Письма
Несколько месяцев назад нами было написано письмо Евгению Гуляковскому, писателю-фантасту, лауреату премии «Аэлита-98». Среди вопросов, заданных мэтру, были и такие:
1.Как Вы относитесь к молодым писателям-фантастам?,
2.Какие произведения последних лет Вы можете выделить?Признаюсь, все мы был в нелегком замешательстве от полученного ответа…
Можно было бы опубликовать наиболее яркие отрывки из нового романа Е.Гуляковского (вроде такого, например: «Пятьсот метров! Пятьсот пятьдесят. Шестьсот метров! Они продолжали погружаться. Вездеход, превращенный в подводную лодку, не был рассчитан на такие давления» или же вот, из самого начала книжки: «полковник Саркисян <…> совершенно не доверял механическим роботам уборщикам. В прошлом году один из них совершенно случайно стер магнитными полями своих сервомоторов важную запись»), но мы решили ограничиться только эпистолярным документом.
Евгений Гуляковский:
Уважаемый Сергей Васильевич!
Книги у меня выходят ежегодно, последние пять лет в одном и том же издательстве «Эксмо». Новых писателей за последние годы что-то не видно. (Я имею в виду тех, кто регулярно пишет книги.) Разве что Головачев, но он мне не нравится из-за излишней "коммерциализации" своих произведений и чрезмерной поспешности в работе, хотя человек, несомненно, талантливый.
Что же касается молодых писателей, то им просто негде выходить. Если раньше семинар при «Молодой Гвардии» давал возможность выхода в свет сборникам молодых авторов, то теперь коммерческие издательства сборниками не интересуются, предпочитая большие романы, а написать роман начинающему автору очень сложно. Нет ни одного чисто фантастического журнала, где можно было бы публиковать рассказы, или статьи о фантастике. Так что ваш журнал дает хоть какую-то возможность выхода начинающим фантастам и дело это очень хорошее.
Я не буду возражать, если вы захотите использовать в своем журнале какие-то отрывки из моей последней книги «Затерянные среди звезд».
На всякий случай к письму прилагаю дискету с полным текстом романа . (К сожалению, без корректуры и редактуры, в том виде, в котором она сдавалась в издательство.)
Желаю вам всяческих успехов, и издательских, и творческих.
С уважением, Е.Гуляковский.
май 1999.
Владимир Покровский (Москва)
Большое спасибо за рецензию. На мой взгляд, она мягковата, в число очевидных минусов романа входят не только длинноты. Мне кажется, сейчас я мог бы сделать эту вещь намного более сильной, а сейчас это ни два, ни полтора — какая-то странная смесь халтуры и честной работы.
Я вообще поражаюсь мягкости наших критиков фантастики — всех без исключения. Но, наверное, так и надо. Я очень боялся, что мне воздадут по заслугам, но пока Бог миловал. <…>
Написать этот роман меня фактически вынудил мой прекрасный друг Андрей Лазарчук, и за это ему поясной поклон. Не потому что я написал книгу, нет, а потому что я снова захотел писать. Я уже лет десять как избавился от этого желания, я уже убедил себя, что бросил писательство ради журналистики — и вот на тебе! Сейчас я вернулся к одному своему роману, который будет страдать длиннотами еще круче, чем «Дожди на Ямайке». Но написать его просто надо, я задумал его еще в начале восьмидесятых. По идее это должен быть классный роман, но, блин, так тяжело идет, я только-только заканчиваю первую книгу. А впереди еще одна, если не две. Прям война и мир какое-то!
Юрий Ковалев (СПб)
Общее впечатление — издание стало солиднее (сужу по текстам), интереснее. Радует количество рецензий, так как новинок почти не читаю, а хочется быть в курсе, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Хотя, опыт говорит, что достойные вещи все равно кто-нибудь да посоветует прочесть.
«Энциклопедия АБС» мне понравилась, чтение цитат — увлекательное занятие для человека, по несколько раз успевшему прочесть все произведения АБС. Другое дело — нет статей, писем, переводов. Надеюсь, что будет выпущен АСТ еще 1 том, куда все это войдет, слухи о таком томе витают. Самая сильная рецензия — П.Кирпичного на «Generation "П"». Я как раз сейчас эту вещь читаю.Совершенно не понравился Манифест Ситникова «Интеллектуальное чтиво» — какая-то невнятная, с претензией на высокий стиль, писанина. Как-то не в духе СЕМЕЧЕК; правильно в конце номера написано, что о фантастике предпочтительно писать с долей юмора.
С удовольствием прочитал статью об О.Степлдоне и вновь прочитаю что-нибудь этого писателя. Кстати, «Последние и первые люди» так и не были изданы, если не ошибаюсь. Спасибо, что поместили информацию о Создателе звезд, я об этой публикации не слышал.Андрею Караваеву — много признательности за статью о С.Лукьяненко. статья написана с чувством, не отстранено, как часто пишутся подобные статьи. Видно, как прочитанное пережито читателем, и, кстати, встречаю много общего с собственным восприятием Лукьяненко. Роман Звезды — холодные игрушки в моей библиотеке тоже самый зачитанный.
Продолжают традицию анализа фантастики рубрика «Учеба» — о Марсе и хроноклазмах. Эти небольшие статьи чрезвычайно положительно играют на имидж СЕМЕЧЕК.
На «Интерпрессоне» я не был, даже в день «открытых дверей». Голосование среди участников «Интерпресскона» было платным (!), стоило это 100 р. [Вот так номер! — ред.]Появились сборники «Точка отсчета». выпускает региональный общественный фонд фестиваля «Аэлита», вышли сборники за 1997 и 1998 г.г., в них — произведения молодых авторов. Но читать их невозможно (авторы: Е.Брызгалов, В.Владимирский, Е.Ишимов, В.Нейвин, А.Северский, Е.Семенова, А.Соколов, Т.Суворова, Д.Суслопаров, Е.Сусоров, С.Алагати, Е.Александрович, С.Апрельский, В.Гончаров, А.Ширютин, Ю.Зубакин, И.Мортис, И.Никольский, Д.Прибай, П.Рукодоев, А.Гесс). Тираж — по 100 экз.
ВАВИЛОН 1’99 — литературно-художественный журнал фантастики того же фонда «Аэлита» и творческой мастерской «Пятый угол». Главный редактор — А.Петелян. 64 стр, тираж не указан. Авторы — те же, что и в сб. «Точка отсчета» + ст. Халымбаджи.
Евгений Харитонов (Москва)
Получил свеженькие СЕМЕЧКИ. Все лучше и лучше — содержание!
Вволю похихикал над меморандумом Ситникова. Право же, как они все достали изобретать велосипед! Сей манифест — вещь в себе, и совсем не понятно, что его автор хотел сказать. Интеллектуальное чтиво? — Е.Лукин, Б.Штерн, Г.Л.Олди, С.Лукьяненко, А.Громов, Л.Вершинин… Манифестатор что, книг не читает? Там противоречие на противоречии: сначала ругаются фэнтези, а затем декларируются принципы, присущие этому виду литературы. Сетует об утрате литературой принципов АБС и тут же призывает наплевать на реальность.
По моему разумению, хорошая НФ и фэнтези должна всегда отталкиваться от объективной реальности, исследовать темы нашего мира. Все остальное — пустословие.
Сергей Лифанов (Н.Новгород)
Недавно писал статейку антифэнтезийную [по видимому, ст. «…Не дальше кончика меча», журнал НИЖНИЙ НОВГОРОД № 4’99 — прим. ред.], так я там сильно упирал как раз на замкнутость фэнтези-тусовки на себя и неприятие всего извне, "усерение" того, кто, начиная с Толкиена, в результате начинает любить фэнтези вообще и далее читает по нисходящей. Ведь лучше Толкиена еще никто ничего не написал. Тогда как нормальный фэн может двигаться в любом направлении: от Казанцева — к Стругацким; через «Алису» Булычева — к другому Булычеву; от Стругацких — ко всей НФ и т.п. (про запад я молчу, это все одно). А вообще — от простого к сложному — и выше, вне НФ. А фэнтезийники даже не всю фэнтези-то берут к себе, только "меч и магия". Можно разве представить книжную серию фэнтези с Булгаковым, Гоффманом, Пушкиным, Гоголем?
Словом, они настолько заняты своими поделками и подделками, что дальше кончика меча уже и не видят. И от горизонтальности структуры (что вообще свойственно масскультуре), к которой они привыкли до условного рефлекса, они уже ничего иного не видят.