Ю.С.Торовков. Как издать фэнзин
1. Какие бывают журналы?
Существуют разные по содержанию и ориентации самиздатовские издания. Мы не будем в данной брошюре касаться интереснейшей темы диссидентских политических газет типа «Хроника Текущих Событий» (1974-77) или литературного альманаха «МетрОполь» (1979) — обо всем этом многажды и заведомо большим тиражом поведано широкой публике. Наша цель — наметить штрихи другого параллельного, неподцензурного самиздата. Итак, журналы бывают

а) Фантастические

Издания нф мы совершенно неожиданно разделили на три класса: фэнзины, прозины и пульпзины. Фэнзи-ны — это самопальные малотиражные издания "наколенной полиграфии", имеющие незначительный ареал рас-пространения среди одержимых фэнов; прозин — коммерческий регулярный журнал, выпускаемый солидным тиражом (в настоящее время — более одной тысячи экз) и имеющий индекс в каталоге Роспечати; пульпзины — журналы, выпущенные с коммерческой целью несколько раз непонятно где и неизвестно на чьи деньги. Пульп-зинов во времена расцвета кооперативов было тьма: к ним относятся 512, Сфинкс, Одиссей, МиФ, Миры, Кентавр, Измерения, Четвертое измерение, Фантастика для всех, Fantastic-Pop-Market, Z.E.T, Апейрон, Сталкер, Икар, Мир и Фантастика, Молодежь и фантастика, Мечта и SOS. Так сказать, трамвайно-троллейбусное чтение; кое-где и сейчас возобновляются попытки начать новый журнал. Но речь не об них. Собственно фэнзины четко делятся на несколько категорий: издания нф-направленности и фэнтэзи-ориентированные.
Но прежде чем переходить от многотысячных коммерческих журналов к полупрофессиональным фэнзи-нам, вспомним некоторые рукописные творения, выпускавшиеся с помощью самых что ни на есть подручных материалов — ручка, бумага, копирка.

рукописные журналы
«В пыли звезд» выпускали московские школьники КЛФ «Мистериум» в 1984 году, всего-то два экземпляра, зато с рисунками, и вышло четыре номера.

литературно-публицистические:
«Измерение Ф», издавался с 1988, а с 1990 — как «Сизиф». Ленинградский литературно-художественный журнал при КЛФ «Миф-ХХ». Печатали повести, рассказы, стихи отечественных и иностранных авторов, статьи, интервью с авторами. Фэнзин украшен иллюстрациями и фотографиями.
«Говорун» (70 стр А5, машинка, ксерокс) Выпущен в Актюбинске в 1991 году КЛФ «Лалангамена». Печата-ли стихи и прозу местных авторов.
«Арканар» (142 стр А5, ксерокс, иллюстрации, тир. 250 экз, 8,5 руб. 1991 г.) Ред. Андрей Голова. Произве-дения питерских фантастов, + обсуждение одной из повестей на семинаре Б.Н.Стругацкого, многое другое.
«Лаборатория ЛЭФ» посвящена эротике в фантастике, и выходила в Хабаровске под ред. В.Рябунского.
«Mad Lab» занимался хоррором, (г.Николаев, Владимир Шелухин). В 1990 вышел один номер из 118 стр, с переводами рассказов в жанре ужасов.
«Де фэно: дайджест фантастики и детектива» КЛФ «След» из Обнинска (160 стр А5). В номере рассказы и повести, материалы по АБС и польской нф, рисунки. В.Кутилов сверстал номер в 1991, а размножил десяток экземпляров в 93-м.

«АКМ» angels крэйзи magazine. Издавали в 1993-94 гг. в Луганске на базе КЛФ «Синдром ОХО» при биб-лиотеке Андрей Тимофеев и Роман Еримеенко. (4-10 стр А5, принтер, ксерокс). Журнальчик проповедовал но-вое литературное направление «киллер-панк», и задолго до появления отечественной масс-фантастики типа Ты-рина, Фрая, Басова, Каминской или Полунина печатали произведения покруче современных писак. Любопыт-ный штрих: ребята раздобыли где-то треугольную печать поликлиники, и штамповали все номера своего дети-ща, то ли заявляя о своей ненормальности, то ли предупреждая читателей о заразности. Жаль, что в типографи-ях отсутствует этот пользительный штампик…
«Дверь в лето» Журнал, вырос из стенгазеты Белгородского КЛФ. (12-24 стр А4, струйный принтер). Изда-ется Владимиром Рахманиным с января 97 (№ 8), сейчас уже есть 17 номер. Печатают прозу и критику.

информсводки:
должны быть сверхопертивными, компактными и легко всовываться в конверт. Что интересно, закрыв один ньюслеттер, тут же, на другом конце страны другие фэны начинали выпускать свой бюллетень новостей фэндома.
Интересно, что на заре перестройки многих фэнов интересовали результаты голосований по всевозможным западным премиям. Сами списки номинантов заморской Хьюги или Небьюлы были в те годы сравнимы с фантастикой. Ну какая от них польза, скажите вы мне? Да среди финалистов порой даже ни одного знакомого автора не было! Тем не менее читали, надеялись, что и в СССР когда-нибудь издадут «Нейромант» и «Гиперион».

«Информационный бюллетень ГЕЛИОС» выходил с 1985 года (исполненная типографским способом бро-шюра от 10 до 30 стр). Издание осуществлял киевский информ-центр «Баюн» (Юрий Ковалёв, А.Коротаев, Ираклий Вахтангишвили), а когда в начале 1991 подключилась московская фирма «Стожары», ГЕЛИОС пре-кратил свое существование. [Через пять лет так же загнулся журнал «Двести»]. Бюллетень ГЕЛИОС содержал список всех изданных нф-книг, фантастика в периодике (как в центральной, так и местной прессе), указатель нф-критики и др. материалов в книгах, журналах и газетах, анонсы издательств, новости КЛФ и фэн-прессы, разное.
«Киборг в законе» пермский информационный фэнзин, издавал в 1988-91 В.Запольских. В 1997 году в Киеве издание продолжил Борис Сидюк.
«Оверсан-информ» (А6, 8 стр,) Информационно-рекламный бюллетень агентства «Оверсан» выходил с марта 1989 примерно раз в месяц, до октября 91 года (№ 31). Небольшие (до 40 слов) объявления и новости публико-вались бесплатно, печатались адреса Книга-Почтой, списки лауреатов отечественных и иностранных премий, обзоры фэнзинов.
«Экспресс-информ» информагентства «Гелиос» КЛФ «Древо желаний» издавал Михаил Абрамян с апреля 1990 года в Тбилиси (Грузия), а с 1993 года — в Иваново-Франковске (Украина). (1-2 стр А4, машинопись, ксе-рокс, 150-200 экз). Реклама, информация.
«Внутренняя информационная сводка КЛФ МГУ» издается с 1990 года Редактор — Г.Hеверов. Тираж был от 50 до 200 экз, сейчас — всего лишь один экз, а всем желающим рассылаются по эл. почте файловые версии (от 4 до 124 kb) [E-mail: greg@ulu.msk.ru]. Почтовый адрес: 121552 Москва, Г-552, а/я 24.
«Коммуникатор» рекламно-информационный бюллетень, зимой-весной 1993 года выпускали Е.Харитонов, С.Некрасов и А.Щербак. (Формат А5-А4, 2-4 стр, машинопись, ксерокс, 50 экз). Реклама, объявления, книжные и видео- новости. Выходил очень часто, два-три номера в месяц, но, кажется, на девятом номере заглохли.
«ФАН (-) ЭРА» информ-приложение к журналу «Икар» (4 стр А4, 200 экз отпечатаны в типографии). Един-ственный номер за 1993 год подготовили В.Сизов, В.Гончаров. К сожалению, со своей основной задачей — оперативное информирование фэндома о событиях — издание не справилось по причине вялой, черепашьей скорости, посему и было закрыто.
«Курьер SF» с 1994 года Сергей Бережной продолжил издание информ-листка. Сменилось название и на-правленность: больше стало уделяться внимания книжным новинкам и анонсам, за неимением фэнзинов практически исчезла информация о них. Сейчас «Курьер» перешёл в Интернет.

издания тематические
«АБС-панорама» издание группы «Людены». Толстый журнал с материалами по творчеству АБС. Издавал в Саратове Вадим Казаков. Всего вышло три номера.
«Понедельник» (цветной принтер, 2-4 стр А4) внутренний, рабочий ньюслеттер группы «Людены». Новости стругацковедения, вопросы творчества АБС, текстология и фактология, размышления и комментарии. (Абакан, Владимир Борисов). Выходит с июня 1990, до настоящего времени вышло не менее сотни номеров. Распро-страняется только среди членов межрегиональной фэн-группы «Людены», поэтому имеет небольшой тираж.
«В субботу!» литературное приложение к «Понедельнику», вышло вроде бы одно-единственное, за номером 1 от 1991 г. (36 стр А6, лазерный принтер, тираж маленький)
«Грок: Хайнлайн панорама» (А5, 36 стр, 16 экз) один номер выпустил в 1993 году Евгений Харитонов. В том же году он сделал и небольшой выпуск ньюслеттера
«Хайнлайн-панорама» (2 стр А4, ксерокс, тираж небольшой), содержащий дополнения к библиографии Р.Хайнлайна, афоризмы Мастера. В 1993 году выпустил Е.Харитонов.
Бюллетень клуба «Алиса Селезнева» (матричный принтер, 1-2 стр А4) издавал в подмосковном г.Жуковский Сергей Елисеев в 1992-93г. Выпущено десятка два номеров.
«Та сторона» нерегулярный альманах клуба любителей творчества В.П.Крапивина «Лоцман». Начали изда-вать его осенью 1993 в Новосибирске Юрий Никитин и Равель Ахметшин, и поначалу представлял собою газету из нескольких листков А4; с лета 1994 года (номер 5-6) журнал перешёл на более сложный способ вёрстки, уве-личил тираж, и стал выходить со значительными задержками. В ответ на его нерасторопность появилась газета
«Командор». Издавалась с октября 1995 года Еленой Овчинниковой (матричный принтер, 2-6 стр А4, 100 экз). Газета, к сожалению, тоже не превратилась в центр общения любителей творчества Крапивина, и многие номера заняли всевозможные стихи и текстовки бардовских песен. Например, из номера в номер для кого-то публиковали песни Высоцкого. До лета 1996 года вышло не менее десяти номеров, дальше следить за изданием не было больше желания.
Омский КЛФ «Алькор» издавал любопытный ежегодник «Справка об итогах анкетирования по выявлению лучших фантастических произведений года», по результатам заочного опроса КЛФ на соискание премии «Великое Кольцо». Издание содержало не просто подробный список номинантов премии с результатами анкетирования, но и статистические сведения об участниках анкетирования, адреса КЛФ, рассуждения о текущем положении в книгоиздании. (десяток страниц А5, ксерокс, тираж несколько сотен)

журналы критические
«Фэнзор» любительский журнал по вопросам фантастики и фэндома. от 40 до 100 стр, в основном критика и статьи, но выборочно печатали и рассказы. Ред. Сергей Бережной. 6 руб номер, выходил в 1990-91 гг, выпущено три с половиной номера.
«Оверсан» критико-публицистический журнал одноименного агентства, издавался в 1988-89(91) г. 60-130 стр А5, ксерокс. (Андрей Чертков)
«Интеркомъ» (96 стр А5, лазерный принтер, ксерокс, тираж 300 экз, 20 руб за первый и второй номера 1991 г., № 3 и 4 вышли уже на профессиональной базе) обзоры всех журналов, книг, репортажи с конвенций, летопись новинок, зарубежные новости и публицистические материалы. Ред. Андрей Чертков.
«Двести» капитальный фэнзин по вопросам отечественной фантастики издавали в Питере Андрей Николаев и Сергей Бережной с августа 1994 до апреля 1996. (60-96 стр А5, тир. 200-500 экз). С третьего номера журнал заимел спонсора — фирму «Стожары», и, как это уже было с «Информбюллетенем ГЕЛИОС» в 1990-м, тоже закрылся. Через пару лет питерские фэны Василий Владимирский и Владислав Гончаров решили возобновить издание этого замечательного во всех отношениях журнала, однако назвали свой проект
«Анизотропное шоссе». (35-55 стр А5, лазерник, ксерокс). За неполный 1998 год издано уже четыре номера, причем благодаря поддержке изд-ва «Terra Fantasticа» тираж его составляет не менее нескольких десятков эк-земпляров.
Специально для «Волгакона» 1991 года Борис Завгородний издал тиражом по 500 экз офсетным способом несколько фэнзинов:
«Fank» сборник статей о советской нф на английском языке
«Фанк» перепечатки из американской прессы
«Киборг в законе» солянка из трёх пермских журналов того же названия (под ред. В.Запольского): рецензии, обзоры, репортажи со свердловских «Аэлит».
«Громазека» фэнзин детской направленности выпускал В.Борисов в Абакане в 1990-м году, вышло два или три номера.
Под таким же названием — ГРОМАЗЕКА — Петербургский Дворец Творчества Юных и Клуб ДЕРЗАНИЕ выпускали журнал детской фантастики, под ред. Святослава Логинова. Первый номер датирован 1993 г. Два десятка страниц рассказов юных авторов, с детскими же иллюстрацими. Не понимаю, то ли это продолжение проекта Борисова, то ли у нас в детской фантастике нет более миловидных персонажей.

«Фэнзинолог» в 1993 г выпустили два номера Е.Харитонов и А.Диденко. Ньюслеттер посвящен вопросам фэнпрессы.
«Гном-информ» рекламно-информационный фэнзин издательства «Гном» (Москва), первый номер датирован февралем 95 года. (12 стр А5, лазерный принтер). Номер про В.Д.Михайлова, книжку которого изд-во «Гном» напечатало тиражом 99 экз. Издатель Юрий Метлов.
 

стебовые издания
«Страж-Птица» Старейший из существующих до сих пор бумажных фэнзинов. Издается с июля 1989 года — сначала в Омске, потом в Николаеве, теперь снова вернулась в Омск; главный редактор — Николай Горнов, ответственный секретарь — Александр Диденко. (От 5 до 12 стр А5, машинопись, теперь — лазерный принтер). Юмористический фэнзин о жизни фэнов, фэнзинов, фэндома и фантастики. Некоторые называют «Страж-птицу» жёлтой прессой. Популярность фэнзина настолько велика, что разными фэнами даже издавались фальшивые выпуски (все — почему-то под номером «25»). Вышло не менее 43 номеров.
«Оберхам» (40 стр А6, компьютерный набор, ксерокс) ред. А.Николаев и С.Бережной. Юмористический фэнзин
«Фэндурдом» (4 стр А4, принтер, ксерокс) печатный орган Общества Защиты Маразма. Любительская лите-ратура определенного уклона. Вышло то ли один, то ли два номера. Ред. Вл.Шевчук.
 «ИНТЕРFUCKЪ» (36 стр А5, ксерокс) пародия на Интеркомъ, издана в Москве.
 «Никогда» — фэнзин альтернативной истории фэндома, единственный номер издавался в Керчи-Николаеве Андреем Цеменко при соучастии Андрея Николаева и Александра Диденко с 1990 до 1993 года. (61 стр А5). В номере: рассказ А.Бестера, написанный в 1990 году, интервью с Б.Завгородним, и др.
 «ФэнГильДон» (2-4 стр А4, принтер, с 1991г.) Юмористическая газета Алексея Сиридова. Новости книгоиз-дания и конвенты, критические статьи. Спонсировалась Международным Центром Фантастики, благодаря кото-рому тираж поднялся до тысячи экз.
«Сделай сам!» проект А.Диденко, представлял собой несколько листков чистой бумаги вкупе с инструкция-ми, как и чем их заполнить.

несостоявшиеся проекты:
Фэнзин Ad Aspera, ad Astra, или сокращенно ФАА (в переводе с латыни на русский это значит «Через тер-нии — к звездам!», а на белорусском звучит как «Праз цернii да зорак». Город Николаев, Сергей Стульник.
«Необъятный двор» в 1991 хотели издать фэны Магнитогорска, тиражированием должен был заниматься Анатолий Стегалин по прозванию «Комнатный Слоник» (Самара).
«Сезон дождей» газету с таким названием хотел делать на ксероксе Евгений Кульков из Владивостока.
И многие, многие другие проекты!
 
 

Фэнтезийные

«Молодёжь, которая приходит в толкиенизм (в основном), ещё недостаточно умна и опытна, чтобы понять: всё на свете тлен и суета, и не нужны они никому, эти наши листочки, глупости всё, то ли дело "Сникерсы" продавать — весьма полезно для здоровья»
А.Свиридов [ФГД 1’95].
 

Справедливости ради надо признать, что слова сии относятся не только к одним толкиенистам, издающим свою «малую прессу». Толкиенистские фэнзины появились значительно позже фантастических, да это и понят-но: фэнтэзи проникло в массы только после перестройки, и, как мне видится, желтую серию питерского изда-тельства «Северо-Запад» (начатою в 1991 книгой «Хроники Корума» М.Муркока в синей обложке) можно счи-тать началом экспансии жанра в фэндом. Однако книги Толкиена были широко известны и в доперестроечные годы застоя, о чем свидетельствуют некоторые издания.

«Плеяды» дайджест хоббитов и неформалов г.Сывтывкара, первый нумер датирован январем 1990. История хоббитов Сывтывкара, занятные пословицы и поговорки, всякая всячина.
«Московский хоббит» (2 стр А4, лазерник) анонимная группа толкиенистов публиковала материалы по твор-честву Толкиена. Вышел вроде бы один номер в 1990.
«Tolkien News» листок с информацией о любителях творчества Толкиена, адреса. Издавал тогда же В.Борисов (Абакан)

Потом, естественно, число толкиенистов росло прямо пропорционально росту тиражей фэнтэзи, и появилась масса изданий.
«Третья тема» (6 стр А4, ксерокс) Издавалась в 1992-93 гг. во Владивостоке Марией Завадской. Основы эльфийской грамматики, новости, стихи. Вышло не менее шести номеров.
«Прямая дорога» (Malle Tera) (Владивосток - Комсомольск-на-Амуре) Основным содержанием газеты был выдержки из малоизвестных произведений профессора, причём номера делались тематическими: № 1 — Вала-ар, № 2 — Эльфы, далее — Гномы, Чудовища… Газета набиралась на «Ямахе» и украшалась рисунками. (4 стр А4, ксерокс)
«Пионер Средиземья» — газета клуба «Мэллон» из Владивостока
«Брендидуимский Мост», газета хабаровских толкиенистов. В 1992-93 несколько номеров выпустил П.Белых.
«Казад-дом» гномская патриотическая газета, довольно обширная и читабельная, выходила в Казани с апре-ля 1992 года.
«Бомбадил» екатеринбургская газета КЛФ «Радиант» под ред. И.Халымбаджи. Переводы из Толкиена, заметки про игры ролевиков. С ноября 1992 вышло примерно четыре номера.
«Аш назг» — газета темных сил Средиземья (Владивосток)
«Искра Феанора» Печатный орган подпольного обкома партии Возвращения Короля 1'1993. Две странички каких-то внутриклубных разборок.
«Цивилизация» Жуpнал pолевых игp 192 школы #1 ("Десант в Сpедиземье"). В 1994 вышел один номер на сорока страницах. Сочинения читателей, отчеты о ролевых играх
«PAL 1» номер вышел в декабре 1994. Стихи, песни, репортаж с Хоббитских игр. Издавали Андрей Ленский и Сергей Яковлев.
«Танелорн» ростовский фэнтези-фэнзин, с февраля по июль 1995 года вышло шесть номеров. Интервью с писателями, мнения читателей о книгах, отчеты о ролевых играх, библиографии.
«Харконенский Беобахтер»(ь?) стебовая газетенка
«Седьмой дракон» выпускали Владислав Гончаров, Макс Качелкин, Лев Лобарев. Первый номер от марта 1995 года содержит стихи, рассказы, новости фэндома и полемические статьи.
«Гиль-Эстель» газета одноименного киевского клуба любителей творчества JRRT. С января по лето 96 года вышло четыре номера. Печатали стихи, прозу и размышления читателей.
«Черный свет» Распространяется по BBS, сетям. Вышло не менее двух десятков номеров. Содержит шутки и феньки на темы фэнтези, иногда печатают интересные размышления о жизни и текущем моменте.
«Черный Баклан» концептуальное повторение «Страж-Птицы», издававшееся В.Гончаровым в Екатеринбур-ге. До апреля 1995 вышло как минимум восемь номеров. Сплетни, слухи и анекдоты ролевушной тусовки.
«Q» (Я!) фэнзин Сергея Яковлева. Издание выполнено на кусочке бумаги меньше почтового конверта (4х6см), поэтому содержание первого номера мы позволим себе привести полностью:
«Неожиданно я понял,
что мне есть
чего сказать миру.
Вот я и говорю!»
Всего вышло пять номеров, примерно такого же объема.

б) Музыкальные

«ПНЧУ», г.Ростов-на-Дону, 3 номера
«333»,
«Рокси», не менее 14 выпусков,  Питер, с 1983 и далее
«РИО» середина 80-х, Питер, 20 номеров
«Ура бум-бум!» г.Ростов-на-Дону сер. 80-х
«Контркультура» Омск, 1990-91
Что характерно для музыкального самиздата — обилие статей, подписанных явными псевдонимами.

«СИНЕ ФАНТОМ» - ленинградский машинописный журнал под ред. И.Алейникова, в котором режиссёры нового параллельного кино публиковали интервью, критику, и пр. Впервые в стране занялись изучением бытового видео. С 1987 года вышла дюжина номеров.
 

в)  иные вербальные формы самовыражения

Существует ещё тусовка псевдофантастов — в Новосибирской и Кемеровской областях. Распространяют свои сочинения в рукописном виде, а переписку ведут на… аудиокассетах. Не подумайте, что они с жиру бесятся, просто такая вот у них концепция: голос человеческий лучше воспринимается, нежели буквы.

Была в 1991-94 гг межрегиональная тусовка записочников — на купонах газет бесплатных объявлений люди писали под псевдонимами какие-то микросочинения, стихи, препирательства между собой. И их печатали в газетах «Тумба» (Челябинск), «Ярмарка» (Екатеринбург), «Сорока» (СПб), «Доска Объявлений» (Новосибирск) [см. ТС № 13, с.58-59.]. Вот уж действительно: захотелось — и написал!

Малотиражные поэты с микро-сборничками, напоминающими книжки-минутки: 7х9 см, от 16 до 40 стр. Как правило, в аннотации к каждой такой книжке напечатано, что данное творение — первый сборник стихов авто-ра. Можно издать сотню разных таких книжек одного автора и везде писать: «первый сборник» — никто не докажет обратное. Зачастую авторы еще и умудряются сделать дарственную надпись на такой малютке. Питерское издательство «Четверг» занимается тиражированием таких книг по 100-200 экз. 


0. Преамбула
 1. Какие бывают журналы?
 2. Что нужно для издания?
 3. Что и как печатать?
 4. Как распространять?
 5. Как закрыть журнал?
  Источники
 Список названий
 Об авторе


 На главную страницу
 
Hosted by uCoz