Главная страница   Новости   № 8, часть 1  ч.2   ч.3   ч.4   ч.5   ч.6   ч.7   ч.8   ч.9    ч. 10   ч.11   ч.12

часть 3



Рецензии
Обзорчик
 
"Я оставляю ещё полкоролевства,
Весна за легкомыслие меня накажет"
Янка Дягилева
 
 

Фантасты, переводчики, издатели, критики, художники и все остальные профессиональные обитатели фэндома, пережив кризис финансовый, готовятся к завоеванию упущенных ниш и возможностей.

Издательств, регулярно печатающих фантастику, с каждым годом остается все меньше и меньше: небольшие фирмы хуже справляются с реализацией тиражей, система книгораспространения (оптовые базы — лотошники) худо-бедно сложилась, и царствуют на ней всего несколько монстров от полиграфии. Издатели, подвизавшиеся на книжном рынке, заполняют прилавки фундаментальными авторскими сборниками сто раз печатавшимися на русском языке произведениями проверенных временем писателей-фантастов. ЭКСМО выпустило уже дюжину солидных кирпичей в замечательной серии «SF классика». В основном это старая доконвенционка, поэтому расходы на гонорары сводятся к минимуму. АСТ переиздает толстые сборники романов Л.М.Буджолд плюс выпустили приятный томик А.Бестера. В серии «Координаты чудес» того же АСТа переиздают все тех же мэтров: Хайнлайн, Саймак, Каттнер. Там же можно увидеть долгожданный третий роман У.Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» (вышедший не в тусклом по оформлению «Виртуальном мире», а в яркой, коммерчески успешной КЧ). Глупой кажется нам придумка некоторых издательств (по крайней мере — ЭКСМО) упаковывать каждую книгу в полиэтилен: запоминать книги по фамилиям писателей многие еще так и не научились, праздношатающемуся потенциальному читателю разрывать пакет лень, а покупать коня в мешке может позволить себе далеко не каждый…
М.Успенский и А.Лазарчук сдали рукопись романа «Гиперборейская чума». «Азбука» выпустит первую и вторую части «Кесаревны Отрады» Лазарчука под одной обложкой. Авторы из Нижнего Новгорода оккупировали московский «Центрполиграф», в котором вышли или готовятся книжки «Последняя крепость» Н.Резановой; «Мятежник», «Лесные твари» и «День Дьвола» А.Плеханова (получил «Старт» на «Аэлите-99» за роман «Бессмертный»), «На тихом перекрестке» И.Кублицкой и Б.Фокина.

Бегство из «Страны Фантазии» в страну э… э… новорусского детектива продолжается. Стопами А.Измайлова, Б.Руденко, А.Бушкова, подавшихся на тучные нивы отечественного детектива, идет все больше писателей, начинавших с фантастики. Вот уже и Юлия Латынина выпустила книгу «Убить Юзверя»…

Прямо пропорционально росту количества номенклатуры нф-книг, продолжают активно появляться работы литературоведческие, так или иначе затрагивающие фантастическую литературу или фантастические приемы в искусстве. По подсчетам Евгения Харитонова, за 1998 г. и первый квартал 1999 г. вышло 18 подобных книг. Тиражи колеблются в пределах от 200 экземпляров до одной-двух-пяти тысяч, поэтому ничего существенного сказать об этих книгах мы, увы, не можем. Жаль, но буквально через несколько лет почти все эти малотиражные брошюрки неизвестных издательств, зачастую изданные за счет средств авторов, канут в такие горние выси мать, откуда никто еще не возвращался.

В периодике который уже год подряд наблюдается положение, близкое к клинической смерти:

ЕСЛИ все чаще выходит сдвоенными номерами. Минская ФАНТАКРИМ-МЕГА выпустила один-единственный номер в 1998 году, достать который невозможно. Киевский журнал ИМПЕРИЯ вроде бы существует и некоторые произведения, в нем опубликованные, даже попали в номинационные списки «Интерпресс-кона». Нижегородский НИЖНИЙ НОВГОРОД продолжает знакомить читателей с произведениями местных авторов: Б.Фокина, Н.Резановой, Е.Шевякина, С.Лифанова; кроме прозы печатают и статьи на около фантастические темы. В Красноярске возродился журнал ДЕНЬ И НОЧЬ. В Питере планируется некий журнал фантастики — про название нам не сообщили, но написали, что редактором будет Антон Первушин. В столице тоже не отстают: в каталогах Роспечати появился некий кадавр с претенциозным названием ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ. Подписка стоит слишком дешево, чтобы ожидать от этого неизвестного субъекта чего-то неординарного.

Похоже, это состояние — когда один-два журнала издаются при постоянной угрозе исчезновения, а множество других исчезают за планкой «до 1 тысячи» — типичное для российской фантастики.

Фантасты и фэны не зацикливаются на бумажных носителях и выходят на просторы СМИ. В Перми КЛФ «Солярис» готовит передачи на радио. По «Ночному дозору» С.Лукьяненко собираются снимать короткий сериал… Лиха беда начало.

Активно обживается интернет: свежие произведения увешанного Бронзовыми Улитками Василия Щепетнева можно найти и прочитать в электронном виде где угодно, тогда книг его вы днем с огнем не сыщите. По-моему, романы В.Щепетнева вообще так и не изданы на бумаге (если я не прав, поправьте пожалуйста). Свидетельствует ли это о широком проникновении интернета в массы?


Сергей Соболев

Борис Натанович Стругацкий. Комментарии к пройденному // ЕСЛИ № 11-12 за 1998г., № 1-2, 3 и 4 за 1999г. (журнальный вариант).

Без малого сто журнальных страниц, почти три сотни килобайт текста — да это уже само по себе достаточно крупное произведение, пусть и документальное, но зато о судьбе старых знакомых — о книгах, любимых с детства.

Узнать о перипетиях написания известнейших книг, о подводных камнях при издании повестей, о реальных прототипах понравившихся героев — что может быть интереснее и занимательнее для читателя и почитателя творчества Братьев Стругацких! Самое увлекательное в новой работе Бориса Стругацкого — это пересказ сюжетов ненаписанных повестей. Вот только представьте себе: параллельный мир, иная история СССР, АБС пишут быстро и помногу, и всё, ими написанное, тут же выходит в свет:

Роман о замечательно-безнадежной любви «Понедельник начинается в субботу».

Повесть о магах и ученых «Седьмое небо».

Легкий, задиристый мушкетерский роман «Наблюдатель» в духе трилогии Дюма.

Повесть «Попытка к бегству» о войне землян-коммунистов и дружественных им гуманоидов из системы Сириуса-А против античных жрецов и машин Странников на планете Саула.

Повесть «С грузом прибыл» — о межпланетных перелетах и жестоких космических пиратах, готовящихся нанести удар из космоса по Советским республикам.

Эпический роман «Возвращение» — о космонавтах XXI века, попавших в конец XXII века, и тут же отправившихся на суперновейшем "гравитабле" исследовать просторы Вселенной. После путешествия герои возвращаются-таки на родную Землю — но уже четвертого тысячелетия…

Повесть про паранормальных лесных обезьян, питающихся интеллектом и мыслями людей, превращая духовное в плотское.

Сериал о Максиме Ростиславском, в который входит и повесть «Операция "Надежда"», и роман «Белый Ферзь» — о путешествии по кругам Океанской империи…

Фантастико-мистический детектив «Ловец душ», написанный совместно братьями Стругацкими и братьями Вайнерами — о современном Чичикове, скупающем «живые человеческие души».

Третья книга про НИИЧАВО, где действует уже сын Александра Привалова.

Или такие сюжеты: пока в театре на Таганке Любимов ставит «Трудно быть богом» с Владимиром Высоцким в роли Антона-Руматы, Алексей Герман на Ленфильме снимает картину с таким же названием.
Пока на Одесской киностудии идут работы над к/ф «Бойцовый кот возвращается в преисподнюю», Котеночкин готовит мультфильм «Погоня в космосе».

Однако в таком Отражении не существовало бы уже наших книг Стругацких, ценою которых вышеперечисленные были бы написаны, а такие антитоталитарные романы как «Жук в муравейнике» или «Град обреченный» никогда бы и не появились — просто в силу того обстоятельства, что не существовало б такого строя.


Павел Кирпичный

Сергей Лукьяненко. Фальшивые зеркала — М, АСТ, 1999, 464 стр, 30 т.э.

Если использовать закон Мура, гласящий, что удвоение тактовой частоты процессора происходит каждые восемнадцать месяцев, то действие книги происходит где-то буквально через пару лет: шестисотые пентиумы становятся реальностью, а для героев книги вожделенной начинкой писюка является пентиум в гигагерц.

Вторая книга про Глубину развенчивает эпоху радости и первоначального знакомства с Сетью; кончились альтруистические фидошные ночи и начались тяжелые коммерческие дни интернета. Как и всякое сообщество, сообщество жителей Диптауна, этой виртуальной коммуны, прошло фазу восторгов и перешло в состояние перманентной борьбы за выживание.

Лукьяненко не может не вписать в окружающую "вербальную нереальность" элементы настоящего: появляются библиотека имени Мошкова (реально существующая виртуальная библиотека Мошкова), ресторан «Три поросенка» (шуточное название московского КЛФ «Три парсека»), воронежская ПТИЧКА КАР-КАР (интернет-журнал РЕДКАЯ ПТИЦА), липецкая ШЕЛУХА (догадайтесь сами). Но не перегибает ли автор ветку, на которой сам же и сидит? Беда Сергея Лукьяненко заключается в том, что свои личные оценки он без обиняков вставляет прямым текстом. Например, фраза «Какая гадость этот классический киберпанк…» (с.405) совершенно неуместна в контексте описываемой драки с таксистом-кибером. Зачем пинать классиков жанра, с тучных силиконовых полей которого имеет счастье кормиться не один автор? Ведь Уильям Гибсон — много революционнее Сергея Лукьяненко, Брюс Стерлинг на несколько порядков лучше разбирается в технике, а Руди Рюкер — смешнее (видимо, именно поэтому до сих пор ничего не перевели из его книг на русский язык).

Роман является образцом той самой «фантастики Пути», о которой долго говорил Сергей Лукьяненко, и которая наконец-то удалась ему как никогда раньше: герой все время куда-то идет или едет — на работу, к незнакомым людям, в ресторан, через игру «Лабиринт Смерти» к последнему уровню, и даже во сне он не прекращает ходить. Но не под себя. В Пути наш старый добрый знакомый, потерявший многие свои умения и навыки, ни чем не лучше обычного человека, и роман начинает казаться принципиальным анти-геройским произведением, не лишенным, впрочем, атрибутов геройского жанра фэнтези: некоторых персонажей книги зовут Маг, Император, но постепенно сила магии нарастает, и ближе к финалу чудеса проявляются в полную силу, и обязательно произойдет что-нибудь, фантастическое даже по меркам обитателя фантастической книги.

Конечно, за всей этой феерией скрываются и маленькие неувязочки. Сравните, например, такие утверждения, прозвучавшие из уст главного героя: «Я Ромку знал только виртуально» (с.109) и «В реальности мы встречались лишь один раз» (с.269).

Любопытен состав книги, ингредиенты: на каждого мало-мальски значимого героя положена своя, интересная тайна или загадка, причем главный герой прямо-таки нафарширован секретами — на то он и супермен, в конце-то концов.



 

Сергей Соболев

«До света»: Сборник современной российской фантастики/ Сост. Пуля О.П. — М. Аргус. 1998. — 496 стр, илл. (Хронос). 3 т.э., переплет.

Обожравшись сотнями книг, купаясь в море разливанном журналов и газет, можно со всей ответственностью заявить: отличное полиграфическое исполнение — белоснежная офсетная бумага, нормальная гарнитура шрифта, стильное оформление обложки (красное на черном) — уже половина дела.

Сборник ждали долго: года эдак с девяносто шестого, когда впервые появились рекламные аннотации на него в книжках серии «Хронос». Уже в то время это был бы единственный за последние годы сборник: издательства не жалуют произведения малых жанров, и встретить тематическую подборку нф-произведений под одной обложкой сейчас можно разве что в букинистическом отделе. Прошли не месяцы, но годы, и из шести анонсированных повестей и рассказов неизданными остались только два: «Кошмары» П.Александровича (Композиционно состоит из трех снов: первый — о гордыни, заведшей пацана на распятье, второй сон — о подземном аде, и сон третий — о спасителе и палаче в одном лице. Действительно, а спас ли людей Спаситель? Не заставил ли Он всех влезть в пыльные одежды догматизма, наложил на тело кандалы моралистических ограничений, не Он ли застил глаза слишком правоверным ученикам своим, слепо понесшим огонь [в буквальном смысле слова] варварским народам?) и некроромантическая «Сказочка» Марии Перцевой (Вольный полет фантазии, где героиня Принцессой попадает в сказку, но и от современных радостей не отказывается, продолжая шляться по сельским дискотекам, проповедует нудизм и вообще, делает в буквальном смысле всё, что захочет).



 


.
Павел Кирпичный

Виктор Грачев. Забытые песни континуума. -  Рязань, 1998, 494 стр.

Назови автор свой сборник чуть поудобочитаемей, сделай художник обложку немного попривлекательнее [на самом деле картинка, использованная на обложке, принадлежит перу Sorayama Hajime — прим. ред.], выпусти издательство книгу тиражом хотя бы в пару тысяч экземпляров — может, собрав в сумму все эти "чуть", автор и нашел бы отзывы на свое творение где-нибудь еще, а не только в фэн-прессе.
Рассказ «Черные дыры Земли». Действие этой зарисовки происходит где-то на пассажирском терминале телепортационной станции, напоминающей скорее аэропорт. Отправляющиеся с Земли на переселение должны взять с собой «на выращивание» кого-нибудь из клонированных великих людей. Героиня рассказа примеряет, каково ей будет носить фамилию Эйнштейн.

Новелла «Минерщик» видимо, навеяна автору долгими зимними вечерами, проведенными за игрой в «Сапера» из стандартной поставки Windows. Сапер-супермастер разминирует любую бомбу, в любом месте. Но у него есть закибон: идет на мину не то что без бронежилета, а вообще — всегда голышом . То ли из-за того, что не хочет мучиться с полуоторванными конечностями, то ли ему неудобно, в одежде-то: «Да и не удобно, когда руки нельзя сдвинуть из-за броника, топорщащегося на груди, и стекло шлема, утяжелившего голову, бессовестно потеет» (с.223).

И все это на фоне усиленных тенденций девяностых годов: теракты, чехарда правителей, крушение денежных систем, технологические катастрофы…

Малопонятно, для чего написан рассказ: единственное, из-за чего его можно отнести к научно-фантастическим, это то обстоятельство, что, при разборке очередной мины, сапер полностью и досконально описывает ее устройство, химические компоненты, принцип действия взрывателя и прочую начинку.

«Кардиологический экспресс». Мини-повесть из жизни больного, вылеченного кибернейрохирургами.

В груди у главного действующего лица повести — некоего Виктороса — торчат две полоски фольги — это выведенные на поверхность тела контакты "подзарядного устройства" (так у автора), питающего то ли электрическое сердце, то ли еще что-то в придачу. Подзарядка батарей должна происходить раз в полгода, а если  ресурс измотан — то и пораньше. Викторос попадает на плохо обжитую аграрную планету с фермерским укладом жизни, где даже нечем замерить остаточную емкость батарей, вживленных тело. Вот он и выкручивается, став эдаким бесчувственным дубом: ему нельзя беситься, ревновать, влюбляться, переживать и излишне рефлексировать, иначе заряд батарейки кончится раньше времени. По крайней мере, несколько лет он протянуть сможет, если не будет много нервничать.

«Человек с батарейкой» ни в кого не влюбляется, а сразу переходит к диким предложениям совокупиться, причем получается у него, судя по заверениям автора, как в анекдоте про поручика Ржевского, в пропорции 1:10 («Девять дадут пощечину, но десятая…»).

Центральное произведение сборника — роман «Фантазии Клио», начинается с несколько приземленной темы: устройство мира будто бы таково, что в силовые органы (армия, полиция и т.п.) специально отбираются люди с озлобленностью. Как только человек "поумнеет", после беседы психологами-тестерами его отсеивают на гражданку. Однако нелегко перестроиться и начать заново работать лет эдак с сорока-пятидесяти, да и никому они не нужны в новом мире, поэтому уходят "специалисты" на заслуженный отдых, объединяются в клубы по интересам и тихо мирно занимаются своими милитаристскими хобби: кто модельки «Тигров» и «Черных акул» из пластика клеит, кто историей интересуется, разыскивая материальные свидетельства времён далеких и продавая образцы старинного оружия в частные коллекции… Вот тут-то и начинается завязка: ни одна попытка самостоятельно найти остатки древнего оружия не увенчивается успехом! На легендарном Курлычущем поле, где объединенные силы разных княжеств дали отпор армии кочевников, наш герой вместе с саперами не нашел ни одного наконечника стрелы. Путем долгих поисков на других исторически значимых полях сражений, наш "поисковик" натыкается на несообразности, присущие своему миру: сведения из географических описаний старых книг не соответствуют очертаниям материков, расположению главных водных артерий и т.д.. Бывший армейский офицер таки сошел бы с ума, если б не наткнулся на подпольную лабораторию по изготовлению псевдодревностей: мечей, шлемов, кольчуг, пистолетов, гранат и авиабомб. Откровения мастера фальшиво-реставратора, как и положено в детективе, снимают одну загадку (куда делись остатки былых сражений) и ставят несколько других: либо эта планета — не Земля, а выселки для наиболее "буйных" представителей человечества, либо это колония, по каким-либо причинам решившая "забыть" свою Метрополию, заменив свою недолгую историю — на Историю земную. Впрочем, настоящая разгадка тайны — совсем в ином.

«Новый Do Yourself a Book». Помните, у Ст.Лема есть такой рассказик, в котором одна фирма выпустила литературную мозаику, чтобы все желающие могли складывать романы из кусочков готовых текстов? Оказывается, у философов давным-давно в ходу был такой вот "вариатор" — мешочек с набором основных тезисов и понятий, на которых и построена все философские системы.

Повесть «Выхода нет».Эпоха Возрождения ни во что не ставила старые авторитеты. Только в такой ситуации стало возможным открытие Коперником того обстоятельства, что Земля — не центр Вселенной, а лишь одна из планет, неустанно бегающих вокруг Солнца. Точно так же современный плюрализм и широкое внедрение в массы идей детерминизма двинул науку в сторону открытия параллельных миров. Именно такое Открытие Века взбудоражило серый, скучный мир, погрязший без свежих идей и новых стимулов к существованию. Открытие, которое можно сопоставить по зрелищности и значимости разве лишь только с прорывом человека в космос. Человечество расцветает, налаживаются массовые переселения в другие, параллельные миры, с целью бегства от политических, экономических и экологических дрязг.

Альтернативные миры оказываются ни чем иным как историческим прошлым нашей же планеты (сюжет не нов, и обыгрывался у М.Муркока и многих других). Автор не выбирает одну ветвь возможного развития параллельных миров, а рассыпает перед нами, как колоду карт, целую мозаику возможных вариантов выбора: казаки Миронова поворачивают против большевиков; Каплан удачно выстрелила, и теперь Троцкий озадачен, как отряды летучей кавалерии переправятся на Цейлон; после ранней смерти Брежнева к власти пришел секретарь ленинградского обкома Романов и восстановил-таки к вящей радости монархистов исконно русскую форму правления; средневековые маги удачно выкорчевывают любые ростки альтернативной, не-колдовской науки; самопрограммирующиеся роботы вытеснили белковых и превратили планету в конвейер для сборки новых механизмов; археолог тщетно пытается выжить в каменном веке… Финальным эпизодом автор намеренно выбрал зарисовку о безмолвной планете — этюд в серых тонах о погибшей то ли в ядерной войне, то ли просто покинутой всеми планете, по серому песочку которой озверевший ветер гоняет пустую консервную банку — ведь кто же останется благоустраивать Землю, если все дернут в иные вселенные?

«Тетрадь Стедсона». В некоем государстве группа ученых сделала хронокамеру — "видео машину времени". Как ясно из названия, агрегат способен только принимать изображение и звуки с определенного участка прошлого (Смотри, например, рассказ Томаса Шерреда Попытка). Однако денег на эксплуатацию сложного прибора у исследователей, как это водится, нет, а вот «Корпорация развлечений» (эдакий симбиоз телевидения и интернета) деньги находит и начинает транслировать своим подписчикам разнообразную развлекуху, случившуюся в прошлом: икорные игрища в министерстве культуры, поджоги Нерона, заседания римского сената, процедуру освящения ацтекского храма Уицилопочтли в Теночтитлане (около восьмидесяти тысяч трупов), и т.д. Однако сюжеты скоро выработались, и сценаристы стали искать свежачок: мемуары, дневниковые записи, и т.п. документы ушедших эпох, которые могли бы правильно нацелить объективы хронокамер. И нашли-таки одну тетрадь некоего хлопца, который с маниакальной настойчивостью записывал в дневник, что он чудного и необычного видел накануне: дорожные аварии, полет НЛО, работу карманников, ритуальные игрища сатанистов, падение вертолета на стадион, драки в метро, и т.д. и т.п. Записи хорошо помогли поднять рейтинги популярности этой телекомпании, но прикол заключается, однако, не в этом, а в чудной исторической справедливости, выразившейся в том, что имени автора "дневника наблюдений" никто не узнает, потому что всему миру известна только программа, названная по имени Стедсона — ведущего этой передачи.



 

Алексей Караваев

Джордж Мартин. Игры престолов. - М. АСТ. 1999. В 2-х тт.

Сознаюсь, я очень люблю прозу Дж.Мартина. Его рассказы являются подлинными шедеврами американской фантастики. По красоте же стиля и умению обращаться со словами среди сухой и практичной англоязычной фантастики ему вообще нет равных. Баюкая в руках новый двухтомник «Игра престолов», я испытывал смешанные чувства. С одной стороны — Мартин, с другой стороны — фэнтази.
Сейчас, когда я вынырнул из этой совершенно потрясающей атмосферы Семи Королевств, когда в душе утихли вихри восторженности, и на сцену, пугливо озираясь и испуганно приседая, вышли разум и логика, я могу сказать следующее.

Джордж Мартин написал весьма банальную по сюжету фэнтази. Семь Королевств стоят на пороге сразу нескольких событий: приходит Зима (именно с большой буквы), с юга вот-вот вторгнутся дикие дотракийцы, а тут еще интриги, король погиб на охоте, и по стране огненным шаром катится междоусобица. Не правда ли, все очень знакомо?

Это все так. Но! НО!

Бог уже знает сколько времени, я не читал более прекрасного романа! Это даже не роман, это поэзия в прозе! Давно меня так сильно не затягивала фантастика. Каждый герой выписан с таким тщанием и любовью, что невозможно среди центральных персонажей выделить отрицательных и положительных. У каждого из них своя правда, у каждого свой совершенно потрясающим образом выписанный характер и колорит, своя история и честь.

И строки, строки, строки, журчащие как ручей, и столь же упоительные. Ни одной проходной строчки, ни одной фальшивой ноты. Чего стоят, например, девизы Великих домов.

Вслушайтесь.

"Зима близко".

В этом все очарование "Игры престолов" — в необыкновенной красоте и высочайшем качестве исполнения. (И как здорово, что перевод романа выполнен таким великолепным мастером, как Ю.Соколов.) Ко всему прочему, ко второму тому действие закручивается так, что оторваться совершенно невозможно, ну совершенно. По крайней мере, я в себе таких сил не находил.

Все, я исчерпал превосходные эпитеты.

Скажу напоследок следующее:

Я  ХОЧУ  ПРОЧИТАТЬ  ПРОДОЛЖЕНИЕ !



 

Валерий Мороз

Невольный поклон "фэнтези" от прирожденного "космиста"

Почему в наш "век техники" среди молодежи царит любовь к фэнтези? — удивлялся корреспондент харьковской газеты ВРЕМЯ И.Шаповалов в своей статье о встрече С.Логинова и Г.Л.Олди со студентами Харьковского государственного университета в мае 1999 года.
А ведь удивительного в этом ничего нет.

Дело в том, что психо-физическая особенность молодежи в том и состоит, что она первая реагирует на проблемы, возникающие в процессе развития человеческой цивилизации.

На фоне глобальных преступлений, совершенных лидерами "технической цивилизации" в ХХ веке (применение химического оружия в первой мировой войне, уничтожение Лениным миллионов людей ради революции 1917 года в гражданской войне 1918-1924 гг., создание концлагерей Гитлером и Сталиным, применение США атомных бомб против Японии) характеристики личности "отдельного человека" оказались порабощенными в угоду "общегосудар-ственным интересам".
Честность, мужество, преданность, — все это сминалось Государством в человеке.

А фэнтези отказывается от государственной защиты и законов. Это очень характерно, что оба Олди имеют высокий разряд по каратэ и способны физически защищать свои моральные принципы, исповедуемые в их 24 книгах фэнтези!

Сольются ли вновь в чудесной гармонии фэнтези (как олицетворение "личности") и космическая фантастика (как олицетворение "государства")? Об этом остается только гадать. Для этого нужно, чтобы государство потеряло способность подавлять человека в угоду человечеству. Но в связи с продолжением процесса создания глобальных технологий это проблематично…


Письма

Валерий Мороз (Харьков)

Из собственного миража
выхода не отыщешь!
(реплика на статью В.В.Рахманина)

В.В.Рахманин поставил сам себе капкан уже в названии своей статьи: «Невозможность славянского фэнтези», так что вся остальная статья — это красиво выдуманная имитация процесса выбраться из капкана, чего, впрочем, автору и не хочется.
Имел ли право В.В.Рахманин утверждать будто бы фэнтези с славянскими героями похожи "двойные" картины: потрешь тряпкой слой краски "славянского" героя Даждьбога, и под ним проступает Европейский языческий бог.
Но не так в литературе! И — в мифологии. Ибо с таким же успехом можно утверждать, что это не Европейский Герой проступает сквозь лик Славянского Героя, а именно Славянский Бог проступает сквозь портрет Европейского.
Язычество было такой же единственной религией для Киевской Руси, послеримской Германии, Франции, как сейчас Христианство (при всем многообразии вариантов — католичество, протестантизм, православие — сакральное поле для них едино). Поэтому неправомерно Рахманин разделяет фэнтези на "европейское" и "славянское", ибо второе есть часть первого.
Другой мираж В.В.Рахманина — об отсутствии славянской мифологии. Православное христианство вряд ли относилось к язычеству более жестоко, чем христианство католическое. Рядом с Европой были арабы, а вот рядом с Русью, увы, оказалась непобедимая Золотая Орда, и поток татарских слов проник в язык славян, а с ним — сужалась ниша чисто славянского "язычества" — мифологии.
В.В.Рахманин утверждает, что еще не все потеряно, что на Руси обязательно рано или поздно появится доморощенный Толкиен, который заново создаст "славянскую" мифологию (это в XXI веке-то!) И это будет уже не "детство человечества", — что было прекрасно в свое время, а "впадание в детство", проще говоря — старческий маразм…



 

Ольга Кавеева (Волгоград)

По поводу статьи
Владимира Рахманина
«Невозможность славянского
фэнтези»
 

Прочтя два толстенных тома Б.А.Рыбакова «Язычество древних славян и Язычество древней Руси», труды Афанасьева, а также романы Семеновой и Успенского, проделавши собственную попытку на этот счет («Трава забвения» в журнале ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ФАНТАСТИКА, сентябрь 1996 года) осмеливаюсь высказаться на затронутую тему.
Рахманин сравнивает положение славянской мифологии с ирландской, мол там и там крохи. Автор не замечает противоречия в своем рассуждении? Ведь именно на основе плохо сохранившейся кельтской мифологии сложилась европейская поэзия, а уж сколько фэнтези написано! От Каттнера до Желязны, не минуя Толкиена.
Опять же вспоминается капитальная статья Сапковского «Нет золота в Серых горах», перепечатанная в ЕСЛИ. Хорошая статья, но неубедительная после «Ведьмака» с продолжениями — вещь-то славянская, а еще определеннее — именно польская. И это при том, что ни в одной стране не произошло столь резкого отказа от язычества, как в Польше.
Но может быть дело в том, что наша история тяжелее и однообразнее европейской: набеги, разорения, восстановления — ни рыцарей с перьями, ни дам с лютнями.
А писать славянское фэнтези все равно хочется.

=====================================

Необходимые примечания от редакции:

Два прочитанных толстенных тома академика Рыбакова — отнюдь не есть предмет для гордости.
Однако научную литературу по язычеству славян найти просто: достаточно сходить в более-менее приличную библиотеку и порыться в тематических указателях.
Зеленин К.Д. "Очерки русской мифологии"
Пропп В.Я. "Исторические корни волшебной сказки".
Обязательно посмотрите работы М.Ю.Лотмана, Э.Ф.Померанцева, В.Н.Топорова, И.П.Сахарова, А.К.Байбурина и мн. др.
Понимаете в чем проблема: настоящие книги не издаются массовыми тиражами. Можно сделать неплохие деньги на издании фальшивки начала века ("Велесова книга", например), или на переиздании маловнятной — но зато воспевающей азиатские народы и россиян — эпопеи Льва Николаевича Гумилева, но невозможно выпустить семиотическое исследование пантеона древнерусских богов конца IX века тиражом большим, чем 200-300 экземпляров. Или еще выход — изучение Древней Руси по путевым заметкам арабских и византийских купцов.
 


 Главная страница   Новости   № 8, часть 1  ч.2   ч.3   ч.4   ч.5   ч.6   ч.7   ч.8   ч.9    ч. 10   ч.11   ч.12

часть 3

Hosted by uCoz