« — У вас там есть один обозреватель, — хрипло сказал он на стрелке бледному банкиру, — который не обозреватель, а оборзеватель. И он оборзел так, что мне кто-то за это ответит.»
В.Пелевин
Обозревая книжные просторыНе прошло и месяца после выхода в свет очередного номера журнала, как в редакцию начали поступать тоненьким ручейком материалы от иногородних авторов, некоторые из которых вы и увидите в этом выпуске.
По справедливому замечанию Игоря Халымбаджи, переписка в фэндоме постепенно глохнет, виной тому то ли дороговизна конвертов, то ли массовый переход фэнов в FIDO и Интернет.
Как это водится, получили мы и несколько рассказов от начинающих писателей. Например, Игорь Мортис (Новосибирск). Прочитав первую страницу его рассказа «С линзой на голове», я чуть было не решил изменить принцип не печатать художественных произведений в этом журнале. Потом я разочаровался… Динамика, экшн, социальная заостренность произведения показывают, что появился интересный автор, ушедший в подражании киберпанку и конструировании своих текстов дальше, чем киллерпанки из луганского КЛФ «Синдром ОХО» (фэнзины «АКМ» [348006, Украина, Луганск, кв. Героев Сталинграда 9-49, Роману Еремеенко], «активная ОРГАНИКА» [www.sf-f.ru:8101/ao/]), в произведениях которых за мрачноватой формой не проглядывается и тени содержания (впрочем, Ромыч Еремеенко это и сам с гордостью провозглашает: «Никаких наносов из смысловых слоев, киллерпанки принципиально пошли как можно дальше и постарались убрать в своих рассказах даже единственный смысловой слой, какой мог нечаянно затесаться. Нафига смысл, когда и так столько интересного?»
Тем не менее желание «реанимировать, реабилитировать и революционизировать» жанр роднит молодое поколение пишущей братии, и кто знает, может быть и мы со временем издадим малотиражный сборничек литературных произведений?
Презентовали в библиотеку фэнзина и две мини-книжки (70х95 мм) стихотворений О.Романова (п/к Ташенка Рязанской обл.) и Е.Бригиневича (Кисловодск?) издательства «Четверг» (198215, СПб, а/я 151), последняя из которых украшена экслибрисами. Так что если кому нужны оригинальные экслибрисы — пишите 357700, Ставрополье, Кисловодск, а/я 74, Льву Семирьянову. Я же на этом умываю руки.(С.Соболев)
КнигиТрехтомник М.Успенского в серии «Русское fantasy» — лучший подарок всем любителям сатиры и юмора в уходящем году. На обложке одного из томов написано, что «Михаил Успенский — полный кавалер всех отечественных премий в области фантастики» (Б.Стругацкий). Следовательно, премии «Старт» и «Аэлита» присуждались испокон века за произв. др. жанров, так как эти награды не входят в актив Успеского. Омрачает радостные чувства лишь неумолимый закон Старджона, применимый, к сожалению, и к Михаилу Глебовичу. Расхваленное «Время Оно», как любое другое продолжение, бледнее первого романа. Нет-нет, я не говорю что роман плохой, одно только издевательское описание (с.148-149) псевдопарадокса эйнштейновских близнецов чего стоит, а сколько еще замечательных историй! — но как-то не получается общей связанной картины. Не обнаруживается изюминки и в лубочном детективе «Устав соколиной охоты» — разве что восторгаться по поводу добротной стилизацией под эпоху Алексея Михайловича Романова.
Наконец-то умерла серия «Виртуальный мир» — действительно, какой прок от «Дифференциального исчислителя» или «Моны Лизы»? Какой от них прок, кроме прибыли?
Космическую оперетку Андрея Дворника «Отруби по локоть» из серии «Звездный лабиринт» издательств АСТ и Terra Fantastica можно считать первым изданием, так как первая публикация (1994 год) имела тираж всего 1 тыс. экз.
Во времена ненасыщенного книжного рынка и десятитысячный тираж считался раритетным, сейчас же 10 тыс. экз. — обычное дело. Есть и еще меньше. Например, роман «Обездоленный» У.Ле Гуин, вышедший в рамках ее с/с, имеет тираж 8 тыс., а 20 том с/с Ф.Фармера — и вовсе скатился до минимальной рентабельной планки — 5 тыс. Впрочем, есть чему и порадоваться. Тома 15, 16 и 19 с/с Фармера содержат ранние его рассказы и повести, дающие наибольшее представление о возможностях шокирующего в фантастике. Все-таки поздний Фармер, зрелый Фармер, нивелировался с огромной массой нф-писателей, стал более осмотрителен в выборе тем и менее рискован в сравнениях и смачных эпитетах. В 1990-м Фармер в интервью журналу «Starlog» сказал, что «сделал все, что хотел сделать» (цит. по журналу Фантакрим-Мега № 5’91, с.96). Так что читайте раннего Фармера и наслаждайтесь.
«Полярис» планомерно вводит в оборот новые произведения классиков. Несомненным событием стал выход последней книги Урсулы Ле Гуин из ее Хейнского цикла — феминистского романа «Четыре пути к прощению».
Серия «Вертикаль» Борис Штерн «Эфиоп». Сборник шуточек и прибауток, французских пословиц и поговорок, срамных песенок и стишков. Ситуация вообще-то напоминает историю с Робертом Шекли, нудные и длиннющие романы которого распадаются на куски и не идут ни в какое сравнение с произведениями малой формы. Действие романа «Эфиоп» происходит в маленьком портовом городке Гуляй-граде, переросшем из махновского Гуляй-поля. В качестве элемента фантастического выступает допущение, что купидончики-амурчики существуют на самом деле. Вокруг этого факта и вертится наша земля.
*
В «Азбуке» обещают переиздать «Посмотри в глаза чудовищ» Лазарчука и Успенского.
Книга Владимира Покровского будет называться «Дожди на Ямайке» (Если № 12’97, с.267), или «Планета отложенной смерти» (АСТ, серия «Звездный лабиринт»). Кому верить?
*Фантастика в некоторых журналах
«Если» за 1997 год можно выделить следующие публикации: р-з Р.А.Лафферти «Главное открытие года» (№1), Вл.Гаков «Бунтарский век» (№1 - про «Новую волну» и поколение шестидесятых в англо-американской нф?), обзор нф-новинок Олега Доброва «Что мы увидели в пути» (№1) настолько традиционен и сер, настолько расплывчаты характеристики книг и издательств (в манере «и вашим, и нашим»), что не совсем понятно, для чего, собственно говоря, он был написан…
В номере девятом есть любопытная подборка из двух произведений на лингвистическую тему: «Удивительная ловушка для прилагательных» Джека Финнея и «Декрет об отмене глагола» Евгения Лукина. Вся беда заключается в том, что великолепный «Декрет…» помещен как «комментарий» к средненькому рассказику Финнея. Как писал некто В.Скурлатов в антологии «И грянул гром» (М., Мол. Гвардия, 1976), «лингвистическая» традиция стремится показать колоссальные возможности и силы, скрытые в языке, слове, знаке.
В двенадцатом номере интерес представляет, пожалуй, только статья Анджея Сапковского «Вареник, или Нет золота в Серых Горах», в которой автор живым языком рассуждает о перипетиях жанра фэнтэзи.
Подобно минскому журналу «Фантакрим-Мега», «Если» начал знакомить читателей с образцами фантастической живописи. Нарекания может вызывать только плохое полиграфическое качество репродукций в журнале «Если», за которым (качеством) вряд ли стоило ездить в Грецию. Любопытен вернисаж в 12 номере, посвященный Патрику Вудроффу, пересекающийся с выставкой этого художника в «Меге» № 2’95. По крайней мере, сопроводительный текст Вл.Гакова почти тот же, что и два года назад, и подборка иллюстраций называется точно так же («Хорошо, что коровы летают») но вот картинки-то уже совершенно другие. Например, наконец-то читатели смогут увидеть своими собственными глазами ту самую нежную картинку с летающими коровами, так пленившую Гакова, но по досадной оплошности отсутствовавшую в «Меге».
Тенденции в «Если»-97 наметились прогрессивные: увеличение раздела нф-критики (а не псевдокомментариев на окололитературные темы, вызванные неизвестными позывами) при общем увеличении объема журнала до 304-320 страниц не могут не радовать. Общее же впечатление остается прежним — и авторы вроде маститые, и произведения тоже из номинационных списков, ан чегой-то не хватает — ни за ум, ни за душу.
«Белый тезис» — новый интернет-журнал, затеянный Сергеем Бережным (www.sf-f.ru/white). Обложка второго номера, которую вы здесь видите, представляет собой примерную реконструкцию обложки оригинальной. Сам журнал прочитать пока не удалось. Не потому что я не совсем люблю fantasy, а по причинам куда менее прозаическим — все статьи и рассказы разбиты там на небольшие фрагменты, которые надобно поочередно загружать из сети, а средств и времени на это пока не хватает.
«Проксима» — ежемесячный критико-библио графический журнал, новое издание известного фэна, людена и библиографа Владимира Борисова (662616, Абакан-16, а/я 855, mordor@dialup. comlink. khkassia.ru или 2:5007/3.6). 40 страниц формата А5, тираж 120 экз., цена 10 тыс. руб. Первый и единственный номер, который удалось увидеть, датирован январем 1997 года, и содержит информацию о книжных и журнальных новинках, новости фэндома а так же большой Фант-Календарь на январь 1997 года. Подборка рецензий на новинки жанра интересна тем, что представлены отклики совершенно разных фэнов, общающихся в Сетях.
Большой блок — более 10 страниц — посвящен Г.Л.Олди: биография, библиография и статья самих Олди «Рухнувшая стена» (обзор фантастики 1995-96 гг.), в которой интерес для историков нф будет представлять очередность выхода в свет книжек российских фантастов.
И завершает «Проксиму» любопытная рубрика «Идеальный вакуум» — рецензия на выдуманную нф-книгу. Правда, в отличии от Ст. Лема, некто Вим Винтер не изобрел новой идеи в своей ложнорецензии, а только высмеял расхожие штампы жанра, но можно надеяться, что следующие опусы будут поинтереснее.
«Playboy» как минимум дважды представлял на своих страницах фантастику рассказами В.Пелевина. «Краткая история пэйнтбола в Москве» (№ 12’97) продолжает линию романтизации и идеализации лубочного образа так называемого «нового русского», а первый рассказ, в номере с «лицеистками» я так и не нашел. «Краткая история…» развивает пелевинскую тягу к духовому оружию. Помните трубку вождя из «Реконструктора»?
Журнал «Библиография» с № 5 начинает публикацию био-библиографического справочника Евгения Харитонова «Фантастоведение» и обещают полноценное исследование творчества В.Пелевина.
Книга — Почте!
"Джон Зиглер, врач из Цинциннатти, направил заказ на изданную правительством брошюру «Справочник по оказанию скорой помощи». При этом он аккуратно вывел официальный номер публикации — № 15700. Через две недели на его домашний адрес поступило 15700 экземпляров брошюры."
Лоуренс Дж. Питер, Принцип Питера
Заказав книгу по почте необходимо набраться терпением (срок исполнения заказа исчисляется месяцами), деньгами (стоимость всегда будет превышать каталожную) и всепрощением (при огромном числе клиентов иногда могут вкрасться досадные ошибки с адресами).
Книги по почте предлагает сейчас каждое второе издательство. АСТ, Терра и Азбука, Полярис, Локид…
АСТ предлагал крохотную брошюрку с перечнем книг, разбитых по сериям, причем цены были на 20-30% выше наших розничных. Теперь же книготорговое подразделение издательства АСТ хранит упорное молчание, переселившись в Интернет — www. ast. ru/ main_ ast. htm. Представленный там каталог ужасен как по качеству иллюстраций (jpg-файлы 95х150, меньше спичечного кробка!), так и по аннотациям книг. Но это эстетские придирки, на которые и обращать-то внимание не следует. Не следует также обращать внимание на пополнение каталога — пусть так и останется в нем последней новинкой книга, выпущенная летом 1996 года.
Локид игнорирует любые письма и никаких объяснений от них добиться невозможно.
Полярис предлагает поучаствовать в сомнительной затее под громким названием «книжный клуб «Палладиум», предварительно заплатив деньги, а книги дожидаясь потом, в течении полугода или несколько быстрее.
ЭКСМО рассылала небольшой цветной буклетик, с фотографиями книг всяческих своих серий.
Терра устроила громоздкую систему номерных почтовых карточек, присвоила каждому члену Книжного клуба номер, и обещает скидки в 10-15% от стоимости книги. Мудреная система заполнения мелких клеточек на почтовых карточек, в которых теперь надобно указывать день рождения и свой пол, может запутать кого угодно, и явно рассчитана только на подготовленных читателей. Впрочем, не-читателям книги-то и не нужны. Пройдя через выверты современных маркетологов, отсылаете заказ и… книга, судя по опыту, придет по почте эдак через 3-4 месяца, и только оч-чень терпеливый читатель сможет проходить мимо лотков, на которых лежит предмет его библиофильского вожделения. Зато каталоги Терры самые красочные и большие. Недостаток у Терры один — на открытки марки должен наклеивать сам покупатель, то есть вместо двухходовки «вырезал открытку — бросил ее в любой почтовый ящик», потенциальный покупатель должен переться на почту, протискиваться среди обозленных на всё и вся пенсионеров и просить у запарившейся почтальонки марок на 750 рубликов. Именно эта перспектива преодоления «последней мили» лишает книготорговцев значительной части покупателей.
Страсть как любят книгорассылочные фирмы навязывать покупателю подписки на всевозможные книжные серии. Вам обещается ежемесячная поставка всех новинок плюс система скидок. На деле же это оборачивается тем, что коммерчески успешные книги (Головачев, Перумов) вы будете получать только после насыщения ими розничного книжного рынка.
Единственная польза ото всех книготорговых каталогов — можно узнать, какие книги в скором времени появятся, и даже увидеть их обложки. Иногда попадаются интересные не-фантастические книги, которых в обычном окружении (магазин — рынок) тоже не густо…
К сожалению, специализация рынка не дошла еще до того, чтобы работать с каждым клиентом в отдельности, сообразуясь с его запросами — то есть поделить читателей на домохозяек, поглощающих любовные романы, и студентов, питающихся нф. Мне, например, несколько лет подряд присылали списки новых книг какой-то любовной серии издательства «Радуга», после того как я попросил выслать один экземпляр сборника Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы».
В завершении статьи хотелось бы поблагодарить издателей, беспрестанно рассылающих бесплатные красочные книжные каталоги, иначе данный обзорчик ни за что б не появился на свет.
Главная
страница СЕМЕЧЕК № 3, часть
1 № 3, часть 2
№ 3, часть 3 №
3, часть 4 № 3, часть 5
№ 3, часть 6