ПрессаСергей Соболев
Журналы фэнзины газета
«Дело в том, что у Рудольфи было все: и ум, и сметка, и даже некоторая эрудиция, у него только одного не было — денег. А между тем азартная любовь Рудольфи к своему делу толкала его на то, чтобы во что бы то ни стало издавать толстый журнал. Без этого он умер бы, я полагаю»М.А.Булгаков «Театральный роман»
F-хобби
Информация, публицистика, критика
№ 3 за 2001, брошюра А5, лазерный принтер, 60 страниц вместе с обложкой + карта-вкладыш к роману Х.Бима Пайпера «Четырехдневная планета».
Эл.почта fhobbi@vmail.ru, эл.версия http://f-hobbi.net.
Адрес: 397702, Воронежская обл., г.Бобров, ул.Колхозная, д.84, Субботину Валентину.
Номер заметно потолстел по сравнению с предыдущими выпусками фэнзина, объем же текстов вырос еще радикальнее — благодаря уменьшению шрифта (на глазок — примерно 7 или даже 6 размер кегля гарнитуры Times). Читать же стало несколько труднее — при таком мелком шрифте на строчку приходится до 120 знаков. Тяжеловато головой вертеть, знаете ли.
Фэнзин успешно забивает нишу фантастического дайджеста: добрая половина материалов взята из интернета (с указанием источников), что позволяет некомпьютеризированным фэнам быть в курсе происходящих в фэндоме событий.
Из оригинальных статей необходимо выделить заметку редактора «Попытка не пытка» — обзор ответов издательств потенциальным авторам, куда и какие рукописи свои направлять стоит. Картинка, судя по всему, выглядит не очень радостной: ни один журнал (письма направлены в редакции десяти журналов) не заинтересован в появлении на своих страницах новых имен. По крайней мере, издательства отвечали охотнее, и даже иногда сообщали размеры гонораров.
Гвоздем номера можно назвать блок материалов про Виктора Бурцева — заметка В.Косенкова о том, как он вышел на своего соавтора, интервью с ним же и с Ю.Бурносовым, плюс запись разговора Бурносова и О.Дивова о современном состоянии дел в фантастике.
Изюминка же третьего выпуска запрятана между рецензиями и объявлениями. Изюминка — это небольшая статья Майкла Суэнвика о лучших (на его вкус) англо-американских рассказах и повестях 2000 года. Материал впервые был опубликован зимой в «Локусе», на русском языке публикуется с разрешения Суэнвика. Статья украсит любое издание — и я рад, что Валентин Субботин смог дотянуться до нее первым.
Кстати, этим летом «F-хобби» уже получил в Перми приз как лучший фэнзин 2001 года, и аналогичную награду – на «Волгаконе-2001», состоявшемуся в Волгограде. Дважды Поздравляем!№ 4 за 2001 – 64 стр., лазерный принтер.
Отчеты о ростовском «ДонКоне», «Урании», «Фэндоме» и еще каких-то конвентах; краткая история «Волгокона», издательские планы «Азбуки» и «ЭКСМО», некрологи памяти Виктора Колупаева и Туве Янссон, обзоры кинофильмов. Интересна подборка матераилов, касающаяся процессу кидалова авторов в издательском деле: перепечатка из газеты «Совершенно Секретно» статья В.Рокотова, статья Павла Гросса о его мытарствах с издателями, и перепечатка из «Питерbook’а» статьи «Изменение и прекращение издательского договора». Опубликованы письма К.Еськова и А.Шалганова, в которых автор и редактор объясняют свои позиции по поводу редактирования чужих текстов (полемика отгремела в июле месяце на форуме «Нуль-Т» сайта www.rusf.ru, а напечатанные письма – лишь часть ее).
«F-хобби» продолжает печатать свежие переводные статьи, касающиеся состояния дел в фантастике за рубежом. В четвертом номере опубликована заметка Джеффа Берковица о сетевых фант.ресурсах.
Из оригинальных статей надо выделить статьи Ольги Субботиной «Утопия на фундаменте из вечной мерзлоты» о Сергее Снегове и ее же обзор «Русские в Средиземье» – об отечественных продолжателях эпопеи Толкина.
Начинающих авторов несомненно привлечет интервью с Дмитрием Янковским, редактором издательства «АиФ-Принт». Дмитрий подробно объясняет, почему им нужны романы, а не рассказы, и какие именно фант. направления будут у них публиковаться.
В третьем и четвертом номерах журнала на разворотах помещены самодельные карты. № 3 – «Четырехдневная планета» Х. Бима Пайпера, № 4 – маршрут Ярослава Родина из «Голубятни на желтой поляне» В.П.Крапивина. Так сказать, «фирменный подарок» от редакции журнала. Не знаю, насколько хватит сил и желания у топографов на подобные изыски и упражнения по рисованию инопланетной местности, но я буду с большим интересом ждать схему движения экспедиции из романа «Фантастическое путешествие» А.Азимова и перемещений Города из «Опрокинутого мира» К.Приста.
Лавка Фантастики
№ 4 за 2000 год (фактически вышел в июле 2001)
брошюра 60 стр А4, двухцветная обложка.
Тираж не указан, говорят, около 1000 экз.
Редактор В.Запольских.
Адрес lafkafan@mail.ru
614039, Пермь, Комсомольский проспект, 63-9.
В номере несколько рассказов А.Лукьянова, Б.Фрадкина и Д.Скирюка, «Из записных книжек» Г.Прашкевича. Любопытен отчет Дмитрия Скирюка о питерском конвенте «Странник» 2000 года, составленный из оригинальных интервью с Л.М.Буджолд, Е.Лукиным, С.Лукьяненко, М.Дяченко и В.Васильевым.
Еще в номере есть перепечатка старого интервью с Э.Малышевым, взятое Е.Харитоновым, и статья В.Язневича о некоторых космологических идеях из произведений С.Лема.
На минувшем «Волгаконе» Вячеслав Запольских получил приз за лучший провинциальный НФ журнал.
Порог
номера за первую половину 2001 года
редактор - Алексей Корепанов
irina@utel.net.ua
25006, Украина, Кировоград, а/я 5-50.
Журнал получил на «Волгаконе-2001» приз как лучший русскоязычный НФ журнал за рубежом.
В каждом номере – десяток рассказов и немного окололитературных материалов: статьи о «хоббитских игрищах», киевских КЛФ, и т.д.
Из прозы стоит выделить рассказы Г.Мельникова «Улизз» (№ 6), А.Шведова «Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах» (№ 7), Н.Точильниковой «Избранник» (№ 6), А.Корепанова «Озеро юности» и «Наваждение» (№№ 4 и 6 соответсвенно).
Рассказ о фэнпрессе будет неполным, если мы не упомянем блестящий журнал
«Питерbook»
большой рекламный иллюстрированный книжный ежемесячник на 56 стр. с цветными вкладками, издающийся в Санкт-Петербурге пятитысячным тиражом. Помимо новостей издательских, анонсов новинок и многочисленных новостей, в каждом номере есть большая рубрика «Фэн-клуб», которую ведет Василий Владимирский. Помимо традиционных новостей фэндома и рецензий на новинки, помещаются отчеты о конвентах, интервью с писателями (Н.Романецкий в № 6, А.Щеголев в № 5, П.Шумилов в № 4, Я.Ашмарина в № 2 и А.Легостаев в № 1-2), отрывки из книг, и множество фотографий. В каждом выпуске «Фэн-клуба» непременно есть место и для обзорных статей – о творчестве Генри Каттнера и Кэтрин Мур, С.Кинга, Р.Хайнлайна. Часть материалов печатается за пределами рубрики, но их тоже можно отнести к околофантастическим: например, интервью с П.Крусановым (№ 7), М.Ахмановым (№ 6) и блок материалов о Е.Хаецкой (№ 5).
Адрес журнала 193029, Санкт-Петербург, пр.Обуховской Обороны, д.105. pbook@ctinet.ru
Архив приключений
Иллюстрированный журнал развлекательного чтения
№ 1 за 2001 г.
брошюра А4, 32 стр.
Журнал пятнадцатитысячным тиражом отпечатан в Пензе издательством «Наш Дом» (Пенза, ул.Коммунитическая, 28), и состоит из перепечаток детективных и фантастических рассказов из журналов 1920-х годов. Тексты способны пробить слезу умиления по канувшим в лету временам, а вот перепечатки великолепных рисунков только глаз радуют – не рисуют так сейчас.
Наша фантастика
Альманах. Проза, интервью, рецензии, критика
М. Центрполиграф.
Вып.1 – 2000, 362 с., 10 т.э.
Вып.2 – 2001,381 с., 10 т.э.
Формат 21х14 см, мягкая обл.
Первый номер я получил еще на «Росконе», да все недосуг написать было. Зато по двум номера наметилась какая-никакая тенденция и можно делать медленноползущие выводы. Во-первых, альманах, затеянный Дмитрием Янковским и подхваченный Василием Мельником, ориентируется на один и тот же определенный круг авторов, коих и будет муссировать из номера в номер: блестящий фантаст Василий Головачев, сложившийся поэт сетевой виртуалки Владимир Васильев, выдающийся критики и мастеровитый прозаик Дмитрий Володихин… Зияющие лакуны между мастерами дано право заполнять безызвестным авторам, годами отиравшимся на порогах «Центрполиграфа»: Джулиан Прибой (который вовсе не моряк), Борис Фокин (который мне книжку Зеркалова о Булгакове должен. А-у, Лифанов!), Наталья Ипатова (под этим именем скрывается Наталья Ипатова)… Из прозы хочу отметить рассказы вышеназванных писателей, а для смаку надо еще прочесть нтервью: в первом выпуске ответы дает Андрей Плеханов, во втором – Александр Зорич (причем не понятно, кого именно из трех «Зоричей» интервьюировали, или же всех трех сразу). Еще в альманахе куча рецензий на книжки, и во втором выпуске начата публикация «"ликбеза" для фантастов» «Горизонты оружия» – Григорий Панченко объясняет характеристики средневекового оружия и объясняет типичные ляпы и промахи кинорежиссеров и писателей. Григорию Константиновичу доверять можно: он принимал участие в написании четырехтомной «Истории боевых искусств» (М., 1996).
А теперь – аляповатые обложки в кислотных разводях, как от машинного масла на хорошей луже. Зря, зря не указан художник. В редакции «Центрполиграфа» небочь думают: «Ну что там, натянул текстуры на тороиды, вклеил парочку корабликов и фон размножил. Не стоит и подписывать даже». Очень, очень даже надо подписывать подобные коллажи: глядишь, через пару-тройку лет за них и премию какую-нибудь дадут – художников-то у нас мало, некоторых уже по третьему кругу поздравляют!
Тера фантастика
списанието на българския фендъм
Брошюры А5, от 80 до 112 стр.
Редактор Макрия Ненов.
Адрес terrfantastica@f2s.com
Попались мне все пять выпусков этого полупрозина сразу, то есть одновременно. Первый вышел в 1999 году, пятый (специальный, приуроченный к «Булгакону») – летом 2001.
Приятный такой журнальчик, процентов на 80 – критика, интервью, библиографии, и только чуточку – прозы, причем проза именно как иллюстрация к теме номера. Если тема второго номера – творчество Ф.Дика, то там вполне уместен его показательный во всех отношениях рассказ, по мотивам которого сняли к/ф «Вспомнить все». Центральная тема третьего выпуска – И.Ефремов (интересна статья Тодора Ялимова о параллелях в жизненном пути Ивана Антоновича Ефремова и Николая Рериха). Гвоздь первого выпуска – блок материалов о Роберте Хайнлайне (кстати, биографическую справку о нем написал для «Теры» Евгений Харитонов), а последний выпуск забит по самыую крышку статьями о киберпанках: киберпанках американских (статья Питера Николса, видимо, из энциклопедии), киберпанках русских (плюс перепечатка статьи старой С.Кузнецова о В.Пелевине), а в разделе «Видеодром» фанаты найдут обсуждение ляпов фильма «Матрицата».
Журнал принесет вам ворох приятных минут: какое это наслажденье болгарские буквы разбирать! Например, такое: книга
Журнал делают с любовью и выдумкой, нестандартно. Например, сухая статистическая заметка о количестве изданных книг в 1998/99 гг. начинается словами: «В 1998 г вышло из печати 122 фантастические книги, а в 1999 – 115. При 365 днях в году это приблизительно по одной книге в три дня. Общая стоимость за 1999 г. составили около 545 левов. При объеме около 37 000 стр.». Но название одной книжки поставило меня в тупик: Милан Асадуров, «Няма хък-мък».
Третье Тысячелетие
№ 1, 2001
Дайджест интернет-публикаций.
24 стр. А4, лазерный принтер, илл. и фото.
Редактор: Олег Логачев. 630005, Новосибирск, ул.Гоголя, 21а, кв.2.
Бумажные публикации интереснейших материалов из русскоязычного сектора интернета. Блок интервью: отрывки из Off-line интервью с Б.Н.Стругацким, интервью А.Тюрина журналу «Паттерн» и В.Рыбакова тому же изданию, перепечатка интервью Б.Штерна из «Литературной Газеты». В рубрике «Статьи» помещены размышления С.Лема о современной ситуации в мире, и Р.Арбитмана – об итогах 2000 года в фантастике. Рецензии для журнала отобраны обстоятельные, с «Озона», «Экслибриса» и еще откуда-то. Эксклюзивный материал только один – заметки Евгения Савина о творчестве С.Лукьяненко.
Жаль, что до сих пор так и не вышел второй номер – нишу интернет-дайджеста уверенно занимает сейчас более оперативный «F-хобби».
Обзор будет явно неполным, если мы забудем упомянуть новацию газеты «Экслибрис» (Книжное Обозрение Независимой газеты): помимо полосы «Фантастика» (ведущий Владимир Березин) уже дважды мелькала тематическая страница «Нейрофаг», составленная Иваном Куликовым. Человек, разбирающийся в американской нф, обожающий творчество Ф.Дика и знающий компьютерную начинку не может писать ерунду.