Страницы Энциклопедии Фантастики
Роман Масленников Археология «Вышивку, которую ваша дочь сделала в школе на уроках рукоделия, в 2288 году назовут "гобеленом викторианской эпохи", и ей не будет цены»Джером К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки»« — Странно, — подумал он, — зачем археологу таскать с собою свод программ для бортовой вычислительной машины?»Э.Нортон, «Саргассы в космосе»
Недоумение персонажа из выше процитированного авантюрного романа имело основания в данном случае. Но в целом, рассматривая перспективы археологии в фантастике, удивляться особо нечему. Техника вторгается во все сферы жизни.
Во-первых, археология захватывает в свое поле все новые внеземные обитаемые миры, а с ними и историю других человечеств (С.Жемайтис «Багряная планета»; А.Кларк «Юпитер-5»). Вот когда археологу полезно освоить дополнительную профессию астронавигатора, немыслимую без компьютеров и программирования.
А заодно не худо проштудировать криминальную хронику и некоторые разделы в объемистых томах Галактического права. Необходимость в последнем действии оправдывается тем, что на планете Волтас целая группа умельцев промышляет изготовлением искуснейших подделок археологических "редкостей", якобы принадлежащих той или иной цивилизации (Р.Силверберг «Археологические находки»).Во-вторых, для грядущих поколений фантасты иногда делают возможным изучение исторического (и доисторического) прошлого не только по едва сохранившимся в земле вещественным источникам. Но это отрицает археологию в принципе, потому как достаточно воспользоваться результатами усилий археологов-предшественников, а затем на локализованном месте с помощью машины времени проследить за ходом событий и понаблюдать за далекими предками. Например, основываясь на отчете Западнодвинского археологического отряда, производивших раскопки городища Замошье (1986г.), люди будущего сочли необходимым спасти древнего гения, чьи способности не могли полностью реализоваться в XIII веке (К.Булычев «Похищение чародея»).
Относительно более простая техника облегчает труд археологов и палеонтологов. Специальные автоматы-кроты создают мощное силовое поле в любой толще грунта, и всё наиболее интересное можно выискивать и предварительно осматривать прямо на экране специальной телеприставки (И.Ефремов «Туманность Андромеды»).
Возможности машины времени и телевизора удачно сочетает в себе хроноскоп, воссоздающий по отдельным сохранившимся предметам картины прошлого (И.Забелин «Записки хроноскописта»).Армию землян-археологов пополняют их коллеги-инопланетяне. От успеха археологической экспедиции под руководством чумарозца Громозеки на планете Бродяга, как выяснилось в дальнейшем, зависела судьба всех жителей Земли (К.Булычев «Лиловый шар»). Дальние потомки самих землян (из числа колонистов других миров) стараются с помощью археологии открыть для себя историю полузабытой прародины (А.Азимов «Камешек в небе»).
Многим энтузиастам не дает покоя загадка Атлантиды, для доказательства существования которой требуется веское слово археологов. Здесь везет единицам (В.Обручев «Загадочная находка»; Г.Лавкрафт «Храм»). И уж, конечно, крайне интересно обнаружить где-нибудь в пещере, среди палеолитических рисунков, свидетельство посещения прошлого путешественниками из будущего (Д.Биленкин «Незапертая дверь»).
======================
Об авторе:
Роман Масленников, сорок лет, живет в Костроме, с середины семидесятых годов активно участвовал в Викторинах УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА. Человек, который не стал заниматься текучкой вроде писания рецензий на сомнительные книжкины новинки, не стал углубляться в дебри меж-фэновских разборок и не воевал в окопах литературных войн. Он не спорил до оголтения по поводу каких-то никому не нужных малозначительных жанровых премий и наград, отстаивая чьи-то или свои собственные субъективные вкусы и взгляды. Он отдает предпочтение всей фантастике сразу, целиком. Он сидит в своем «Высоком Замке» и пишет доброе, надежное, вечное: он делает Тематическую Энциклопедию Фантастики. Некоторые части ее уже выходили в журнале ЛАВКА ФАНТАСТИКИ (Пермь), будут появляться эпизодически и в других изданиях. [В прошлом номере были опубликованы две тематические заметки. Одна из них — про хроноклазмы, — принята Р.Масленниковым в свою Энциклопедию]. К великому сожалению, бесценный архив Викторин УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА утерян при переезде редакции в новое здание. Но остались еще старые энтузиасты и знатоки научной фантастики, растет новое поколение, на новых, совершенно других книжках. Работы по составлению Энциклопедии еще много, хватит на всех! Присоединяйтесь! Адрес: 156014, Кострома, ул. Профсоюзная, д.13-1, к. 96, Масленникову Роману Юрьевичу.
К.Порте Бестелесное существование в произведениях фантастов «Был восьмой час вечера, когда доктор приложил ухо к моему сердцу, поднес мне к губам маленькое зеркало и… сказал торжественно и тихо:— Все кончено.По этим словам я догадался, что я умер»А.Апухтин, «Между жизнью и смертью»В изучении этого вопроса я намеренно опустил многочисленные произведения, в коих наличествуют, буквально говоря, пересаженные на компьютерный носитель мозги избранных людей, ограничив фронт работы одной метафизикой, а так же теми явлениями, что зовутся паранормальными.
В рассказе Дмитрия Биленкина «Море всех рек» ученый Стожаров в результате неудачного эксперимента попадает "в гости" к сверхразуму, за плечами которого миллионы лет развития и совершенствования. У Стожарова есть возможность приобщиться к вечности, к тому, «чему нет названия в человеческом языке». Перед ним распахнется Вселенная, все ее тайны, он получит власть над материей… Невозможно представить, что же представляют собой сверхсущества, на протяжении многих миллионолетий переходивших с одной ступени качественного развития на другую. Невольный страх и ужас Стожарова можно объяснить изумлением, необычностью самой ситуации, но — такова реакция человека. Да и ностальгия по родной Земле и природе замучила ученого. Словом, Стожарова "вытаски-вают" из клинической смерти.
Каким может быть мир, в котором обитают души? Души, оторванные от материальных носителей? Может быть таким, как в «Мираже» Клиффорда Саймака? Археолог Уэбб, умирая на Марсе от голода, попадает в сказочный город, где собрались люди с разных планет и «далей более дальних, чем планеты». Уэбб узнает от марсиан, что «жизнь обтянута множеством оболочек. Словно набор полых кубиков, точно вмещающихся один в другом. Внешняя оболочка прожита, но сбрось ее — и там внутри окажется новая жизнь».
Американский парень Джон Смит, герой романа «Мертвая зона» Стивена Кинга, пролежал несколько лет в коме. Оставим в стороне политическую, сюжетообразующую составляющую концепцию романа. Вспомним описания моментов "прихода" после болезни в жизнь и "ухода" Джона после смерти. Светящиеся коридоры, огни в конце тоннеля — очень напоминают показания пациентов из книги Раймонда Моуди «Жизнь после жизни». Необходимо добавить только, что Джон Смит после болезни получил редкий дар экстрасенсорного восприятия и чтения мыслей…
Очень кстати вспомнилась и «Бхага» Георгия Гуревича. Это надо же как подфартило герою книги — не просто умер, но и попал "на прием" к самому Богу!
Что видят, что чувствуют люди, чье сознание, отделенное от тела, попадает в космос? Может быть то же, что и робот Ричард Дэниел из рассказа Клиффорда Саймака «Все ловушки Земли», перенесший все прелести перехода через гиперпространство, находясь на внешней поверхности космического корабля: «Это был как бы потусторонний мир, не подчинявшийся нормальным законам пространства и времени, мир, в котором не было места обычным эмоциям, и в распоряжении существа, привыкшего к нормальным канонам пространства и времени, не было никаких инструментов, никакого измерительного прибора, с помощью которых оно смогло бы свести все это к категориям, доступным познанию».
В «Витке эволюции» Курта Воннегута люди уже обходятся без тел. Кенигсвассер первым нашел способ, как выйти из собственного тела. «Что хорошего в этой протоплазме, зачем мы таскаем за собой повсюду такую чертову тяжесть? .. В человеке только один ум чего-то стоит».
Вспоминается Дух из «Заповедника гоблинов»: «Он странствует повсюду, где захочет. У него есть друзья во всех уголках планеты».
После «Космической одиссеи» Артура Кларка врезается в память эксперимент неведомой сверхцивилизации над Дэвидом Боуменом, командиром корабля «Дискавери». Освобожденный от уз материи, Дэвид получил огромную власть над гравитацией. Для землян он, несомненно, ультрасущество. А может быть, Дэвид — люден Стругацких? Основная идея из письма Айзека Бромберга (повесть «Волны гасят ветер») очень напоминает «Конец детства» Кларка:
«Человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, меньшая часть его форсированно и навсегда обгонит большую, и свершится это волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой».
Ждет нас «либо остановка, самоуспокоение, замыкание на себя, потеря интереса к физическому миру. Либо вступление на путь эволюции второго порядка, на путь эволюции планируемой и управляемой, на путь к монокосму».
В «Конце детства» Кларка "на пути к монокосму" оказываются дети. Вспомним еще отчет Льва Абалкина из «Жука в муравейнике». С Надежды Странники уводят детей. Неизвестно куда.
«Это либо благословение, либо проклятье — в зависимости от того, как смотреть. (Но как бы вы ни смотрели, ничего не изменится).»Роджер Желязны. «Создания света, создания тьмы»