Будущее начинается сегодня" — призыв ходить на выборы.
Сергей Переслегин в статье «Кризис перепотребления» показывает, как росла современная российская фантастика последнего десятилетия, какие процессы в ней происходили под влиянием окружающего мира, и к чему все это привело: ни к чему хорошему это не привело. Несколько раз Переслегин наезжает на незадачливых читателей, разучившихся, увы, думать. Однако про роман Бориса Штерна "Эфиоп" не сказал ничего, кроме того, что текст произведения сложен. Впрочем, это не упрек. Переслегин верно подметил, что некоторые замечательные умные книги не вызывают «заметного резонанса в среде профессиональных читателей-фэнов» (с.271). Критики прошли мимо "Разбойничьей злой луны", "Эфиопа", "Чапаева и Пустоты"… Лазарчук писал в "Солдатах Вавилона" об этом процессе деградации и истощении образности:

«Гимназисты начала века на сто человек использовали семьдесят шесть фабул, суммарный словарный запас — шестнадцать тысяч слов. Гимназисты семьдесят восьмого года — одиннадцать фабул на сто пишущих! Словарный запас — шесть тысяч пятьсот».

Мы, как гимназисты и компьютеры, скоро обнулимся…



 
Павел Кирпичный
Виктор Пелевин "Generation «П»". - М. Вагриус. 1999.304с.35 т.э.

Автор устами героя:

«В будущем ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытое воспевание "Кока-колы" и нападки на "Пепси-колу" — или наоборот» (с.116).

Отрадно, что Пелевин бросил идеализировать новых русских, мотивы романтизации которых встречались в "плейбойевском" периоде творчества писателя.
Как и было обещано в прессе, очередной роман Пелевина рассказывает о шаманизме в рекламном бизнесе. У Ллойд Бигл-младшего есть замечательный рассказ о рекламе — "Музыкодел". Генри Каттнер в "Уязвимом месте" писал о рекламном бизнесе на Венере, а Александр Тюрин в повести "В мире животного" для оживляжа использовал массу юмористических рекламных сценариев. Вот и Пелевин обратился к этой любопытной теме, приковывающей внимание зрителей. Тема не новая, а интерес гарантирован, причем вызван он не только именем Пелевина, но и той странной тягой зрителей и читателей, которые испытывают прямо-таки мазохистское влечение ко всему, что связано с насилием, и с рекламой, как одним из проявлением массового изнасилования сознания. Рекламу никто не любит, однако телепередача «Рек-тайм» на канале РТР одно время имела рейтинг куда больше, чем всенародно любимый «Сам себе режиссер».

Поведав многие тонкости агрессивного маркетинга и эшелонированного позиционирования, Пелевин не останавливается на развенчании TV-рекламы, а продолжает копать тему глубже: главный герой, специалист по рекламным слоганам, сочинивший не один десяток успешных сценариев, терпит фиаско при написании Русской идеи. Не помогает даже помощь духов из потустороннего мира. Может, и нет никакой идеи-то? Так в процессе поисков наш сценарист оказывается в самом центре TV-мира, и делает еще одно открытие: уже и новостей никаких нет, да и политиков в реальности не существует, а есть лишь набор мощных графических станций от Silicon Graphics и штат высокооплачиваемых дизайнеров и актеров-двойников. Вторая тема романа тоже обкатывалась, в том числе и в российской фантастике. Достаточно вспомнить "Поиск предназначения" С.Витицкого, "Перемену мест" Льва Гурского и некоторые рассказы Сергея Казменко. [Вот что любопытно: почти все авторы, пишущие про двойников в политике, скрываются под псевдонимами. Береженого Бог бережет?].

Другая теория, спрятанная в тексте романа (смотри главу Homo Zapiens), имеет больший привкус оригинальности. Речь идет о существовании Экономического Моллюска, живущего на земном шаре в товарно-денежных отношениях, в которых людям отводятся только лишь функции потребления и исторжения денежных эквивалентов, а телевидение вкупе с остальными СМИ является всего лишь нервной системой этого пожирающего монстра. Рекомендую прочитать трактат о Homo Zapiens повнимательнее, ведь, по правде говоря, всё остальное в романе является вторичным даже по отношению к собственным ранним произведениям Пелевина, а Homo Zapiens — это новый вариант Голема, описанного А.Лазарчуком и П.Леликом более десяти лет назад. По сути дела, мало кто всерьез исследовал этот шокирующий "кибернетический" феномен, и я очень рад, что Пелевин попробовал на новом качественном витке, с присущим только ему солипсистким циничным юморком, рассмотреть проблему ноосферы, смешивая гигиенические прокладки, кризис семнадцатого августа девяносто восьмого года и кондиционер в одном флаконе…
 

Цитаты к месту:

СЕРГЕЙ ПЕРЕСЛЕГИН:
Запад и прежде всего Соединенные Штаты Америки нередко используют поверженных противников для проведения масштабных социальных экспериментов <…> На России 1993 года поставлен опыт для изучения отдаленных последствий тотальной деидеологизации. Было доказано, что в этом случае единственной общепризнанной социальной ценностью становятся деньги

ВИКТОР ПЕЛЕВИН:
Черная сумка, набитая пачками стодолларовых купюр, уже
стала важнейшим культурным символом и центральным элементом большинства фильмов и книг, а траектория ее движения сквозь жизнь — главным сюжетообразующим мотивом


Сергей Соболев
Сергей Казменко Contra ideologica - СПб, Лицей, 1998. 96с, 1 т.э., мягкая обл. Послесл. Н.Романецкого.
[ обложка ]  [ Библиография С.Казменко ]

Сборник сатирических рассказов Сергея Казменко высмеивает извращенные экономические и внеэкономические конструкции, взращенные в Советском Союзе и свойственные любым государствам с плановой экономикой.

Сергея Казменко, используя не к ночи помянутый литературно-критический метод нарезки Берроуза-Мещеряковой, можно было бы назвать предтечей современных "инфоромантиков", если б только не одно бы: сами инфоромантики называют себя так, потому что они являются «романтиками эпохи информации», а вовсе не потому что мастерски владеют информационными потоками. Казменко же вполне разбирался с информацией и дезинформацией, он написал огромное разнообразие произведений, обыгрывая всевозможные способы околпачивания.

Человек «живет в обществе и значительную часть своих мотивов черпает не из окружающего мира, а из информационной среды своего человеческого общества. Из той среды, которую так легко фальсифицировать.» ("Повелитель марионеток," с.139)
Переписывание газет мы проходили — на память приходит "1984" Оруэлла. Сценарий документальной кинохроники тоже имеется в литературе — смотри "Мост Ватерлоо" Лазарчука. Теперь еще и предварительные съемки всех прямых эфиров и телетрансляций (рассказ "Королевская охота") дополняют арсенал современных манипуляторов информационными потоками.

В рассказе "Толчок" нарисован мир всеобщего распределения и торжества талонной системы — после Шестьдесят пятого съезда и Трехсотлетия Октября труд постепенно превращается из тяжелой необходимости в жизненную потребность. "Музейная редкость" в шуточной форме пасквиля на коммунистическую мечту «От каждого по способностям — каждому по потребностям» ставит нелегкую дилемму. Что предпочтительнее: плановое общество несправедливого распределения или капиталистическая конкуренция с угнетением рабочих масс? Этот вопрос тем более сейчас звучит актуальнее, когда как бы в пику антиправославному Западу идет активное блокирование РФ с отсталыми и малоразвитыми диктаторскими странами.

В рассказе "Эквилибристика" показано, до какого абсурда доходят извращения плановой экономики: подлинной катастрофой для управленцев, транспортников и снабженцев становится не невыполнение плана, а буквально с неба свалившееся, deus ex machina, изобилие всевозможных дефицитных товаров. В рассказе "Инспекция" представлен утопический мир, колония, давным-давно потерявшая связь с коммунистической Метрополией, пошла по нормальному пути развития, максимально приближенному к "Благоустроенной планете" АБС: никаких начальников, сплошная идиллия свободного научного творчества с кибернетическими помощниками. Но вот к ним едет ревизор, способный покарать за излишнюю самостоятельность. И если в первом рассказе сборника — "Королевская охота" — группа царедворцев-распорядителей дурачит весь народ, то теперь уже все население планеты дурачит кучку тупоголовых чванливых ревизоров, выстраивая специально для отвода глаз потемкинские деревни и железные дороги в тундре.

И пусть действие рассказов происходит в далеких галактиках и на неизвестных планетах, родимые пятна социализма становятся от этого только еще отчетливее различимы — воистину, большие глупости хорошо видятся на приличной дистанции.

Отлично сделано, что про один из рассказов, который до этого печатался в периодике, внизу страницы мелким шрифтом указано место публикации. Сейчас уже никто ТАК не делает. [Возьмем, к примеру, журнал ЕСЛИ. Ну сколько, скажите вы мне на милость, будет стоить одна-разъединственная строчка внизу страницы, где бы указывалось название произведения и имя автора на языке оригинала?! Ведь все равно же не ворованные рассказы печатают! Чего тогда скрывают?].


Иван Птицын
Сергей Лукьяненко "Ночной дозор" — М, АСТ. 1998. 480 с. 10 т.э. (Звездный лабиринт)

Что же это такое деется, люди добрые?! Из "несчастной" России сделали полигон, лабораторию для обкатки и испытаний вариантов "светлого" будущего. Да ни кто ни будь, а колдуны, маги, оборотни, вампиры и всякая прочая нечисть.
Человечество является почвой для паразитирующей на нем сообществе темных сил. Но не всё так уж и плохо.
Силам зла противостоит "Ночной дозор", это светлые силы добра, объединение честных, правильных, добрых колдунов, магов, оборотней. И даже не смотря на взаимный контроль темных и светлых сил, простых людей продолжают постоянно убивать оборотни, вампиры высасывают из людей кровь. Ведь чтобы жить паразитам, им необходимо питаться. И для этого создана и существует система выдачи лицензий на "охоту".
Так какой же прок в этом "Ночном дозоре"? Мало того, так называемые "силы добра" периодически устраивают экспериментальные попытки переустройства политического и экономического строя России, в одной отдельно взятой стране. Сейчас мы как раз являемся свидетелями очередного эксперимента. Не ощущаете?
Правда, все это кончается провалом последние сто, двести лет. Что приводит к еще большему ухудшению ситуации, заметьте, опять же в отдельно взятой стране, то бишь в России. Так что ждите результата сегодняшнего эксперимента, господа присяжные, который будет сами понимаете какой.
Если рассмотреть один из предыдущих романов автора, Осенние визиты, там сверхъестественные, божественные силы использовали Россию и ее реалии как декорацию для своего действия, и не более того. Однако в Ночном дозоре нас, россиян, принуждают исполнять роль массовки, причем безмолвствующей, как в Борисе Годунове.
Экспериментируют "Светлые" силы зла из благих побуждений, только ведь есть хорошее выражение по поводу того, куда мостится дорога из благих намерений.
К горлу подступает тошнота, на разум накатывается волна отчаяния и мрака, от прочтения очередного опуса господина Лукьяненко. Сам он устроился, видимо, недурственно в столице нашей Родины Москве, которая сейчас является островком относительного благополучия.
При пристальном внимании, роман напоминает новомодный "российский" боевик, а не фантастическое произведение.
Противостояние тёмных и светлых группировок, "Ночного" и "Дневного" дозоров, оборачивается банальнейшим противостоянием двух бандитских группировок по поводу их сфер влияния. Выводы неутешительны. Автор скатывается из благородного жанра фантастики к бульварному жанру боевика.
Вполне возможно, что мы будем иметь еще одно подобие такого писателя, как господин Бушков.



 
Сергей Соболев
 
Андрей Столяров "Боги осенью" — с.295-477 в одноим. авторском сборнике. — М. АСТ. 1999. 480 с. 11 т.э. (Звездный лабиринт)

Начну с радостного известия: после в высшей степени экспериментального романа "Монахи под луной", после провального (если я не прав — поправьте меня) опуса "Я — мышиный король", и после детского лепета "Детского мира", повторяющего ужастики, я опасался выложить две десятки за новый роман Андрея Михайловича. Прочитав же — возрадовался, ибо городская сказочка оказалась вполне приятной и легко читаемой. Так что рекомендую повесть всем любителям «ощутить на губах вкус живого слова» (© Ник Перумов) — не прогадаете.

Здравица кончилась.

Конец похвалам.

Теперь за упокой.

Первые сто страниц из двухсотстраничной повести — завязка. Не слишком много места для описания скучающих в изгнании лордов? Впрочем, начнем с начала: жил да был чертежник в КБ, спас какого-то полубога-полумага, переспал с принцессой, немного погодя задумал трахнуть и ее служанку — чего добру пропадать, «это улучшает человеческую природу». Но наибольший интерес вызывает поединок на мечах — ах, как сверкают клинки! Какая прелесть! Идеализация рыцарской псевдоромантики. На протяжении двух глав Андрей Столяров рассказывает байку о том, как главный герой (чертежник), до этого примерно неделю безо всякого старания и тем более безо всякого намека на успех упражнявшийся в фехтовании, вдруг отважно дерется на мечах с настоящим лордом Тенто, обученным с пеленок махать шпагой и «слывшем непревзойденным бойцом во всех известных мирах». Целых двадцать страниц бывший мастер кульмана и специалист по ватману противостоит натиску специалиста, который все это время никак не хочет его убивать. [Наверное, образ рефлексирующего негодяя заимствован автором из видеобоевиков. Ну, знаете, когда нехороший негодяй засовывает хорошему в рот пистолет и долго, минут пятнадцать объясняет что-то, пока хорошему подмога не свалится.] Кроме этой малопонятной битвы, в которой, оказывается, сражаются не люди, а мечи, наш фехтовальщик надеется еще и убить профессионального противника: «Шанс ничтожный, почти неосязаемый, неуловимый, сумасшедшее счастье, приваливающее дураку один раз в жизни» (с.422). Знаете, как он его убил? Решил, что фехтование — это искусство, а надо просто взять, да и кольнуть мечом в грудь. Замечательное пособие для начинающих, не правда ли? А лорд-покойник, надо думать, кретином был — Танец с саблями Хачатуряна разыгрывал… Столяров видит все эти нелепицы, так как сам же их и придумывает. Но ему начхать на все эти выкладки — как и положено по закону жанра, фэнтези обязана быть глупой (© Сергей Переслегин).



 

Малая пресса
 

ЛАВКА ФАНТАСТИКИ
№ 1 за 1998. Профессиональный журнал, издатель, редактор и один из постоянных авторов — Вячеслав Запольских. 48 страниц А4. Адрес: 614039, Пермь, Комсомольский проспект, 63-9.
Собственно проза оставляет ощущение многажды читанного — "Хакербол" В.Запольских ни что иное как полностью перелопаченный "Нейромант", "Трикстер" В.Букура — вариант "Саги о берсеркерах" Ф.Саберхагена. Теперь уже можно говорить о «русском киберпанке» — по крайней мере, как о стихийном явлении. К гордо пасшемуся в одиночестве на оптоволоконных нивах Тюрину пришли с бензиновыми газонокосилками Лукьяненко с Васильевым, а теперь налаживается устойчивый коннект с Пермью и Новосибирской областью.
Еще редакция предприняла попытку печатать роман с продолжением ("Принцип чётности" С.Гимадеева), но разве ж можно так читать художественное произведение, когда продолжение появится в лучшем случае через месяц?!
Помимо литературной части, целых пятнадцать страниц отдано под рецензии на книжки и фильмы, продолжена публикация заметок И.Г.Халымбаджи об уральской фантастике XIX и начала XX вв., отчеты о конвентах, отрывки из тематической энциклопедии фантастически… Радует глаз общий веселый стиль материалов — право же, о фантастике действительно надо писать либо весело, либо вообще не писать. Самым заметным материалом в номере стала статья Алексея Жевлакова «Основание» и Россия, в которой сравниваются ситуации после развала СССР и развала Галактической Империи у Азимова, вплоть до персонификации лидеров новых суверенных государств с азимовскими лордами и регентами, и даже находятся аналогии с Чернобыльской АЭС! Как верно подметил А.Жевлаков, «конец всех великих империй примерно одинаков». Действительно, закон исторического развития в том и заключается, что всё везде всегда идет [и, в пику Фукуяме, продолжает идти] по давно заведенному пути. [Так и представляешь себе огромный жестяной заводной ключик, раз за разом накручивающий пружину той человеческой драмы, которая по иронии судьбы зовется историей]. Любители поупражняться в аналогиях могут сравнить последовательность правителей из выдуманной "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина с реальными советскими генсеками. Оч-чень любопытные, доложу я вам, совпадения, перерастающие в непризнанную, но железобетонную закономерность.

Хоть тираж у ЛАВКИ ФАНТАСТИКИ небольшой, но все ж таки печатается в типографии, продается и в Перми, и в Москве. Кустарно-любительские издания таких массовых тиражей не имеют — тиражи фэн-прессы упали до уровня, на котором можно оперировать типографскими терминами "оригинал-макет", "гранки" или даже "оттиск". Размножить журнал стало труднее, чем подготовить очередной выпуск.
Отсюда возрождение проспектов еще не выпущенных номеров. Например, Андрей Попов из Краснодара, в 1998 году сделавший самый толстый и разухабистый авторский фэнзин, прислал рекламку следующего выпуска «НФ парня», посвященного Киру Булычеву. Все желающие могут присылать рецензии, обзоры, статьи, заметки и библиографии, в которых освещается творчество Кира Булычева, а так же принимаются пародии на книги фантаста. Адрес «НФ парня»: 350029, Краснодар, 40 лет Победы, 93-34, Андрею Попову.

А вот и новые любительские издания на нашем столе:

ГОЛОС
А5, 8 стр, лазерный принтер, тираж не менее 150 экз. — по количеству членов клуба.
Очередной печатный орган неформального клуба любителей творчества В.П.Крапивина. Раньше выходили газета «Командор», выходит альманах «Та сторона».
Тема первого номера газеты — одиночество как таковое, одиночество в толпе, одиночестве среди единомышленников, одиночество в собственном соку и — sic! — одиночество как «праздник индивидуальности».Это издание — полностью рассредоточенное: три адреса, корреспонденты по всей России, распечатывают еще где-то… Вот некоторые явки и пароли:
630005, Новосибирск, ул.Гоголя 21а, кв.2. Олег Логачев (duric@online. nsk.su)

344090, Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 28/1, кв.166. Юлия Налбандян. (Nalb@ math.rsu.ru)

450000, Уфа, а/я 1375. Гилязов Олег. (winner@ufanet.ru)
 

РЕДКАЯ ПТИЦА
или интернет-журнал RARA AVIS. Ширятся ряды отважных орнитологов Фэндома, «Страж-птица», несколько пародий на «Страж-Птицу», детский, кажется, «Говорун»,  «Черный Баклан», «Седьмой Дракон» — или драконы это к гадам? Короче, скоро скворечник придется расширять…
Вышло уже не менее одиннадцати номеров, опубликовано несколько романов, повестей, множество рассказов воронежских и других фантастов. В последнем номере любопытная повесть В.Щепетнева" В ожидании Красной Армии". Иногда печатают критику и рецензии.
Адрес: www.vrn.ru/press/raraavis.

Из Белгорода прислали любопытную самиздатовскую работу: эссе Валерия Мороза "Путь Одиссея". Структурное сходство "Одиссеи" Гомера и произведений современных писателей в жанре "фантастических путешествий"» представляет собой трактат на ста восьми страницах с иллюстрациями и картами, составленный как из ксерокопий статей автора, печатавшихся в фэнзине ДВЕРЬ В ЛЕТО, так и из новых, дополнительных материалов. Книга (А4, 108 стр, лазерный принтер и рукопись, ксерокс, тираж не указан) украшена огромным количеством иллюстраций из "Одиссеи" и книг по истории Греции. В.Мороз показывает на примерах, что со времен Гомера в фантастике о путешествиях мало что изменилось: корабли стали побыстрее, маршруты немного изменились и пролегают к звездам, а окружающее пространство Вселенной как казалось древним грекам необъятным, так и в век космических полетов оно нисколько не уменьшилось.


 Главная страница    Новости    Все СЕМЕЧКИ    Семечки № 7, часть 1   ч.2   ч.3   ч.4   ч.5    ч.6    ч.7  
часть 2

Hosted by uCoz