Главая страница    Новости  Семечки № 18:  содержание   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17




Рецензии

Владимир Ларионов

ПРОЩАЙ, АМЕРИКА…

Мария Галина. ПРОЩАЙ, МОЙ АНГЕЛ. Повесть. "Крещатик". Международный литературно-художественный журнал. № 1 (11), 2001.


В повести Марии Галиной описывается гипотетическое настоящее, в котором мы могли пребывать сейчас, если бы…
Если бы на нашей многострадальной планете задолго до появления людей не утвердилась древняя цивилизация грандов или мажоров (от латинских слов grandis – большой, важный и major – больший), произошедшая от древнеавстралийских шестиплавниковых рыб. Обоеполые позвоночные, да еще с крыльями (теперь, правда, рудиментарными), размножающиеся чем-то вроде почкования, они и дальше бы жили в уютной Австралии, но губительная пандемия, выкосившая почти всю их популяцию, заставила мажоров искать убежища на других континентах. Сведения о происхождении, анатомии мажоров, историю их внедрения в человеческое общество автор выдаёт исподволь, вкрапляя информацию в текст мелкими порциями (это несколько утомляет, но одновременно и интригует читателя). Намного более развитые в техническом отношении гранды, успевшие "в незапамятные времена перебраться через воду, были достаточно могущественны, чтобы прижать примитивное человечество к ногтю. Или, по крайней мере, занять внутри него ключевые позиции". Действие повести происходит во времена, примерно соответствующие нашим дням, в столице Евразийского союза (объединиться Европе и Азии, естественно, помогли мажоры) городе Киеве. Людей в этом государстве держат под неусыпным контролем, искусственно сдерживается увеличение численности людского населения, так как практически запрещены антибиотики (кстати, на мажоров пенициллин действует подобно наркотику), строго лицензируются научные исследования, производимые людьми, индивидуумы с низким ИТ (индексом толерантности) лишены возможности сделать карьеру, их держат от грандов подальше. Что-то знакомое, не правда ли? В мире существуют и другие страны: хорошая Америка, в которой гранды более демократичны, соответственно – люди более свободны; плохой Китай – там люди, загнанные в резервации, производят какие-то "изделия народного творчества".
Рассказ ведется от лица Пьера-0леся Воропаева, сотрудника Технологического Центра мажоров. Леся его жизнь вполне устраивает, но в силу обстоятельств, он, вовлеченный в самую гущу событий, оказывается чуть ли не в первых рядах борцов с режимом грандов. Кстати, Воропаев в тайне от мажора-начальника занимается моделированием альтернативной истории, составляет программу возможного развития человечества в отсутствие вмешательства свалившегося ему (человечеству) на голову иного разумного вида… Для объективности хочу отметить, что для части человеческого населения Евразийского союза гранды не только начальники и хозяева, но и что-то вроде старших братьев, ангелов-хранителей. Тем паче, что у них и в самом деле есть крылья. "…Спустились с неба на своих аэростатах… И помогли отбить нашествие, помогли построить панцирные машины, и зеркала и катапульты… Неудивительно, что мы им покорились – сами просили, чтобы взяли наши земли под крыло…". Не могу удержаться и не вспомнить сэра Артура Кларка. Помните, как выглядели в его известном романе "Конец детства" могучие и добрые крылатые Сверхправители? Да-да, у тех, помимо крыльев, рожки и хвосты наличествовали J. Гранды-то явно симпатичнее (по крайней мере, снаружи).
Несколько веков, благодаря техническому превосходству мажоры держат верх в своеобразном межвидовом соперничестве, но люди, традиционно считавшиеся неспособными к работе со сложной аппаратурой и механизмами, оказываются более гибкими. Эпоха технологического бума приводит к тому, что технически развитая, но застывшая в своём культурном развитии цивилизация грандов начинает сдавать свои позиции. "Обезьянки", так полупрезрительно мажоры называют людей, быстрее обучаются и осваивают новое. К тому же, в кланах грандов нет единодушия. Были среди них и такие, что "мятеж Пугачёвский в крови потопили", а были и народники, людские заступники. Есть они и сейчас – например, молодой мажор Себастиан, искренне пытающийся помочь людям, но мало что понимающий в сложившейся обстановке. А ситуация такова: родитель Себастиана Аскольд – гранд из правящей верхушки, видя, что человечество жизнеспособнее, что люди постепенно выходят из-под контроля мажоров, становятся опасными, пытается совершить государственный переворот и установить тоталитарный режим, загнав людей в "изолированные коллективы". Для этого он, используя группу фанатиков-диссидентов из людей, взрывает торговый центр, посещаемый в основном мажорами и занимающий целый квартал. Подобные акции планируются и в других губернских городах: Париже, Берлине, Константинополе. Но не только Аскольд строит грандиозные планы, далеко идущие замыслы есть и у других героев повести - один из знакомых Леся, Адам Шевчук, люто ненавидящий грандов, уже лет двадцать экспериментирует с голубями, пытаясь возродить смертельный для мажоров вирус. Ладно, не буду раскрывать все хитросплетения сюжета…
События, очень похожие на описанные в повести Марии Галиной, но, к сожалению, значительно более страшные, произошли в нашей реальной жизни почти сразу после выхода одиннадцатого номера международного журнала "Крещатик", где был опубликован "Прощай, мой ангел". Похожи они своей внешней стороной (мощные взрывы с множеством жертв, злонамеренное распространение возбудителей смертоносных инфекций), но никак ни подоплёкой. Кровавый террористический акт устроил отнюдь не испугавшийся потерять власть Аскольд, живо напоминающий мне члена всесильного когда-то Политбюро ЦК КПСС. Да и прогремели реальные взрывы как раз именно в той "самой свободной" и очень пекущейся о свободе других Америке, вскормившей режим талибов в Афганистане, где нашли убежище исламские террористы. В повести только Америка, с её гуманными грандами – единственная надежда интеллигента Олеся Воропаева на спасение, именно в американское посольство Лесь передаёт с помощью Себастиана магнитную запись тайных переговоров о сотрудничестве Аскольда с террористами. Но спасать страну ему всё-таки придется самому, без помощи хороших мажоров, как отечественных, так и американских. Спасать страну для людей и вместе людьми – добрыми и злыми, талантливыми и недалёкими, сильными и слабыми. С такими, какие есть… Мне кажется, Лесь начинает это понимать…



 
  Главая страница    Новости  Семечки № 18:  содержание   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Hosted by uCoz