Ю.С.Торовков. Как издать фэнзин
0. Преамбула

С чего начинается издание фэнзина? А кто его знает. Наверное, почти в каждом КЛФ существовал или са-модельный журнал фантастики, или стенгазета, где члены клуба могли поместить свой первый фантастический рассказ, карикатуру или еще что-нибудь вычурное или непритязательное. Откровеннее всех о своих мотивах издания за свой счет журнальчика рассказал Валерий Окулов из Иванова: «Я посылаю туда — меня не печатают, я посылаю сюда — меня не печатают, а вот я возьму и САМ напечатаю!» [Фантакрим-MEGA № 5’91]. Многие, оч-ч-ч-чень многие так именно и поступают до сих пор.

Советы

Если же вы решили издать фэнзин, то следует руководствоваться пятью правилами издательского успеха:

1.Вы должны собирать материалы для фэнзина
2.Вы должны составить макет издания
3.Вы должны воздержаться от переделки макета, кроме случаев грубейших ляпов
4.Вы должны отпечатать максимальное количество экземпляров фэнзина.
5.Как только журнал распространён, вы должны начать делать следующий номер.
 

1.Вы должны собирать материалы для фэнзина
Без статеек и рассказиков, повестушек и новостных обзоров, стихотворений и картинок с фотографиями, вряд ли стоит начинать что-либо издавать. При необходимости придется писать самому, чтобы заполнить зияющие лакуны в журнале. Можно поступить так, как делал великий Джон У. Кемпбелл во времена "золотой эры американской фантастики": один автор пишет под разными псевдонимами, что создает иллюзию большого числа профессионалов и любителей.
 

2.Вы должны составить макет издания
Пожалуй, самое простое в любительском издании. Макет можно сварганить на пишущей машинке, дополняя кое-где рукописным текстом или вклеивая, как аппликации, рисунки. Имея одну мастер-копию приемлемого качества, можно смело искать ксерокс, ризограф или другие аппараты для тиражирования. Кроме того, можно уже начинать ныть и бахвалиться: «Вот, есть у меня фэнзин, но проблемы с тиражированием замучили…». Чис-ло сочувствующих при этом будет равняться кругу ваших ближайших друзей.

3.Вы должны воздержаться от переделки макета, кроме случаев грубейших ляпов
Фэну-издателю трудно поверить, что первый вариант макета читабелен и будет воспринят публикой. Дотош-ный фэн будет без устали править журнал, шлифовать оформление и может быть что-то улучшит в конце кон-цов, исправит в какой-то биографической заметке дату написания незначительного рассказа маститого автора, вставит пропущенные буквы в двух словах, но к тому времени ваши новости устареют, рассказы выйдут массо-вым тиражом в нормальных книжках, а шутки станут непонятными. Как говорил Хайнлайн, никто не пережари-вает яичницу, чтобы она получилась получше. Вся практика переделки основана на предположении, что вы се-годня умнее, чем вчера. В конце концов не бывает даже безошибочных энциклопедий. Над вашим рабочим сто-лом должна висеть яркая, бросающаяся в глаза надпись аршинными буквами: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!». На самом деле всё надо делать сразу правильно. Например, Андрей Попов из Краснодара выпускал своего «НФ-парня» около полугода, в результате чего рецензии сильно устарели, а календарь памятных дат стал попросту ненужным. И таких примеров не счесть. Внутренний тормоз, волюнтаризм и диктатура в одной от-дельной голове, если хотите, — залог мало-мальской оперативности.
 

4.Вы должны отпечатать максимальное количество экземпляров фэнзина.
Без промоушена никто и не узнает в фэндоме о существовании вашего журнальчика. Стоит посылать хотя бы по экземпляру в «Книжное Обозрение», «Курьер SF», библиографам фантастики, куда-нибудь ещё, и, конеч-но же, фэнзинёрам в другие города. Кто-нибудь да напишет про ваше детище. Или упомянет в обзоре новинок. Или, на худой конец, пожурит в своей новой книжке.
 

5.Как только журнал распространён, вы должны начать делать следующий номер.
Или даже раньше — сразу после завершения макета предыдущего номера. Как писал Николай Горнов, фэн-зинёр с многолетним стажем, «Очень трудно оценить работу редакции лишь по одной фразе, вырванной из кон-текста. Любое периодическое издание живет в движении. И любительский журнал не исключение». Так что ше-велитесь — на пятки уже наступают другие фэнзины.

*       *      *
Маленький экскурс в историю

Липецкий КЛФ стихийно тусовался при книжной толпе, регулярно собиравшейся по воскресеньям под уютной раковиной летней эстрады в тихом уголке неработающего зелёного парка, в районе нашего вонючего металлургического гиганта НЛМК-STINOL. Впрочем, воняло не столько от комбината, сколько со стороны спиртзавода, но органический запах бьет по мозгам противнее химикатов… Видимо, от этиловых паров, или от сильных заморозков, случившихся зимой 1989-90, появился рукописный и аппликационный фэнзин с претензионным названием «Мир фантастики». Как бы сейчас сказали, материальным носителем этого фэнзина был журнал «Юность» с началом романа Братьев Стругацких «Отягощенные злом», в который поверх текста наклеивали свои материалы: библиографии переводов иностранных авторов и публикаций отечественных фантастов, календарь НФ-дат, микрорецензии на новые книги и журнальные публикации. Кроме того, вырезали из газет и журналов всё мало-мальски имеющее отношение к нф, и клеили, клеили на свободные места. В промежутки засандаливались фантастические репродукции из «Техники-Молодежи», «Огонька», «Уральского Следопыта». Журнал долгое время бродил между фэнами, каждый из которых то дописывал библиографии, то снабжал нас отзывами о книжных новинках.
Вскоре зацвёл всеми цветами рынок, сначала стихийный, а потом и более дикий, торговать книгами вдруг стало можно и частникам, и торговцы порасторопнее нашли места побойчее, нежели индустриальная окраина города. Тусовка рассыпалась — незачем было переться чёрт знает куда, когда в центре города предлагали те же самые книги, да еще и всю неделю без выходных. Окончательно добил тусовку случайный пожар на никому не нужной летней эстраде. В такой критической для липецкого фэндома ситуёвине Игорь Паршин со товарищи взялся за создание КЛФ при областной юношеской библиотеке, где им посулили и видеомагнитофон в свобод-ное распоряжение, и машинистку, и даже ксерокс. Ума не приложу, зачем им машинистка, но как-то они её ис-пользовали, это точно. Ксерокс в ту зиму 1991-92 погоняли на славу: переснимали для клубного использования редкие фэнзины, а для библиотеки — самопальные переводы популярных авторов, которые покупали на мос-ковском рынке в «Динамо». Тогда же появился второй липецкий фэнзин с малопонятным названием «Асайф». В единственном сорокастраничном номере были помещены маловнятный Устав и бюрократизированная Анкета КЛФ, интервью с В.Пелевиным и большой комикс Андрея Носова по «Пикнику на обочине» Стругацких. 



0. Преамбула
 1. Какие бывают журналы?
 2. Что нужно для издания?  
 3. Что и как печатать? 
 4. Как распространять?  
 5. Как закрыть журнал?  
  Источники 
 Список названий 
 Об авторе 
 
 На первую страницу
Hosted by uCoz