Главная страница    Новости   Все СЕМЕЧКИ  № 17, части  1   2   3  4   5   6  7   8   9   10   11  12

семечки № 17, осень 2001 часть 2




 
Вводная
 
 
 Посмотреть фотографии с Филиграни-2001

Офилигранились
 

Как наступает осень, так обязательно куда-то надо ехать.

А тут как раз Международная книжная ярмарка в ВДНХ и Вторые чтения памяти Аркадия Натановича Стругацкого.
Если на первом мероприятии побывало эдак пятьдесят тысяч человек, то на втором – едва ли человек пятьдесят сидело. Зато каких! Писатели Геннадий Прашкевич, Владимир Покровский, Дмитрий Володихин, Кирилл Еськов, Александр Громов, Олег Дивов, Мария Галина, Александра Сашнева, Дмитрий Янковский, критики Евгений Харитонов, Александр Ройфе, Сергей Некрасов, Владислав Гончаров, Дмитрий Байкалов, Андрей Синицын, Сергей Шикарев, Георгий Петров, Августа Косарева, Юрий Семецкий.

«Для затравки» Глеб Елисеев прочитал доклад о проблеме развития человека в советской фантастике, и пришел к выводу, что ни в одной другой фантастической литературе (американской, английской, российской) никто не изучал нравственную сторону тему эволюции человека в сверхсущество так глубоко, как советские фантасты Аркадий и Борис Стругацкие.

Потом Геннадий Мартович Прашкевич выступил с пламенными воспоминаниями о своих встречах с Аркадием Натановичем (фрагменты записных книжек печатаются в пермской «Лавке фантастике»), потом Владимир Валерьевич Покровский объяснял значение фигуры Стругацкого для становления молодых участников Малеевских и Дубултинских семинаров, а Эдуард Вачаганович Геворкян дополнял его своими анекдотами.

В кулуарах побеседовали с Николаем Науменко о планах издательства АСТ. Хорошие такие планы, вкусные. Например, в пику Вальехо издадут фант-календарь с картинками Дубовика. А потом еще и киберпанков гомеопатическими дозами продолжат переводить. И с классикой нф обильно познакомят неофэнов. Полный текст интервью выложен на нашем сайтике. (Интервью с другими участниками «Филиграни» есть на интересном сайте Светланы Прокопчик «Заборище» www.prokopchick.narod.ru).

Премию «Филигрань» (присуждается по результатам голосования жюри из дюжины критиков) вручили Олегу Дивову за роман «Толкование сновидений» и Александру Громову за повесть «Вычислитель», с чем их и поздравляем.

Ярмарка же, что была на ВДНХ и освещалась в СМИ как грандиознейшее торжество в поддержку книгоиздания, порадовала оформлением стендов издательств – каждая контора стремилась выпендриться с изюминкой, и навалить книжек побольше (ЭКСМО, так вон вообще, до самого потолка навалили своих книг. Метров пятнадцать высотой был стеллажик, не меньше). Запомнились же только Михаил Сергеевич Горбачев (ходил по рядам и собирал подарки от радушных издателей – нам с Сергеем Шикаревым так и не удалось догнать экс-президента СССР) да уставший от раздачи автографов Сергей Васильевич Лукьяненко, восседавший в павильоне АСТа рядом с новоиспеченными «танцами на снегу».

Книжки же можно купить на базаре в «Олимпийском».
Там их не меньше.


Сергей Соболев

Урожай книг: весна-лето-осень
 

Издательство «ОЛМА-пресс», ориентирующееся на продажу популярных жанров в киосках и на лоточках, выпустило дюжину лакокрасочных книг в серии «Имена ЗФ». Классика фантастики, в основном – переиздания переводов начала 90-х, слегка разбавленные свежими, доселе не встреченными текстами. Все обложки – украшены фрагментами картин Франка Фразетты, порой совершенно не подходящих к содержанию. Зато красиво. Как любопытный выкрутас серии смотрится непременная «иллюстрированная библиография» автора. Именно «выкрутас» – потому что пользоваться ею как справочным материалом затруднительно в силу фрагментарности, тем более что подобраны обложки как оригинальных, так и российских изданий, но практически нигде не указана «страна происхождения», а роман Желязны «Lord of Light» упоминается и как «Бог Света», и как «Повелитель Света». (Надо отметить, что к библиографической части подход в этой серии вообще наплевательский – как уже подмечала Ольга Субботина (Федорова), на всех книгах серии стоит библиотечный индекс ББК 84.Р7 (2 Рос-Рус) 6, означающий современная российская художественная литература.) Как ни прискорбно, но серия, похоже, заглохла: питерские фэны переиздали кое-что из своих закромов, и успокоились.

Случилось странное, и одновременно двумя приятелями взор мой был наведен на давно изданный роман Харуки Мураками «Охота на овец». Литературный перевод замечательный (не зря же Дм.Коваленин корпел над ним несколько лет!), посылка фантастически глобальна (со времен Чингисхана живет на Земле инопланетная Овца, попеременно вселяющаяся в людей и ворочающая свои темные делишки), а исполнение – традиционно-затянутое для мэйнстрима. Треть книги герой собирается в Путешествие, треть – едет к намеченной цели, и только ближе к финалу начинает что-то происходить. Причем, как это у них в Большой литературе водится, все оканчивается Пшиком. Я не знаю, знаком ли Мураками с творчеством К.Саймака, но история про Овцу перекликается с инопланетным преступником из повести «Кто там, в толще скал?».

Мураками:
«Сотни лет она спала в своей пещере, и надо же было именно такому безмозглому идиоту, как я, ввалиться и разбудить ее!» (с.287).

Саймак:
«А что, если существо в толще скал вовсе не хочет, чтобы его спасали?», и в самом конце: «И тот, под толщей скал, не хозяин, а отбившаяся от стада овца?».
Опять же, «Волчья сыть» М. и С.Дяченко…
.

 
.
Стивен Кинг «Пляска смерти». М. АСТ. 2001. 416 стр.
Стивен Кинг «Как писать книги: Мемуары о ремесле». М. АСТ. 2001. 320 с.
Кир Булычев «Как стать фантастом: Записки семидесятника». Челябинск. «Околица». 2001. 326 с.

После насыщения рынка собственно фантастическими произведениями, издательства начинают пробовать выпускать фантастиковедческую литературу. Чтобы не прогадать с первыми опытами в жанре фантастического non-fiction, авторы выбираются беспроигрышные: коммерчески успешный американец Стивен Кинг и всенародный любимец Кир Булычев. Книги появились в продаже одновременно, и это обстоятельство позволяет проводить занятные аналогии между непохожими, на первый взгляд, фантастами. Во-первых, и Кинг, и Булычев активно писали сценарии для кино и телевидения (причем и наш мэтр, и его заокеанский коллега довольны только некоторыми своими картинами), и оба мелькали в эпизодических ролях на экране. Во-вторых, не смотря на названия рецензируемых книг, они не написали учебника для желающих стать фантастами – но вместо этого подробно и смачно пересказали свою жизнь. В-третьих, обстоятельно рассказывают, где, когда и при каких обстоятельствах пришла им в голову идея написать то или иное произведение и кто из знакомых послужил прототипом для персонажей. В-четвертых, и Булычев, и Кинг были и остаются заядлыми книгочеями, о чем не перестают постоянно напоминать на протяжении всех своих мемуаров-воспоминаний.

В ненумерованном с/с С.Кинга от издательства «АСТ» вышли две не-художественные книги: «Пляска смерти» и «Как писать книги». На фоне тощенького ручейка отечественной фантастиковедческой литературы (библиографические справочники, энциклопедии и т.п.) эти два привнесут заметное оживление в стан оголодавших по подобного рода литературе фэнам. «Пляска смерти» и любопытна прежде всего тем, что «Король Ужасов» всю фантастику склонен рассматривать именно через призму своего пристрастия; например, отмечает, что в фильме «451° по Фаренгейту» «отражены кошмары всех книголюбов» (с.145). Кинг травит байки и анекдоты, ностальгирует по своей молодости и вспоминает биллион кинофильмов (к чести переводчика-редактора-не-знаю-кому-спасибо-сказать, названия фильмов и книг даны как в переводе, так и на английском, в скобочках), строит свои концепции, «отчего же людям так нравится пугаться», но мало и невнятно выдает свои секреты ремесла. Да оно нам и не особо надо… Портят эти книги отсутствие содержания и т.п. аппарата – издатели сделали все возможное, дабы запудрить мозжечок покупателю и впарить под видом очередного художественного романа non-fiction. И еще эти ужжжасные обложки с зеленоглазыми вампирами и бледными ручками – впрочем, я уже научился их отрывать (обложки, обложки, не ручки же).
Куда как приятнее сделана книжка выдающегося писателя XX века Кира Булычева «Как стать фантастом» (Челябинск: «Околица», 2001. – 325 с., 500 экз., переплет). Мемуары эти уже дважды печатались (в журнале «Если» и альманахе «Фантастика 2000»), но тут добавлены десятки фотографий и несколько главок – расширена часть про работу в «Вокруг света», про заморочки в институте и мн.др. Причем, в отличии от Кинга, Булычев любые события в жизни страны, семьи и своей личной рассматривает через «увеселительное» стекло: «Дача сгорела до фундамента – на ее месте остался лишь ее план, выложенный кирпичем» (с.280). Недаром что историк – интересная наука история, «очень настраивает на юмористическое отношение к происходящему» (М.Веллер).

«Компьютерра» в этом году порадовала любителей фантастики: в № 392 (от 17 апреля) опубликовали блок материалов о блестящем Станиславе Леме, после чего из номер в номер стали печатать эссе из книги «Мегабитовая бомба». Кроме того, на сайте журнала публикуется с продолжением повесть Василия Щепетнева «Пятая Сила (Хроники Навь-Города)».
.

.
С большим трудом, но достал-таки книгу блестящего прозаика Андрея Столярова «Наступает мезозой» (СПб: «Петербургский Писатель», 2000. – 336 с., 3 т.э.). Хотел что-нибудь написать о сборнике, но тут стараниями Владимира Ларионова мне подвернулась цветная газета «Книжный Клуб СНАРК» (СПБ) от 18 октября 2000 г., откуда я и беру следующие слова Андрея Михайловича, как нельзя лучше иллюстрирующие интонации, с какими написаны рассказы сборника:
«Новый век будет веком нечеловеческих цивилизаций. Благодаря революции в биологии, с одной стороны, и революции в компьютерных технологиях, с другой, человек приобретет такие качества, которых он не имел никогда. Фактически он перестанет быть человеком. На Земле появится новая цивилизация, интересы которой будут нам совершенно чужды. Человек окажется в положении неандертальцев, которых вытесняют более развитые кроманьонские племена».
.
Журнал «Если» решил повторить подвиг двухлетней давности, и выпустить звездный номер, целиком состоящий из произведений ведущих отечественных фантастов. Помните, минский «Парус» практиковал спецномера, целиком отданные под фантастику? Вот-вот, все повторяется. Engine повести «Возвращение мытаря» сложившегося классика российской нф Эдуарда Геворкяна можно передать слоганом «Заплатил налоги – спи спокойно!». Повесть «Труженики зазеркалья» ильфа-и-петрова отечественной фантастики Евгения Лукина выворачивает наизнанку романтические представления о Зазеркалье, низводя их с абстрактных высот Льюиса Кэррола до тяжелых трудовых будней невидимых тружеников потустороннего мира. Певец апокалипсиса Андрей Столяров сочинил сказку о финансовом конце света «Как это делается», а выдающийся Сергей Лукьяненко придумал, как срубить процент с фортуны – р-з «От судьбы…».
В том же номере начата публикация любопытного историко-библиографического очерка Евгения Харитонова «Русское поле» утопий» – анализ утопий российских авторов от консервативной «Земли Офирской» М.Щербатова до химически скорректированной «Сверхдержавы» А.Плеханова.
.
К «Интерпресскону» оргкомитетом был выпущен сборник микрорассказов – брошюрка А5 о двадцати страницах, на которых ровно столько же произведений и уместилось. Все они выложены на официальном сайте конвента, но на бумаге-то все равно приятнее…
 

.
Там же распространяли и шесть малоформатных (10х14см) книжек серии «Альтернативный Пегас» – авторские сборники стихов писателей-фантастов, составленные и изданные дизайнером фирмы «Лань» Александром Олексенко:

Л.Вершинин «Неактуальные баллады» 184 с.
В.Рыбаков «Обрывки исповеди» 64 с.
Е.Лукин «Ой да…» 128 с.
С.Снегов «Явь и видения» 96 с.
А.Балабуха «Эпициклы» 96 с.
В.Михайлов «Разнолетье» 72 с.

Книжки иллюстрированы графикой А.Карапетяна, Д.Шулындина, М.Алферовой, И.Ионова, что тоже должно пролить бальзам на душу знающего фэна.
Адрес для заявок: shura@lpbl.spb.ru Александр Олексенко.

В.Рыбаков и А.Олексенко на презентации серии Альтернативный Пегас - фото В.Ларионова
В.Рыбаков и А.Олексенко на презентации серии "Альтернативный Пегас" - фото В.Ларионова
.

А.Олексенко и Д.Балабуха на презентации серии Альтернативный Пегас - фото В.Ларионова
.
А.Олексенко и Д.Балабуха на презентауии серии "Альтернативный Пегас" - фото В.Ларионова.

*****

Пока верстался номер, пришла посылка от Бориса Завгороднего – шесть книжек, выпущенных к «Волгакону-2001»:

двухтомник Геннадия Мельникова «Избранное» (т.1 - 216 с., т.2 - 176 с.),
роман З.Кейн «Обратная сторона вечности» (пер. с англ. Л.А.Ворошиловой, 192 с.),
две повести юмористическо-пародийной фантастики под одной обложкой С.А.Вэйкфилд «Боттерснайки против гамблов» и Б.Хофф «Дао Винни-Пуха» (пер. М.Касьяника, 128 с.),
дайджест фэнзина «Шалтай-Болтай» за 1995-2001 гг. (70 с.),
«Путеводитель по волгоградской фантастике» Ирины Карповой (32 с.),
Юрий Астров-Зацарицынский "Рассказы и статьи" (46 с.).

Все книжки выпущены в авральном порядке (в «Путеводителе…» перемешаны публикации и награды авторов, в переводных романах переводов не указаны названия на языке оригинала), тиражом сто экземпляров, и украшены символом конвента – улыбающимся Волгоконем.
.


 Главная страница    Новости   Все СЕМЕЧКИ  № 17, части  1   2   3  4   5   6  7   8   9   10   11  12

семечки № 17, осень 2001 часть 2

Hosted by uCoz