МанифестИгорь Мортис Современная российская фантастика: констатация факта .
«Главным критерием оценки общественной значимости любого произведения, разумеется, была и остается его идейная направленность»Л.И. Брежнев.На настоящий момент современная российская фантастика настолько погрязла в болоте коммерции, что вытянуть ее оттуда уже не имеется никакой возможности, что, конечно, само по себе очень печально. Похоже, авторам просто невыгодно писать хорошо, поскольку среднестатистический российский читатель воспринимает действительно хорошую литературу как нечто трудночитаемое, перегруженное и малоинтересное. «Гораздо более выгодно, — думает писатель, прежде чем браться за ручку/ садиться за компьютер/ машинку, — писать ту же славянскую фэнтези, и совершенно неважно, что мне самому это не очень нравится; главное — за подобный бред хорошо платят…». Изумительное отношение к искусству!
В силу своих внутренних фильтров и предубеждений я читаю крайне мало российской фантастики виду того, что она мне попросту неинтересна плюс не хочется терять время. Словом, я терпеть не могу штампов и клише, но именно они и переполняют сейчас рынок. Опять же, людям невыгодно писать по-другому. (Не)уважаемые «коллеги по перу», неужели вам самим не стыдно так опускаться?! Если раннего Ника Перумова еще можно было читать (по крайней мере, «Гибель Богов» довольно приличная фэнтези в классическом стиле), то поздние испражнения данного автора не вызывают ничего, кроме истерического смеха и желания захлопнуть книгу. Хотя, судя по многочисленным интервью, Перумов далеко не дурак. Как-то я попытался прочесть «Черную кровь», которую он написал в соавторстве с С.Логиновым, но дальше 80 страниц не пробился. Похоже, погоня за славой и деньгами уничтожила в обоих этих писателях все то хорошее, что присутствовало на ранней стадии их творчества, и теперь, когда их кораблики уверенно плывут по мэйнстриму, они наконец-то довольны и читать их больше не стоит.
Единственно, что более-менее увлекло меня из современной фантастики — это «Отражение Улле» Александра Маркова, хотя почему-то у него вдруг появились огромные проблемы со стилистикой, но, правда, Идея от этого не сильно пострадала. Такое впечатление, что после своего дебютного (?) «Апсу» Марков несколько лет усиленно употреблял галлюциногены, и это сильно отразилось на его новом романе. Но зачем писать таким детским языком?! Ну, еще и Дж.Коуля читать можно: некоторые рассказы у него очень даже неплохие, например, «Ангел» и «Орфей обернется». Даже его сериал «Атланты» написан вполне прилично, в то время как многие другие повести и рассказы делались явно наспех и в них очень много неточностей и несостыковок, как и у раннего Фармера. Но все же Коуль стоит на порядок выше, чем расплодившиеся в последнее время максы фраи, хотя, опять же, это сугубо развлекательная литература.
В связи со всемирной модой на киберпанк множество российских писателей тут же взялись писать именно киберпанк, тогда как до этого трудились на ниве ничем не примечательных фэнтези и НФ. Но писать киберпанк и быть киберпанком — это разные вещи. Справедливые опасения У.Гибсона, высказанные им в начале 90-ых, сбылись: уже и в России появилась масса второсортных писателей, использующих синтаксис и атрибутику стиля, но в глубине души остающихся все теми же коммерческими машинами для создания псевдолитературы, машинами, лишенными последних остатков совести и самоуважения. Хотя, «Лабиринт отражений» Лукьяненко написан на удивление достаточно прилично. Внешне стилизованный под киберпанк, на самом деле этот роман имеет с ним мало общего, хотя сам по себе он весьма неплох, что удивительно для такого посредственного автора. Но все же, несмотря на это, «Лабиринт отражений» — очень неплохая компьютерная фантастика последнего поколения, приятно выделяющаяся на общем фоне других книг Лукьяненко и прочих любимцев массового читателя, имитирующих киберпанк только ради нелепой моды на него.
Похоже, когда-то давным-давно произошла интеллектуальная авария, и российские фантасты, попавшие в колею клише и стереотипов, уже настолько свыклись с жизнью в этой колее, что считают ее единственным нормальным местом для своего существования. Мало кто сейчас пишет что-либо по-настоящему выдающееся; в основном все делается по трафарету. Сюжет многих книг можно предугадать с точностью до 100%. Но, черт возьми, пора наконец выбраться из этой колеи и взглянуть на настоящий мир с настоящими людьми и законами. Первыми это сделала группировка, называющая себя «псевдофантастами», сочетающая в своем творчестве элементы жесткой НФ, авангарда, сказки и высококачественного мэйнстрима. Движение зародилось несколько лет назад; клубы псевдофантастов есть и в Екатеринбурге, и в Нижнем Новгороде… Помимо оригинальной манеры изложения и вообще подхода к делу, их произведения носят ярко выраженную социально-политическую окраску, то есть, пишут псевдофантасты не ради коммерческой выгоды, а ради желания указать людям на ошибочность их взглядов и на узость их восприятия. Я очень рад, что есть молодые авторы, которых действительно волнует проблема взаимоотношений между людьми и которым не безразлично будущее человечества. Вот адрес одного из псевдофантастов, через него можно связаться и с остальными: 633610, Новосибирская обл., Сузунский р-н, р.п. Сузун, ул. Ленина, 45-11, Заикину Сергею. Думаю, совершенно очевидно, что псевдофантасты и луганские киллерпанки находятся по разные стороны баррикады, хотя ни те, ни другие, возможно, пока и не догадываются о существовании друг друга. Но тем не менее две постмодернистские группировки с разными идеологическими платформами в наличии имеются, и, как говорил Майкл Суэнвик, «имена названы», так что следует готовиться к сражению. Хотя, может, это и не нужно? Псевдофантасты все же пацифисты… тем более, начинающим писателям практически и негде показать себя, а вести битву без поля боя невозможно. Но всколыхнуть трясину фантастического болота в любом случае не мешало бы.