Главая страница    Новости  Семечки № 18:  содержание   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17




Кино и книга


Кальян Каломенский
Автокатастрофа


Джеймс Баллард «Автокатастрофа». Роман. Перевод Е.Мирошниченко. – Киев. Ника-Центр. Серия «700».

Дэвид Кронненберг «Автокатастрофа» 


Роман англичанина Джеймса Балларда «Автокатастрофа» когда-то был воспринят ни много, ни мало как сенсация. И сенсация это была со знаком минус. Читатели морщились и говорили хором презрительное «фи». Но так бывает часто. Так было с «Улиссом» Джойса, с «Голым завтраком» Берроуза, так стало и с «Автокатастрофой» Балларда. Интересно провести параллель: «Улисс» был олицетворением мерзости, пошлости и порнографии в 20-х годов, «Голый завтрак» – в 40-50-х, а «Автокатастрофа» – 70-х. Своеобразная трилогия получается. Преемственность налицо. Но нельзя и не заметить некоего прогресса, наметившегося в общественном сознании. Или, возможно, регресса, уж с какой стороны посмотреть. С одной стороны это исчезновение глупых предрассудков общественности, расширение ее понятий о дозволенном в искусстве в целом, да и в жизни в частности, своеобразная революция в умах, как психоделическая, так и сексуальная, а в результате культурная. С другой стороны это можно назвать инфляционными процессами в общественном сознании. То, что называется порнографией в 20-е годы, уже в 30-е вызывает лишь задорную улыбку. Женские купальники на протяжении столетия сокращались от практически комбинезона, закрывающего почти все тело, до двух тоненьких полосок ткани, верхняя из которых сейчас имеет тенденцию к полному исчезновению. С этим исчезновением приходит не только свобода и развязность, вседозволенность, с этим что-то и уходит, а именно – тайна, таинственность, романтика в конце концов. Возьмите «Науку любви» Овидия. В то время достаточно интимным казалось всего лишь лицезрение голой девичьей лодыжки, колени же вообще вводили в экстаз. В викторианской Англии даже такие «ужасы» приобрели еще более запретный характер. Сейчас совершенно молоденькие девушки носят юбки длиной в 15 сантиметров, и это воспринимается вполне обыденно. При экстраполяции этой тенденции мы увидим картину, которую живописует в своих произведениях Алексей Шведов – молоденькие девушки носят уже только обувь и чулки, остальное выставляется на всеобщее обозрение. Но в этом уже нет ничего предосудительного, так как это становится обыденным. Также как с техникой: взять уличных мальчишек начала века, гонявшихся за каждым проезжающим автомобилем, и взять современных уличных мальчишек, экипированных аудио-, сиди- и mp3-плеерами. Что способно завлечь их так, как завлекали когда-то проезжающие автомобили или же голая коленка, случайно выскочившая из-под подола? К чему ведет подобная литература? – спросит некто, обеспокоенный моральными устоями современного общества? Неужели же можно тогда допускать такие произведения? Разумеется, можно. Ибо он не ускоряют данный процесс, а всего лишь фиксируют современное состояние морали и моральных норм. Это своеобразное бессознательное нашей морали, оно выходит тогда, когда это еще стесняются сказать в открытую, но в реальности уже существует. Но, как известно, комплексы и всевозможные фобии, если их держать взаперти человеческого сознания, лишь усугубляются. Это почти идентично исповеди. Автор выговаривает, очищаясь при этом и очищая тем самым всех читателей.

Недаром же в романе главного героя зовут не иначе как Джеймс Баллард. Он полностью отождествлен с автором, но только в известной степени, так как это не автобиографическое произведение в полной мере. Оно очень коллажно, составными частями которого являются картины автокатастроф, искореженного металла и человеческих тел, мертвых и живых, испытывающих боль и сексуальный экстаз. В этом своя сексуальность, своя стилистика. Кожа и металл – два самых часто наблюдаемых элемента антуража. Автомобили, рассекающие на больших скоростях, дергающиеся тела, внезапный удар…

Не рекомендуется лицам с устарелыми взглядами на моральные нормы.

Книга была написана в 1973 году, а в 1996 известный режиссер Дэвид Кронненберг снял одноименный фильм, возможно, самый лучший и удачный свой фильм. Честно говоря, сложно представить другого режиссера, взявшегося за эту книгу. Здесь есть все, что интересует этого режиссера и в то же время отличает его от других. Кронненберг всегда акцентирует внимание на телесности, чаще всего не той, которая вызывает неадекватные реакции, то есть она не совсем нормальная, на сексуальности этой телесности. В фильме «Голый завтрак» режиссеру пришлось додумать живые пишущие машинки, чтобы достичь этой телесности. В «Автокатастрофе» ничего додумывать не надо. К человеческой коже, покрытой шрамами и закрытой кожей и ортопедическими скелетами, добавляется искореженная кожа автомобилей. Но этот фильм смотрится намного органичнее всех других, возможно из-за своей реалистичности, такая телесность воспринимается буквально, она ближе. Возможно, здесь играет роль и гениально подобранное звуковое сопровождение, имитирующее металлические звуки. Кстати фильм получил специальный приз Каннского фестиваля.

А фильм ведь намного мягче книги, тем не менее на кассете с ним стоит не просто надпись «Лицам до 18», а красная «Строгие возрастные ограничения». Это не тот фильм, который «до 18» нельзя, но если очень хочется, то конечно можно. А что бы было с фильмом, если бы он был снят ближе к роману? Был бы он похож на сборники Dead alive? Его бы просто не выпустили в прокат. Вот то противоречие в моральных нормах. Все реально существует в жизни, но в искусстве пока нельзя, поэтому подвергается гонениям. То, что уже можно писать, еще нельзя показывать. Особенно в кинотеатрах. Особенно заметно это в самой строгой державе нашего мира – США. Зажравшаяся Европа уже терпит, даже способствует вполне открыто, США же способствуя не меньше, налагает официальные запреты. Но ведь и «Голый завтрак» когда-то был запрещен. А этот фильм все же не запретили.

А ведь книга, да и фильм – это не просто демонстрация «похабщины», это своеобразная метафора механизации современного мира, смещения представлений человека об орудиях труда, как сказал бы возможно культовый бородач.


 Главая страница    Новости  Семечки № 18:  содержание   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Hosted by uCoz